В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Среды обитания живых организмов.5 класс

Среды обитания живых организмов.5 класс

Светлана Касимова
Тип материала: Урок
просмотров: 794 комментариев: 2
Краткое описание
Конструкт урока в 5 классе по биологии к учебнику А.А.Плешакова,Н.И.Сонина по теме:"Среды обитания живых организмов." В режиме федеральной стажировочной площадки по апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), являюсь членом пилотной площадки и разработала конструкт урока.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конструкт урока Среды обитания живых организмов 5 класс 2020г.docx Скачать

Составитель: учитель ВКК С.А. Касимова

Предметная область

Естественно - научные предметы

Учебный предмет

Биология

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Среды обитания живых организмов

Цель

создание условий для осознания и осмысления информации о целостности природы, о средах обитания живых организмов: наземно-воздушной, водной и почвенной, приспособленности организмов к среде обитания

Задачи

Образовательные: познакомить обучающихся со средами обитания живых организмов; научить решению простых экологических задач, закреплять умение находить необходимые сведения в тексте учебника

Воспитательные: воспитывать позитивные отношения к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между детьми.

Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и обобщать, высказывать свои мысли, обосновывая их в рамках изучаемой темы.

Планируемые результаты

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.

Метапредметные

Познавательные: умение структурировать материал, работать с источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.

Предметные: умение объяснять и характеризовать приспособленность организмов к среде обитания.

Коррекционные: активизация словарного запаса, развитие внимания, памяти и мышления школьников.

Оборудование

учебники по биологии для 5 класса авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, М.,2019; презентация учителя, наличие Интернета, чучела, коллекции, гербарные экземпляры растений, рисунки и фотографии животных (стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, черви-паразиты, окунь, кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь ); карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося; на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания»



.Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приёмы, дид.средства

1.Организационный момент

В начале урока важно вспомнить:

Правила и законы поведения на уроке






Хором читают правила на плакате

Коммуникативные

Правила и законы поведения на уроке

1. Закон точности.

2. Закон един, говорит один (уважай говорящего).

3. Закон инициативы.

*Не согласен – возражай

*Возражаешь – предлагай

*Предлагаешь – делай

4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке).

2. Определение темы урока. Самоопределение к деятельности.

Сегодня, у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому, что живут не только в разных местах (на разных континентах), но и в разных средах обитания.

В учебнике стр.104 перечислены различные среды обитания живых организмов. Соотнесите их с животными.

Как можно назвать нашу работу? Что мы сделали?

Это и есть тема урока? Среды обитания живых организмов.

-Что даст нам это знание?



В течение урока будем заполнять таблицуi.(раздаточный материал на каждого)

Дети устанавливают связь между живым организмом на картинке и средой его обитания

















Определяют, кто и где живет.







Рассуждают: будем знать, чем питаются, в каких условиях проживают, как приспосабливаются к жизни к этих условиях…

Познавательные

Личностные

Объяснительно-иллюстративный



(на доске представлены рисунки, фотографии животных из разных сред обитания)













Проблемный













Практический

(составление таблицы)


3.Изучение нового материала, осмысление увиденного и прочитанного.

Прочитайте текст № 3.

- О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой?



Прочитайте текст № 4.

- Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете?

- А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке?

-Обобщает, показывает картинки с животными-паразитами



-дельфин, кит



Учащиеся заполняют очередные графы таблицы











Учащиеся записывают новые сведения в таблицу



Ученики отвечают





Учащиеся продолжают работать с таблицей

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные





















Личностные






Проблемный

Практический



Текст № 3

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Текст № 4

Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их в жизни обоняние и осязание.

4.Физминутка


Выполняют упражнения для глаз и двигательной активности обучающихся



4.Проверка усвоения нового материала

Игра на развитие мыслительной операции «исключение лишнего»

- Страус, кенгуру, шмель, волк

- Белка, дельфин, акула, щука..

-Предлагаю самостоятельно составить аналогичную цепочку

(работают в паре)








шмель



белка



дети придумывают и предлагают сверстникам выполнить задание

Познавательные

Коммуникативные

Игровой

5. Контрольно – рефлексивная деятельность

Обобщите полученные знания по теме «Среды обитания» и составьте схему

-выполните Задание 1, отметив верные ответы знаком +:



-Задание2:

узнать по описанию, о какой среде идет речь:

- Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению.

- Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

- В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.

- Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам.

- Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать и создавать себе подобных.

составляют схему







-Учащиеся выполняют тест, сдают работы на проверку учителю

Познавательные

Регулятивные


Тест

Задание 1

1.Различают две среды обитания: наземно – воздушную и водную.

2.Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.

3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.

4.Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5.Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.

6.Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

6.Работа с учебником

Коррекционная работа на развитие целостного восприятия, установление причинно-следственных связей: стр.108:

Определите, каким именно животным принадлежат изображенные части тела. В какой среде обитания эти животные живут? Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности в этой среде?



Дети выполняют задание, составляют ответ по алгоритму:

-Эта часть тела называется ..;

-Она принадлежит…..;

-Эти животные живут …..;

-О приспособленности к этой среде свидетельствует то, что…;

Регулятивные

Коммуникативные

Объяснительно-иллюстративный

(рисунки в учебнике)














































7. Домашнее задание

Стр. 104 – 108, ответить на вопросы № 1-6.

- Составьте одну – две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания.

Записывают в дневники

Личностные

Беседа

8. Рефлексия

выполните самооценку собственной деятельности на уроке по заданному образцу

Самооценка ученика.

-На уроке мне больше всего понравилась работа … .

- Мне удалось узнать … .

- Я хочу посоветовать себе прочитать …, лучше разобраться … .

Регулятивные

Личностные

Опрос,

анкетирование

См. приложение

iПриспособления животных к среде обитания.

Название животного

Среда обитания

Приспособление к обитанию в данной среде














Литература:

  1. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- 7-е изд.-М.:Дрофа,2019

  2. Методическое пособие по биологии.5 класс./В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов.-3-е изд.-М.:Дрофа,2015

  3. Контрольно- измерительные материалы. ФГОС. Биология.5 класс. М.:ВАКО,2016


Обсуждение материала
Сергей Колодин
28.06.2020 14:01
Светлана,
прошу Вас добавить указанное в конспекте приложение, а также Ваши авторские данные (полностью ФИО, должность и место работы с юридически полным названием ОУ).
Сергей Колодин
7.07.2020 12:27
Нет заявленного в конспекте приложения, не указаны полные авторские данные.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос