Основные группы ССП по значению и союзам
[Введите название документа]
Бабичева Анна Юрьевна
Волгоград
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»
Русский язык
УМК:
Тростенцова
Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. и
др. / Под науч.рук. Шанского Н. М.
Русский
язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций.
Раздел: «Сложносочиненные предложения»
Урок № 1
Тема: «Основные группы ССП по значению и союзам»
Класс: 9
Продолжительность: 40 минут
Используемый ЦОР: Презентация «Основные группы ССП по значению и союзам»
Цели урока:
-
углубить знания о сложных предложениях, ввести представление о смысловых отношениях между предикативными частями в сложносочиненном предложении, классифицировать ССП по значению и союзам;
-
формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП, совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП; развивать внимание, память, речь;
-
воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Эпиграф к уроку:
Будь любознателен – и многое тебе откроется.
Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.
Будь отважен – и ты победишь.
Ход урока
|
Этапы работы |
Форма работы |
Содержание этапа конкретные виды деятельности (учителя и ученика) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент Психологический настрой на учебную деятельность. |
Коллективная работа |
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. - Здравствуйте, ребята. Прочитайте эпиграф к уроку – слайд 1 (Приложение 5) - Какие предложения использованы в эпиграфе? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (сложные, сложносочиненные) - Ребята, я желаю вам открытий на сегодняшнем уроке, отсутствия ошибок в работе и побед над собой. - Приступим к работе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Исходная мотивация урока. Опрос учащихся Проверка качества усвоения предыдущего материала, проверка сформированности общеучебных навыков, оценка ЗУН. |
Коллективная, фронтальная работа (опрос) по изученному ранее материалу Индивидуальная разноуровневая работа по карточкам |
- Проведем небольшое тестирование. Карточки будут разными, поэтому каждый из вас должен быть особенно внимателен, когда получит лист и начнет читать и выполнять задания. 1 уровень (слабые обучающиеся) – Восстановите схему (приложение 1) 2 уровень (средний уровень знаний) – Определите вид предложения (БСП, ССП, СПП, простое предложение с однородными членами) (приложение 2) 3 уровень (высокий уровень сложности)- Составьте предложения по схемам (приложение 3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Изучение нового учебного материала. Совместное уточнение темы урока, постановка конкретной учебной цели обучающимися Развитие умения извлекать информацию из самостоятельно прочитанного. Обобщение полученных ранее знаний, закрепление Развитие умения вести познавательную деятельность в коллективе, выделять главное, делать самостоятельные выводы, фиксировать свои знания в устной и письменной форме, в форме схем, таблиц; развитие умения работать в группе; Развитие умения полно и ясно выражать свои мысли, коррекция и оценка действий партнера и самооценка |
Коллективная работа, Коллективная фронтальная работа Групповая работа (группа 3-4 человека). Коллективная работа |
Постановка учебной проблемы. Учитель: - Сравните предложения, представленные на слайде- слайд 2
- Что вы заметили? Какие предложения перед вами? (1,2,3 – сложные предложения; 4- простое с однородными членами) - Что общего во всех сложных предложениях? (Все они ССП) - Назовите средства связи, которые использованы в этих ССП, что общего у них? -Что общего у ССП и простого предложения? (используются сочинительные союзы) -Какой шаг необходимо было сделать, чтобы различить ССП и простое предложение с однородными членами? (найти грамматические основы) - Одинаковые ли будут смысловые отношения между частями этих сложносочиненных предложений? - Как вы думаете, почему? -Что указывает, что смысловые отношения не могут быть одинаковыми? (смысловые отношения будут разные, потому что союзы используются разные) - Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О сложносочиненных предложениях и различных смысловых отношениях в них). Запись темы урока в тетради- слайд 3 - Чего мы должны достичь на уроке? - Что выяснить по данной теме? (выяснить какие смысловые отношения между частями ССП могут быть, развивать умение различать эти смысловые отношения, различать ССП и простые предложения, а также умение ставить знаки препинания) - У каждого на парте таблица (приложение 4), точно такую вы видите на слайде- слайд 4. Она пуста, как вы думаете, чем мы заполним эту её? Что можно сделать с помощью таблицы? (систематизировать материал, изучаемый на уроке)
Актуализация знаний о сочинительных союзах
Заполнение второй строки в таблице (первую пока пропустим!)- слайд 5.
Соединительные: и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и Противительные: а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но) Разделительные: или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли Заполняем таблицу: (слайд 7)
Исследовательская деятельность (6 групп - не по группам союзов, а по тем значениям, которые они вносят в предложение). Предложения распечатать на больших листах, чтобы можно было группе прикрепить листы с предложениями на доску с помощью магнитов и рассказать о проделанной работе. - Ребята, обратите внимание на инструкцию к предстоящей работе. То, что выделено жирным шрифтом вам надо будет озвучить при подведении итогов работы в группах. Задание – инструкция (на слайде 8):
Соединительные союзы:
Противительные союзы:
Разделительные союзы:
Заполнение таблицы смысловыми отношениями (след. строка) по ходу выступлений групп (слайды 9-13).
Работа с учебником. - Сверьте свои выводы с теоретическим материалом, представленным в учебнике в параграфах учебника 1 ряд проверяет выводы по параграфу 13 (соединительным союзам), второй - по параграфу 14 (противительным союзам), третий - по параграфу 14 (разделительным союзам) - Какой тип смысловых отношений не был представлен на доске группами? (дополняем противительные союзы - сопоставление) Физкультминутка - зарядка для глаз |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Закрепление учебного материала Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, развитие умения корректировать и оценивать действия партнера |
Работа в парах с последующей взаимопроверкой по раздаточному материалу. |
1)Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь.2) Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. 3)Кружились над поляной желтые и синие баб..чки и (не)умолчно тр..щали кузнечики. 2 вариант 1)То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. 2)Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. 3)Окунешься в воду и все пр..йдет! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Подведение итогов урока |
Коллективная фронтальная работа с использованием составленной на уроке таблицы |
Обратимся к таблице, которую мы заполняли с вами в течение урока. Как ее можно озаглавить? Запишите название в первую строку, которую пропустили. С ее помощью составьте связное сообщение о классификации сложносочиненных предложений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Рефлексия |
|
- В конце урока давайте еще раз обратимся к словам, которые были эпиграфом сегодняшнего урока (слайд 14): - Помог ли сегодняшний урок вам узнать новое? Научил ли избегать ошибки? Смогли ли вы одержать победу в чем-то? - Подведите итог, закончив предложения (ответ лишь по одному из продолжений): Я узнал… Я научился… Оценивание обучающихся учителем с кратким комментарием. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Задание на дом |
Самостоятельный выбор домашнего задания. Дифференцированные задания трех уровней. |
Учитель: - Вам предстоит выбрать вариант домашнего задания самостоятельно. Что нужно делать в каждом варианте работы? (слайд 15) Уходя из класса возьмите лист с заданиями. 1 уровень Решить орфографические и пунктуационные задачи в данном тексте. Закончить данный текст двумя предложениями ССП. Ветер разлетелся и липа вздохнула и как (будто) выдохнула на себя мил(лл)ион золотых лис…тиков. Разыгравшийся ветер еще разлетелся рванул со всей силы – и тогда разом с ш..рохом слетели все листья. Остались на старой липе на ч..рных ее ветвях только ре...кие золотые монетки. 2 уровень Придумайте предложения по заданным вопросам. - Что происходит ранней осенью в лесу или в городе одновременно? - Что можно услышать в поле или в осеннем лесу попеременно? - Какое явление из двух возможно в течении дня поздней осенью? - В какой последовательности происходит изменение осенью в природе перед дождем? - Что происходит с наступлением холодов с деревьями, кустарниками, с землей (причины и следствие)? 3 уровень. Напишите свой текст – миниатюру (3-5 предложений) используя ССП. Темы: Ливень, дождь, радуга, метель, гроза, ветер и т.д. |
Сложное предложение
?_________________________
?________________________
Средство связи:
________________________
?______________________
Средства связи:
1)_____________________
2)_______________________________________________________________________________________
?_______________________
Средства связи:
1)_______________________
2)_______________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Приложение 2
Определите вид предложения (БСП, ССП, СПП, простое предложение). Укажите, какое предложение перед вами, справа
-
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким.
-
Дети, пока взрослые разговаривали, бегали по лужайке.
-
Красуется ландыш недолго и, поблекнув, зарумянится горошинками семян.
-
Печален я: со мною друга нет.
Приложение 3
Составьте предложения по схемам:
-
[… ], [… ].
-
Не только [… ], но и [ … ].
-
(Когда…), [… ].
-
[То O …, то O…].
Приложение 4
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Презентация «Основные группы ССП по значению и союзам»
Среда создания: MS Power Point; 15 слайдов
Цель применения: создание проблемной ситуации, организация фронтальной работы на этапе актуализации знаний, фиксация итогов групповой работы, презентация домашнего задания
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»