В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Восточная Сибирь. Общие сведения

Восточная Сибирь. Общие сведения

Гульмира Бегенова
Тип материала: Урок
просмотров: 1276
Краткое описание
Сформировать представление о составе, истории освоения и экономического развития территории района.
Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Маршрутные листы Приложение.docx Скачать

Приложение 1.


Маршрутный лист

Дата: Тема: _______________________________________________

Участники группы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 1: Пользуясь атласом, определите, какие субъекты входят в состав Восточной Сибири? Необходимо показать на политической карте (включается секундомер, дается время на подготовку).


Задание 2: Определите географическое положение района. По плану определим особенности ЭГП Восточной Сибири.

План ЭГП региона:

  1. Приморское положение

  2. Выход в море

  3. Соседние экономические районы

  4. Пограничное положение

  5. Транспортное значение


Задание 3:

  1. Приготовьте 9 карточек с 1 словом по изучаемой теме на каждой из них, использовать материал учебника, атласы

  2. Разложите карточки 3х3

Понятия:

  1. Природная зона

  2. Реки

  3. Рельеф

  4. Озеро

  5. Климат

  6. Транспорт


Задание 4. Выполнение заданий ОГЭ.

Определите регион России по его краткому описанию.

  1. Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.

  2. Территория этого края омывается водами двух морей. Его административный центр находится на одинаковом расстоянии от экватора и Северного полюса. Климат на большей части территории края умеренно континентальный, а на побережье — субтропический. Его северную часть занимают степи (2/3 территории), южную — горы (1/3 территории). Основу экономики составляют агропромышленный, курортно-рекреационный, транспортный комплексы.

  3. Этот город был основан на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией. Расположен в дельте крупнейшей реки Европейской части России. В городе действуют предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности. Город является крупным транспортным узлом. Развиты все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и авиационный.

  4. по размерам территории республик в составе РФ. Климат умеренно континентальный. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением и преобладание низменного рельефа определили повышенную заболоченность. Около 80% территории занимают леса. Разведаны запасы нефти, природного газа, угля, бокситов и др. Ведущие отрасли промышленности: топливная, лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Задание №3 ОГЭ

  1. Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Ростовская область

2) Тверская область

3) Республика Коми

  1. Расположите регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Новгородская область

2) Краснодарский край

3) Мурманская область

  1. Расположите регионы России в порядке уменьшения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Ленинградская область

2) Краснодарский край

3) Магаданская область

  1. Расположите регионы России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Новгородская область

2) Республика Коми

3) Ставропольский край


Задание 5. Ответить на вопросы:

- Получилось ли у нас на него ответить?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

- Какие вопросы у вас остались без ответа? Или что вам еще захотелось узнать?



Оценка за работу всех участников группы:______________


VI. Домашнее задание:

- изучить параграф 48, вопросы на с. 292 устно, знать состав по карте

-приготовить сообщения о природных ресурсах Восточной Сибири:рекреационные ресурсы, биологические ресурсы, почвенные ресурсы.

-Просмотреть ролик отсканировав Qr-код.


http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D3LH_w7WzLz0&4&0






урок.docx Скачать

Класс: 9

Дата:

Учитель: Бегенова Г.Р.

Восточная Сибирь. Общие сведения

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать представление о составе, истории освоения и экономического развития территории района.

Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы.

Развивающие:

Способствовать формированию информационной культуры учащихся.

Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные:

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.

Развивать коммуникативную деятельность

Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

Оборудование: административная карта России, атласы, учебник 9 кл. «География. Население и хозяйство России», Е.М. Домогацких, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация, раздаточный материал

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный с элементами уровневой дифференциации.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель делит учащихся на 5 групп по цвету жетонов.

Учитель: Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу. Итак, настроились на работу, начинаем урок.

Я буду задавать вам вопросы, вы выполняете задания. Ребята поднимитесь те, кто сегодня выспался, поднимитесь те, кто сегодня пришел с хорошим настроением, поднимитесь те, кто уже перекусил, поднимитесь, те кто хочет узнать новое на уроке.


Цитата к уроку: «Цель учебы можно считать достигнутой лишь тогда, когда ученик научится приходить к знаниям самостоятельно, а не слепо вторить словам учителя» (Слайд 1)


Учитель озвучивает правила работы на уроке. На уроке использовать материал учебника с. 287-291, атлас с. 44

Памятка работы в группе (слайд 2).

1. Старайтесь создать дружескую атмосферу в группе.

2. Ознакомьте всех членов группы с содержанием задания.

3. Распределите задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.

4. В работе группы руководствуйтесь правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

5. Следите за временем, отведенным для выполнения задания.

6.После выполнения задания задайте контрольные вопросы членам группы устно


II.Проверка уровня усвоения материала прошлого урока.

Учитель: Какой район России мы с вами изучили? (Западная Сибирь)

- Какие субъекты Российской Федерации входят в состав Западной Сибири? Покажите эти субъекты на карте. (слайд 3)

  1. Ямало-Ненецкий АО

  2. Ханты-Мансийский АО

  3. Томская область

  4. Омская область

  5. Новосибирская область

  6. Кемеровская область

  7. Алтайский край

  8. Республика Алтай (слайд 4)


Учитель: - Придумайте и запишите в тетради по одному вопросу по изученной теме, используя опорные понятия: 1)территория, 2)население, 3) состав, 4)природа, 5)специализация, 6)ресурсы (слайд 5)

1.Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать

2. Ученики думают и записывают ответы в тетради

3.Ученики по очереди зачитывают свой ответ с листочка)


Приблизительные вопросы:

  1. Чему равна площадь района? (2,5 млн. км. кв.)

  2. Какова численность населения района? (14,6 млн. чел., …% населения страны)

  3. В какой федеральный округ входит Западная Сибирь (Сибирирский)

  4. На какие части делится Западная Сибирь по особенностям природы?(Большую часть занимает Западно-Сибирская равнина. На юге лежит Алтайская горная страна)

  5. Назовите отрасли специализации и промышленные центры района(топливная промышленность, черная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и зерновое хозяйство. Электроэнергетика района представлена многочисленными ТЭС (работают на мазуте и газе), крупнейшие из них — Сургутские ГРХ, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС. ТЭС Кузбасса работают на угле. Транспорт. Основой транспортной сети стала Транссибирская магистраль).

  6. Какие природные ресурсы имеются в Западной Сибири?

(Основные ресурсы — нефть и газ, торф, уголь, железные руды. Огромные запасы нефти и газа находятся в труднодоступных районах, в глухой заболоченной тайге. К северу от Алтая расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (район Горная Шорня) разрабатываются железные руды, но они значительно истощены. Основной железорудный бассейн района, пока еще не освоенный, находится в Томской области. Алтай содержит запасы ртути и золота, озера в Кулундинских степях — залежи разных солей)



  1. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать (Слайд 6)

  2. Ученики в команде по очереди отвечают по одному разу)

А) Уренгой, Ямбург (газовая промышленность)

Б) Сургут, Нижневартовск, Тюмень (нефтяная промышленность)

В) Кузбасс, Кемерово (угольная промышленность)

Г) Новокузнецк, Белово, Новосибирск (металлургия)

Д) Алтай (АПК)

Е) Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Рубцовск (МСК)

Ж) Сабетта, Новый порт (морской порт)

З) Темиртау, Таштагол (добыча железной руды)

И) Томск, Барнаул (лесохимическая промышленность)



- Молодцы ребята, поблагодарите друг друга за хорошую, слаженную работу рукопожатиями.


III. Изучение нового материала.

Учитель: -Мы продолжаем изучение районов России. Район, о котором пойдёт речь на уроке, вы назовёте сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Готовы?


(Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации «Восточной Сибири») Слайд 7

  1. Регион с самым суровыми природными условиями в нашей стране и и во всем северном полушарии планеты

  2. Здесь протекают самые крупные реки России Енисей и Лена

  3. Регион отличается относительно низкой заселенностью

  4. Коренное население представлено -бурятами, --эвенками, тувинцами, -хакасами, долганами.

  5. Здесь сосредоточены крупнейшие запасы энергетических, рудных, лесных и водных ресурсов.


- Верно. Это Восточно-Сибирский экономический район. Слайд 8

Сегодня первый урок по теме, сформулируйте цель урока. Слайд 9

Заполнение маршрутного листа (темы, цели урока). Приложение 1.



Задания в Маршрутных листах

Задание 1: Пользуясь атласом, определите, какие субъекты входят в состав Восточной Сибири? Необходимо показать на политической карте (включается секундомер, дается время на подготовку). Проверятся ответы:

1.  Республика Хакасия

2.     Красноярский край

3.     Забайкальский край

4.     Республика Тыва

5.     Республика Бурятия

6.     Иркутская область. Слайд 10


Учитель: -Что можете сказать о площади этого района? (Восточно-Сибирский экономический район занимает четверть территории России, уступая Дальневосточному экономическому району).

Задание 2: Определите географическое положение района. По плану определим особенности ЭГП Восточной Сибири.

План ЭГП региона. Слайд 11:

  1. Приморское положение (начинает тот, кто ближе к солнцу)

  2. Выход в море (начинает тот, у кого волосы длиннее)

  3. Соседние экономические районы (начинает тот, у кого каблук выше)

  4. Пограничное положение (начинает тот, у кого имя начинается с буквы ближе расположенной в алфавите к букве А)

  5. Транспортное значение (начинает тот, кто раньше сегодня пришёл в школу)


Слайд 12-13. Приблизительные ответы:

  1. Район имеет приморское положение, он омывается Карским морем и морем Лаптевых. Имеет морские порты Диксон и Хатанга.(показать по карте)

  2. Соседи района –на западе граничит с Западной Сибирью (богатой топливными ресурсами), на востоке - с Дальним Востоком, на севере - Северный Ледовитый океан (показать на карте)

  3. Район имеет приграничное положение – он граничитна юге - Казахстан, Китай, Монголия (показать по карте)

  4. Далеко удалена от экономически развитых районов европейской части России.
    - Не имеет выхода ни к одному из незамерзающих морей.

  5. По территории района проходят железнодорожные дороги.На юге проходят Транссибирская магистраль и БАМ.Транзитное положение. наличие выхода к морям Северного Ледовитого океана (и Северному морскому пути. Восточная Сибирь граничит с Западно-Сибирским, Дальневосточным экономическими районами России, имеет границы с Монголией и Китаем.


Прослушивание индивидуального сообщения.

История хозяйственного освоения

Присоединение Сибири к Русскому государству началось с похода Ермака в 1581 г. К этому же периоду относится основание первых русских городов в Сибири — Тюмени (1586 г.), Тобольска (1587 г.), Обдорска, современного Салехарда (1595 г.) и т. д.

При впадении реки Тобол в Иртыш был основан Тобольск, который на фоне современных городов-гигантов кажется незаметным, но этот город — первая столица Сибири, ее административный и церковный центр в XVII— XVIII вв. Тобольск также был крупнейшим культурным и просветительским центром Сибири.

Тобольск — один из очень немногих городов мира, сохранивших в своем облике силуэт XVII—XVIII вв.

В XVII в. главным товаром, вывозившимся из Сибири, была пушнина. А главным центром пушной торговли была « златокипящаяМангазея »

Следующий этап освоения Сибири (XVIII—XIX вв.) связан с перемещением главных «линий проникновения» к югу, в степную зону, где строятся крепости, защищающие русских поселенцев от воинственных степных народов.

В предгорьях Алтая (Барнаул) и в Забайкалье (Нерчинск) в начале XVIII в. развивается новое направление хозяйственной деятельности — добыча серебряных руд и выплавка серебра.

Транссибирская магистраль, которую начали строить в 1891 г. из Челябинска (а позже и из Владивостока), резко облегчила переселение людей (к 1914 г. в Сибирь переселилось более 2 млн человек), способствовала сельскохозяйственному освоению территории и сделала выгодным вывоз за границу зерна и сливочного масла, которые здесь производили в избытке.

Достопримечательности Новосибирска созданы в XX в.

Красноярск, основанный в 1628 г. как острог Красный Яр на высоком, правом берегу Енисея, начал развиваться как промышленный центр после постройки Транссибирской магистрали, но особенно во время Великой Отечественной войны, когда сюда были эвакуированы десятки заводов.

После войны началось развитие новых для Сибири отраслей: электрогидроэнергетики на Ангаре и Енисее, выплавки алюминия на базе этой дешевой энергии, выплавки меди и никеля в Норильске, целлюлозно-бумажной промышленности и, конечно, добычи нефти и газа на севере Западной Сибири. Еще более разветвленным становится военно-промышленный комплекс; возникает несколько «закрытых городов», связанных преимущественно с атомной промышленностью.


Физминутка


Задание 3:

  1. Приготовьте 9 карточек с 1 словом по изучаемой теме на каждой из них, использовать материал учебника, атласы

  2. Разложите карточки 3х3

  3. Все ученики одновременно и самостоятельно составляют предложения из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали)


- На слайде я выделила несколько ключевых понятий изучаемой темы. Разложите листочки 3х3. За две минуты вы должны составить предложения с предложенными понятиями по горизонтали, вертикали и диагонали.

Понятия:

  1. Природная зона

  2. Реки

  3. Рельеф

  4. Озеро

  5. Климат. Слайд 14


Примерные ответы (слайд 15)

А) Рельеф – ¾ площади плоскогорье и горы, юг сейсмичен.

Б) Климат – резко – континентальный.

В) Природные зоны:

- арктическая пустыня

- тундра

- тайга (лиственница)

- лесостепи

- степи.


IV.Закрепление.

Выполнение заданий ОГЭ. Слайд 16

Задания для учащихся со средним уровнем обучения: определите регион России по его краткому описанию.

 

  1. Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия. Карелия

  2. Территория этого края омывается водами двух морей. Его административный центр находится на одинаковом расстоянии от экватора и Северного полюса. Климат на большей части территории края умеренно континентальный, а на побережье — субтропический. Его северную часть занимают степи (2/3 территории), южную — горы (1/3 территории). Основу экономики составляют агропромышленный, курортно-рекреационный, транспортный комплексы. Краснодарский

  3. Этот город был основан на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией. Расположен в дельте крупнейшей реки Европейской части России. В городе действуют предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности. Город является крупным транспортным узлом. Развиты все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и авиационный. Астрахань

  4. Это одна из крупных по размерам территории республик в составе РФ. Климат умеренно континентальный. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением и преобладание низменного рельефа определили повышенную заболоченность. Около 80% территории занимают леса. Разведаны запасы нефти, природного газа, угля, бокситов и др. Ведущие отрасли промышленности: топливная, лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Коми


Задание №3 ОГЭ. Задания для учащихся со слабым уровнем развития.

  1. Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Ростовская область

2) Тверская область

3) Республика Коми

123

  1. Расположите регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Новгородская область

2) Краснодарский край

3) Мурманская область

312

  1. Расположите регионы России в порядке уменьшения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Ленинградская область

2) Краснодарский край

3) Магаданская область

213

  1. Расположите регионы России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Новгородская область

2) Республика Коми

3) Ставропольский край

213


Сильные учащиеся производят проверку выполненных заданий, отчитываются о результатах выполнения. Исправляют ошибки.


V. Рефлексия:

Слайд 17

1. Обучающие по несколько человек встают в два круга: внутренний и внешний.

2. Участники внешнего круга отвечают на вопросы:

Какова была цель урока?

Что помогло реализации?

Что было трудно?

3. Участники внешнего круга отвечают на вопросы:

Чему научились?

Где это пригодится в жизни?

Какие вопросы у вас остались без ответа? Или что вам хотелось узнать?


- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? За взаимовыручку ваша группа получает еще 1 балл.


Давайте подведем итоги нашей групповой работы. Слайд 18

Учитель отмечает достоинства каждой группы

- Ну а наибольшее количество баллов на нашем уроке набрала группа №….Они становятся экспертами Восточной Сибири.

Награждение участников медалями (каждая группа получает свою медаль):

1. Эксперты по Восточной Сибири

2. Самые оригинальные.

3. Самые дружные.

4. Самые аккуратные.

5. Самые быстрые


Учащиеся самостоятельно ставят оценку за работу всех участников группы в маршрутных листах.


Выставление оценок, наиболее активным учащимся.


VI. Домашнее задание. слайд 19http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D3LH_w7WzLz0&4&0

- изучить параграф 48, вопросы на с. 292 устно, знать состав по карте

- приготовить сообщения о природных ресурсах Восточной Сибири: рекреационные ресурсы, биологические ресурсы, почвенные ресурсы.

-Просмотреть ролик отсканировав Qr-код.




http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D3LH_w7WzLz0&4&0




Презентация Microsoft PowerPoint.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос