Интегрированное занятие по развитию речи: "Путешествие в сказочный лес"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №641 имени Сергея Есенина»
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе:
«Путешествие в сказочный лес»
Подготовили
Воспитатель 1 кв. категории
Харитонина Татьяна Викторовна
Учитель-логопед 1 кв. категории
Крючкова Елена Евгеньевна
Москва 2015 год.
Цель: Формирование фонетико-фонологической компетенции.
1. Образовательные задачи: закрепление знаний детей о диких животных; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие фонематических представлений, расширение объема словаря
2. Развивающие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
3. Воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, ответственности, усидчивости, познавательной мотивации к занятиям, любви к животным и умения сопереживать.
Материал к занятию:
Плоскостные магнитные: Красная Шапочка, дом , береза с осенними листьями с фото животного, дуб с дуплом белки, куст с карточками, дорога, дом бабушки, картинки животных, картинки в сердечках, слова на карточках,
карточки гласных звуков, карточки квадратные (синие, зеленые, красные).
-
Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку «звуки леса»
Воспит-ль:Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами! Как они сюда попали?
Дети: Их принес осенний ветер.
Воспит-ль: так это ведь настоящая дорога, выложена из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает. Пойдем- те по ней.
(Дети с воспитателем подходят к доске, где изображен лес)
-
Основная часть.
Воспит-ль: Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: в осенний лес!
Воспитатель: Правильно дети, но лес этот не просто осенний он еще и сказочный.
Воспитат-ль: Прежде чем вы сядете на стульчики, давайте поздороваемся с нашими гостями. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, кто это идет в лесу?
Дети: Красная Шапочка.
Воспит-ль: А как вы думаете, куда она идет?
Дети: Навестить свою бабушку.
Воспит-ль: идет она по лесу, смотрит по сторонам, сколько всего интересного в лесу! К.Ш очень любознательная девочка, поэтому она задумалась над такими вопросами:
- У кого больше лап – у лисы или белки? А вы знаете?
Дети: у белки и лисы одинаковое кол-во лап.
- Сколько у двух зайцев ушей?
Дети: у двух зайцев 4 уха
- Хвостов?
Дети: у двух зайцев 2 хвоста
-лап?
Дети: у двух зайцев 4 лапы.
Идет К.Ш. по дороге, вспомнила выражения (перечислить). Ребята, а что значит:
- Медвежья услуга
(неумелая. Неловкая услуга. Приносящая вместо помощи неприятности)
- Вертеться как белка в колесе
(Находиться в постоянных хлопотах, суетиться)
Убить двух зайцев
(Одновременно выполнить два дела)
Логопед:Шла она шла и вдруг видит перед ней огромный дуб. А на этом дубе живет беличья семья, белка загадала девочке загадку, давайте ей поможем.
- Какое слово лишнеее?
Белка, белочка, белый, беличий?
Дети:белый.
Логопед: А как называются слова белка, белочка, беличий?
Дети: родственные.
Воспитатель:Посмотрите, неподалеку от этого дуба растет еще одно волшебное дерево, вся его листва надела необычный осенний пестрый наряд.
К.Ш. стала его разглядывать и обратила внимание, что на каждом из ее листочков изображен лесной зверь. Кто-то заколдовал лесных зверей и превратил их в осенние листочки. Чтобы их расколдовать надо сказать, что общего у этих зверей с осенью. Если вы все правильно скажите, звери превратятся в настоящих.( По мере выполнения задания логопед выставляет животных на другуя доску, а воспитатель убирает листья с животными)
Белка-запасливая, а осень как раз время сбора урожая.
Волк – серый, сердитый, а осеннее небо часто бывает серым и сердитым от набежавших туч.
Лиса – у нее цвет меха рыжий, а осень называют золотой, рыжей из-за цвета осенних листьев.
Еж – колючий, осенние ветки лиственных деревьев и хвоя елей и сосен тоже колючие.
Медведь – впадает в спячку, и осенний лес готовится к долгому зимнему сну.
(Если ребенок все правильно сказал нужно снять листок с дерева и поставить карточку с этим животным.)
Воспит-ль: молодцы, ребята, хорошо справились с таким трудным заданием и помогли нашим зверям расколдоваться. А сейчас все вместе отдохнем и сделаем небольшую зарядку.
Физкультминутка «Мишка и шарик»
Мишка по лесу идет
(Руки на поясе, шагают вместе)
В лапке шарик он несет
(руки через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой)
Шарик в небо улетел
(качаем руками над головой)
Мишка грозно заревел
(произносим звук р-р-р-р, громко и сердито)
Логопед:
А еще Красная Шапочка обратила внимание, что все животные такие разные. Давайте поиграем со звуками, из которых состоят эти слова. Для этого мы составим к каждому животному схему. Но сначала вспомним гласные звуки и споем их: АОУИЭЫ.
Ребята, а кто знает, что такое гласные звуки?
Дети: Гласные звуки – это такие звуки, которые можно петь и тянуть, потому что воздух, выходя изо рта, не встречает преграды.
- А каким цветом мы будем обозначать гласные звуки в схеме?
Дети: Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Какие еще бывают звуки?
Дети: Согласные.
А что такое согласные звуки?
Дети: Согласные звуки – это такие звуки, которые нельзя петь и тянуть, потому что воздух, выходя изо рта, встречает преграду и преодолевает ее.
Какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие.
А каким цветом обозначаются твердые согласные? (синим)
А мягкие? (зеленым)
Давайте сделаем схему первого слова – белка (дети выкладывают схемы из цветных квадратиков на доске под картинками с животными и отвечают на вопросы логопеда )
Логопед: А белка, какая?
Дети: ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
волк- схема
Логопед: А волк какой?
Дети: злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
Лиса - схема
Логопед: А лиса какая?
Дети:хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.
Ёж- схема
Логопед : А еж какой?
Дети: колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Медведь - схема
Логопед: А он какой?
Дети: крупный, неуклюжий, неповоротливый, сообразительный.
Воспитатель: (берет карточку с волком в руки)
Идет Красная Шапочка по тропинке, вдруг навстречу ей серый волк, которого она вместе с вами расколдовала. Говорит волк Красной Шапочке: «Видишь куст слева от тропинки? Он необычный, за ним кто-то прячется. А мне интересно, кто там? Помоги мне это узнать и я тебя не трону.
Посмотрела Красная Шапочка на куст, а там какие-то непонятные карточки висят вместо листьев. Давайте их прочитаем.
Дети читают: бел/са,мед/ка,за/ведь,ли/яц
На что похожи эти слова?
Дети: на названия несуществующих животных.
Воспитатель: Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут их любимые лакомства.
Выставляет карточку с рыбой.
Ребята, как вы думаете, кто любит рыбу?
Дети: медведь (складывают слово из слогов)
А кто любит мышей?(карточка)
Дети: лиса (складывают слово из слогов)
Воспитатель: Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей.
Дети:Хищники
А кто любит морковку?
Дети: Заяц (складывают слово из слогов)
А кто любит грибы?
Дети: Белка(складывают слово из слогов)
Воспит-ль: Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?
Дети: травоядные животные
( В это время логопед выставляет на доске предложения из карточек:
У белки нора.
У лисы дупло.
У медведя логово.
У ежа норка.
У волка берлога.)
Логопед:
Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам.
Давайте и мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.
Ребята, на доске составлены карточки с предложениями
Поменяйте карточки местами так, чтобы исправить ошибки.
Разошлись все звери по своим домикам, а Красная Шапочка дошла до домика своей бабушки.
-
Итог.
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие с Красной Шапочкой.
Вы ребята сегодня были молодцы, помогали Красной Шапочке и лесным жителям.
В настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.
Список используемой литературы:
-
Наталия Нищева: Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.
-
С. В. Цуканова, Л. Л. Бетц: Учим ребенка говорить и читать.
-
Ольга Лиманская: Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. Методическое пособие.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Вебинар «Перфорирование как нетрадиционная техника декоративно-прикладного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Воспитатель и родители: формы и секреты успешного сотрудничества (ФГОС ДО)»
- Вебинар «Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.
Жду результатов Вашей проверки.
Заранее благодарна, Крючкова Е.Е.