В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка

Lyudmila Martynova
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 2471 комментариев: 1
Краткое описание
Использование информационных технологий на уроках английского языка вызывает интерес среди учащихся.  Они самостоятельно предлагают  темы для  проектной деятельности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Информационные технологии.docx Скачать

C:\Users\User\Desktop\uchmet_120_60.gif





Мартынова Людмила Михайловна

высшая квалификационная категория

пос.Подкумок Предгорный район

Ставропольский край

МКОУ СОШ №17 английский язык

тема «Обобщение опыта»







Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка















Процесс построения открытого общества в России и интеграция её в мировое сообщество, в том числе образовательное, способствуют модернизации национальной образовательной системы. Такие основополагающие документы, как Национальная образовательная стратегия - инициатива «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Программа создания системы открытого образования», «Электронная Россия на 2002- 2010 гг.» определяют значительную роль средств информационных и коммуникационных технологий на пути модернизации российского образования.

В настоящее время происходит борьба двух моделей образования: «классической» и «прагматической». Первая модель основана на передаче знаний от учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории. Она близка личностно-ориентированной модели обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности.

«Индивидуализацию и дифференциацию обучения, усиление самостоятельной работы учащихся можно обеспечить путём вовлечения их в информационно-образовательную среду». Формированию таковой способствует «технология открытого обучения, которая может быть реализована в условиях развитой информатизации образовательных учреждений». В процессе информатизации образовательного учреждения «создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования». Информационные технологии позволяют «коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам».

При правильной организации и соответствующей методологии использование Интернет - технологий делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. «Интернет делает образование и самообразование …исключительно увлекательным и привлекательным для молодёжи». Возможные формы интегрирования информационных технологий и преподавания английского языка.

Из опыта своей работы я могу определить следующие пути слияния этих двух сфер педагогической деятельности:

2. 1 Преподавание информатики и английского языка.

Информатика легко интегрируется с преподаванием английского языка, так как «умение работать с информацией относится к общеучебным умениям». Она позволяет учащимся взглянуть на английский язык «с информационной точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний, появлению новых ассоциативных связей». Кроме того, интерфейс многих мультимедийных программ использует английский язык, что создаёт основу для интеграции этих двух предметов.

Примером интеграции иного рода может служить групповой проект в форме «Power Point Presentation», представленный учащимися 11 класса. Выполняя задание учителя информатики, они использовали учебный материал уроков английского языка по теме «Как сделать поселок Подкумок более привлекательным для туристов». Затем некоторые учащиеся сами предложили сделать сообщение по теме «Жизнь на необитаемом острове» в форме PPP. Обе презентации оценивались учителями информатики и английского языка и вызвали живой отклик у одноклассников. Были выставлены оценки по обоим предметам. Интерес учащихся к проектам данного рода побудил их сделать PPP на немецком языке в рамках изучения второго языка. Таким образом, учащиеся сами стали инициаторами перемен в преподавании, так как учитель немецкого языка не использовала ИТК в своей работе.

В качестве другого примера приведу урок информатики в 5 классе накануне Нового Года. Учитель информатики запланировала научить детей делать новогодние открытки. Учитель английского языка на этом же уроке познакомила их с традиционными рождественскими и новогодними поздравлениями, принятыми в англоязычных странах. В течение урока дети изготовили новогодние и рождественские открытки, подписав их на английском языке. Открытки оценивались обоими учителями. Лучшие работы были представлены на школьной выставке новогодних открыток в рамках декады иностранных языков.

«Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения информатике и иностранным языкам (10-11 классы) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности».

2.2 Преподавание английского языка с использованием ИКТ.

Внедрение ИКТ в процесс преподавания предмета может принимать форму минимального или максимального изменения учебного плана. Минимальная инновация влечёт некоторые изменения в способе предъявления определённого учебного материала учащимся. Максимальная инновация повлечёт значительные изменения всего учебного плана. Для обеспечения высокого уровня образовательного процесса при внедрении разного рода инноваций необходимо владение педагогическим дизайном. «Педагогический дизайн – это область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учётом конкретного содержания курса и целевой аудитории.»

Что касается автора, то мы придерживаемся уровней «урока», «педагогического события» и «учебного шага» в процессе дизайна ИКТ материалов (по классификации А.Ю. Уварова) (5, стр. 46)

Когда урок английского языка ведется в классе информатики, встречаются ученики, не имеющие навыков владения компьютером, или эти навыки слабо развиты. В этом случае, как учитель английского языка, так и информатики обучают этих детей работе с компьютером. Кроме того, одноклассники охотно помогают им. Парная работа за компьютером способствует формированию умения работать в сотрудничестве с другими людьми. Успешно работают пары, в которых один ученик имеет хорошо развитые навыки владения английским языком, а другой успешно управляет компьютером.

2.3. Использование ИКТ технологий при выполнении домашних заданий.

Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по темам «Моя Родина», «Праздники и традиции России», «Письмо другу по переписке», учащиеся могут представить их на электронном носителе. Такого рода задания выполняют учащиеся 5-11 классов. Это способствует развитию их умения работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют учителю создавать банк лучших работ учащихся. В дальнейшем они могут использоваться для разного рода публикаций (печатных и в Интернете), а также для участия в международных детских Интернет - проектах.



Некоторые аспекты использования ИКТ в преподавании английского языка.

3.1 Ресурсы.

  • Учитель английского языка.

По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках и, тем более, проводить интегрированные уроки с учителем информатики. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Так как процесс информатизации преподавания иностранных языков только набирает темп, необходимо, чтобы учителя, добившиеся определённых результатов на этой ниве, делились опытом со своими коллегами, облегчая им путь в данном направлении. Возможен обмен рекомендациями по применению обучающих программ и материалами, созданными самим учителем.

  • Тандем учителей информатики и английского языка.

Учитель информатики должен быть готовым принять любую инициативу своего коллеги, дать совет и помочь организовать урок технически, сопровождать весь урок. Учитель информатики из школы №17 Сыромятникова Н.В. оказывала мне неоценимую помощь, как в сопровождении технической стороны урока, так и в совершенствовании методологии интегрирования иностранного языка и информатики. При подготовке и проведении уроков английского языка с использованием ИКТ я часто следую ее методическим рекомендациям.

Подготовка к урокам с использованием ИКТ требует большой подготовки обоих учителей, их совместной работы. Такое сподвижничество может быть лишь результатом большой внутренней мотивации учителя. Важна при этом поддержка со стороны администрации школы.

  • Ученики.

Они должны уметь определённые навыки работы с компьютером. Хотя в моей практике есть такие случаи, когда ученики 8 класса едва ли умели пользоваться клавиатурой. Но по истечении одного интегрированного урока они не только выполняют частично задание, но и становятся уверенней в работе с техникой.

На таких уроках можно дифференцировать задания по степени сложности или группировать учащихся таким образом, что учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, сидят рядом или в парах. В таком случае учитель-предметник уделяет больше внимания работе с ними. Учитель информатики в это время оказывает техническую помощь детям с хорошим уровнем обученности по предмету.

Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере ИКТ. Однако учителю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми учащимися всего объёма работы.

Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе. Если ученик на уроке английского языка имел низкий уровень успеваемости по предмету, то на уроках с применением ИКТ успешно выполнял задания учителя.

Возможны единичные случаи, когда ребёнку не очень нравится работать с компьютером. Кроме того, при массовой информатизации процесса обучения возникает опасность перегрузки учащихся работой с компьютером. В таком случае необходимо строгое планирование расписания интегрированных уроков.

  • Компьютерный класс.

Начало урока и лекционно-организационная работа проходят за свободными столами. И только получив инструкции учителя и необходимую учебную информацию, учащиеся садятся за компьютеры. Урок проходил бы эффективнее, если бы каждый ребёнок сидел за отдельным компьютером, который оснащён наушниками и микрофоном. Но когда группа большая (16-20 человек), то разделяю её на подгруппы. При этом каждая получает своё задание. Пока одни дети выполняют задания на компьютерах, другие работают за столами. Важно правильно спланировать работу обеих групп, чтоб рационально использовать ВСЁ учебное время урока.

  • Программное обеспечение урока.

Это могут быть мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся». Эти материалы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс.

Использовать Интернет - материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока.

Недостатком мультимедийных программ считаю тот факт, что требуются отдельные диски для каждого компьютера. Во время урока трудно использовать несколько программ, что связано с перезагрузкой их.

Более удобны в использовании, на мой взгляд, лабораторные работы, созданные самим учителем. Они уже адаптированы к учебному курсу, теме и уровню учащихся. При этом их легко хранить в банке учебных материалов, корректировать и тиражировать для использования другими учителями английского языка и учащимися в самостоятельной работе. Недостатком этих материалов является их менее эстетичный вид и определённое количество времени, необходимое на их подготовку.

3.2 Эффективность.

  • Общекультурное развитие учащихся

  • Совершенствование навыков владения компьютером

  • Совершенствование языкового уровня

  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)

  • Самоутверждение учащихся

  • Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят «на одном дыхании»)

  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)

  • Эстетичность презентации учебных материалов

  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся

  • Повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»).

3.3 Трудности интегрирования ИКТ и преподавания английского языка.

  • Необходимость владения навыками педагогического дизайна

  • Затрата времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке урока

  • Согласование расписания учителя информатики и учителя-предметника

  • Перегрузка учащихся работой с компьютером при массовой информатизации школы

3.4 Перспективы использования ИКТ учителем английского языка.

  • Переписка учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты

  • Участие учителя и детей в совместных международных Интернет – проектах

  • Создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями.

  • Обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран

  • Электронные публикации рефератов, статей в Интернете



Заключение.

«Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

Однако, ИКТ –это не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности учащегося в познавательном процессе. Учитель должен организовать как технический аспект урока (программное обеспечение), так и педагогический (организовать взаимодействие учащихся, деятельность, помощь им).





























Обсуждение материала
Сергей Колодин
23.01.2015 09:24
Отсутствует список использованной литературы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос