В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа учебной дисциплины "Этика и психология в профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины "Этика и психология в профессиональной деятельности"

Анна Кулябкина
Тип материала: Программа
просмотров: 7765
Краткое описание
Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и психология в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РП ФГОС СПО Этика и психол 14 год набора.doc Скачать



Кулябкина Анна Владимировна

преподаватель ПЦК экономических и правовых дисциплин, психолог

высшая квалификационная категория

г. Михайловка, Волгоградская область

АНО СПО «Михайловский колледж бизнеса»

Этика и психология в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины

1 курс

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИХАЙЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА»



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

О.И. Степанова

«01» сентября 2014 г.





Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования



по специальности

40.02.02


Правоохранительная деятельность


(код)


(Наименование специальности / профессии)


Этика и психология в профессиональной деятельности


(Наименование дисциплины)






Разработана ПЦК

экономических и правовых дисциплин


Составители

Кулябкина А.В., Гайдадина И.В., Мазепа Е.Г.





Год набора

2014














2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Этика и психология в профессиональной деятельности

(наименование дисциплины согласно учебному плану)



Составлена

Кулябкина А.В., Гайдадина И.В., Мазепа Е.Г.


(Ф.И.О.)

Обсуждена и рекомендована к утверждению решением ПЦК

экономических и правовых дисциплин

(полное наименование ПЦК)

от

01.09.2014 г.

протокол №

1



(дата протокола)


(номер протокола)


Председатель ПЦК



У.В. Ашмарина



(подпись)


(инициалы, фамилия)


Одобрена Научно-методическим советом






от

01.09.2014 г.

протокол №

1



(дата протокола)


(номер протокола)


Председатель



О.И. Степанова



(подпись)


(инициалы, фамилия)



Согласована с


методистом очного обучения



Л.В. Страхова



(подпись)


(инициалы, фамилия)




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ (И ЗАДАНИЙ)

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ


17



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и психология в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО

40.02.02


Правоохранительная деятельность

(код)


(Наименование специальности / профессии)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: в результате освоения дисциплины «Этика и психология в профессиональной деятельности» осуществляется формирование общих компетенции (ОК 1-6, 8-13) и профессиональных компетенции (ПК 1.1-1.4, 1.7,1.12,1.13,2.1).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.

ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.

ПК 1.12. Осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

ПК 1.13. Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.

ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых коллективов, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

- давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;

- применять психологические приемы при проведении осмотра места пришествия, проведения обыска, допроса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные требования профессиональной этики юриста;

- этикет делового общения и основы этики партнерских взаимоотношений;

- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

- понятие и сущность девиантного поведения;

- основы психологии личности преступника;

- психологические особенности познавательной деятельности при осмотре места происшествия, обыске, допросе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов/

практи ческие занятия

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Профессиональная этика юриста

10/4


Тема 1.1

Этика и мораль

Содержание учебного материала

Понятие этики и морали. Регулятивная функция морали. Соотношение понятий мораль, нравственность, право. Мораль как форма общественного сознания и его реализация на практике.

Виды этических знаний. Основные категории этики. Нравственное воспитание.

Нравственное содержание назначения российского уголовного процесса и его принципов.

Нравственные основы уголовно-процессуального доказывания.

2





1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте письменный ответ на вопросы: «В чем состоит регулятивная функция морали?»; «В чем отличие нравственного воспитания от других видов воспитательной деятельности?»; «Возможны ли противоречия между правом и моралью?».

2

3

Тема 1.2

Сущность и социальная ценность юридической этики.

Содержание учебного материала

Профессиональная этика юриста: понятие, виды. Основные требования профессиональной этики юриста. Моральные нормы и принципы в работе юриста. Принципы профессиональной этики юриста. Нравственные требования, предъявляемые к юристу.

Требования этики юриста (адвоката, работников следственных органов, работников судебных органов, судебных приставов-исполнителей). Кодекс профессиональной этики юриста (в различных отраслях юридической деятельности: судей, адвокатов, нотариусов и других профессиональных образований).

Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины.

2









3

Практическое занятие №1 «Основные требования этикета в деятельности юриста»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- рассмотрение психологических особенностей личности и деятельности работников правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов МВД и ФСБ, налоговой полиции, арбитража, адвокатуры;

- закрепление знаний: основные понятия и принципы профессиональной этики юриста; основные требования профессиональной этики юриста, требования к этикету юриста (адвоката, работников таможенных органов, работников судебных органов, следователя, дознавателя).

- формирование умений применять принципы добросовестности, честности в деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- формирование общих компетенций: брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по вопросу «Кодекс профессиональной этики юриста (по сферам деятельности)»

Подготовка письменного конспекта по вопросу: «Причины возникновения профессиональной деформации»

4

3

Тема 1.3

Деловое общение и этика партнерских взаимоотношений в профессиональной деятельности в правоохранительных органах.



Содержание учебного материала

Деловое общение: понятие. Процедуры, методы и приемы делового общения. Шаблон ведения деловых переговоров. Деловые беседы, переговоры, совещания, презентации. Культура речи. Основные правила этикета делового общения. Этика межличностного повседневного общения. Этика взаимоотношения с клиентом. Технологии невербального общения. Этикет телефонных переговоров. Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские).

Служебный этикет: основные принципы и формы.

Навыки «безбарьерного общения». Тренировки обходов барьеров. Преодоление причин неэффективного делового общения. Приемы и методы подготовки публичных выступлений. Установление психологического контакта.

2

3

Практическое занятие№2 «Деловое общение и этика взаимоотношений с клиентом»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме «деловое общение»;

- развитие аналитических способностей;

- диагностирование индивидуальных черт;

- выработка умений и навыков эффективного делового общения;

-закрепление знаний о принципах ведения переговоров, причинах неэффективного общения;

- формирование общей компетенции брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;

- формирование умений пользоваться методами делового общения; преодолевать барьеры общения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить публичное выступление (речь) на 3 мин по вопросам раздела «Профессиональная этика юриста»

Написать сообщение по вопросу «Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские)».

3

3

Раздел 2

Психология в профессиональной деятельности юриста

30/14


Тема 2.1.

Психологические явления: общие положения.



Содержание учебного материала

Личность: определение понятия и структура. Личностно - нравственные качества юриста. Психические познавательные процессы (память, восприятие, внимание, ощущения, мышление, воображение, речь).

Основные психологические характеристики личности: темперамент, его влияние на работу юриста; характер и его взаимосвязь с темпераментом. Индивидуальные способности человека.

2

3

Практическое занятие№3,4 «Психические процессы и их роль в деятельности юриста»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- формирование общей компетенции в распознавании проявления психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание), их психологическую характеристику;

- развитие аналитических способностей.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение учебного материала по теме. Составить конспект ответа на вопрос «Результат и следствия искажения памяти в деятельности юриста»

1,5

3

Тема 2.2.

Психические состояния и их роль в деятельности юриста



Содержание учебного материала

Понятие психических состояний и их классификация. Эмоциональные психические состояния и их виды. Аффект и его виды. Волевые состояния и чувство долга.

Состояние психической напряженности (стресс). Признаки, свидетельствующие о переживании лицом стресса. Фрустрация: понятие. Защитные механизмы от фрустрации.

Психологические причины совершения насильственных преступлений против личности, общественного порядка.

Психологические основы труда юриста и профессиограммы основных юридических специальностей.

4

3

Практическое занятие №5 «Особенности психических состояний в деятельности сотрудников правоохранительной системы»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- формирование общих компетенций студентов в распознавании проявления психических явлений (психический процесс, психическое состояние, психическое свойство);

- прилагать волевое усилие, выявлять взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов;

- развитие аналитических способностей;

- знакомство со способами выхода из стрессовой ситуации.

2



2



Практическое занятие № 6 Составление и определение профессиограмм.

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- формирование общих компетенций студентов в осуществлении поиска и использовании информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- составление и определение профессиограмм.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию – подбор материала по вопросу «профессиограммы юридических специальностей».

2

3

Тема 2.3. Правовая социализация личности. Правосознание и правоисполнительное поведение


Содержание учебного материала

Правовая социализация личности. Правосознание и правоисполнительное поведение. Дефекты социализации в семье. Криминогенность дефектов правовой социализации в школе. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект докладов «Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации».

2

3


Тема 2.4. Психология личности преступника



Содержание учебного материала

Понятие и сущность девиантного поведения. Психологический портрет личности преступника. Психология преступного поведения. Методы психологического воздействия на формирование преступного поведения. Насильственный тип преступника. Корыстный тип личности преступника.

Психология несовершеннолетнего правонарушителя. Акцентуация характера и девиантное поведение подростка. Психологические особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Психологические роли в группе. Основные психологические закономерности формирования преступной группы. Психологическая характеристика лидера преступной группы.

4

3

Практическое занятие №7 «Составление психологической характеристики личности преступника»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме психологические особенности характера, виды акцентуаций характера, типы темперамента;

- формирование общих компетенций понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению;

- развитие аналитических способностей;

- составление психологических характеристик личности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по вопросам «Психологические роли в группе. Основные психологические закономерности формирования преступной группы. Психологическая характеристика лидера преступной группы»

2

3

Тема 2.5.

Психология осмотра места происшествия и проведения обыска



Содержание учебного материала

Особенности познавательной деятельности при осмотре места происшествия. Конструктивная и коммуникативная дея-тельность следователя при осмотре места происшествия.

Наблюдение - основной метод изучения обстановки места происшествия и места проведения обыска.

Психология личности обыскиваемого, некоторые психологические особенности его поведения во время обыска.

Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска.

2

3

Практическое занятие № 8 «Применение психологических приемов осмотра места происшествия и проведения обыска»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- формирование интерактивных и перцептивных этических умений, обеспечивающих выполнение нравственных основ в служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов; развивать наблюдательность.

- формирование общей компетенции соблюдения деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Составление сообщения по вопросу «Роль психолога в дознавательной деятельности следователя»

1,5

3

Тема 2.6.

Психология допроса свидетелей и потерпевших

Содержание учебного материала

Факторы, влияющие на полноту и качество восприятия при допросе свидетелей и потерпевших. Психологические особенности подготовки к допросу. Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических особенностях.

Психологические приемы допроса свидетелей и потерпевших.

2

3

Практическое занятие №9«Психологические приемы допроса свидетелей и потерпевших»

Цели занятия:

- систематизация теоретических знаний по теме;

- обобщение знаний по психологии следственных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка и др.)

- формировать умение собирать психологическую информацию.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по вопросу:«Психология допроса на очной ставке».

2

3

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40


 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

 

 

Всего:

60

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета


Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места студентов;

  2. рабочее место преподавателя;

  3. рабочая меловая доска;

  4. наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ);



Технические средства обучения:

  1. проекционный экран

  2. ПК (ноутбук)

  3. видеопроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Аминов И.И. Юридическая этика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ,2012. –239с. (Гриф УМЦ).

  2. Волков В.Н. Юридическая психология: учебник для вузов/ В.Н.Волков. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. – 368с. (Гриф УМО).

  3. Кулябкина А.В. Этика и психология в профессиональной деятельности: методические рекомендации по проведению практических занятий / А.В.Кулябкина. – Волгоград: Изд-во НОУ ВПО ВИБ, 2013. – с. – (Специальность 031001 Правоохранительная деятельность; блок общепрофессиональных дисциплин).


Дополнительные источники:

  1. Аминов И.И. Юридическая психология : учебное пособие для вузов / И.И.Аминов. – М.: ЮНИТИ,2008. – 415с.(Гриф МО).

  2. Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2008. С. 186.

  3. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников ОВД. М., 2007.

  4. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник / Власенков В.В., Гришин А.А., Гущин С.В., Дубов Г.В., и др.; Под ред.: Дубов Г.В. - М.: Щит-М, 2004.524с.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения


следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

З, ПРВ

давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;

З, ПРВ

применять психологические приемы при проведении осмотра места пришествия, проведения обыска, допроса.

З, ПРВ

Усвоенные знания


основные требования профессиональной этики юриста;

З,УО, ПКР

этикет делового общения и основы этики партнерских взаимоотношений;

З,УО, ПКР

основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

З,УО, ПКР

понятие и сущность девиантного поведения;

З,УО, ПКР

основы психологии личности преступника;

З,УО, ПКР

психологические особенности познавательной деятельности при осмотре места происшествия, обыске, допросе.

З,УО, ПКР, ПРВ




З – зачет (устный, письменный, тестирование);

УО – устный (фронтальный, индивидуальный, комбинированный) опрос;

ПКР – контрольная работа (аудиторные или домашние, индивидуальные, парные или групповые контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д.);

ПРВ – проверка рефератов, отчетов, конспектов, решений заданий, выполненных заданий в электронном виде и т.д.




5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ (И ЗАДАНИЙ)

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ


Перечень вопросов:


  1. Понятие и предмет этики.

  2. Понятие и содержание основных категорий этики.

  3. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

  4. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

  5. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.

  6. Понятие и виды профессиональной этики

  7. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики

юриста.

  1. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

  2. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

  3. Служебный этикет юриста.

  4. Деловая одежда, обувь и аксессуары хорошего тона.

  5. Психические познавательные процессы ощущения, восприятия.

  6. Психические познавательные процессы память, внимание.

  7. Психические состояния и их роль в деятельности юриста.

  8. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

  9. Нравственные основы деятельности следователя.

  10. Нравственные основы деятельности адвоката.

  11. Нравственные основы обыска.

  12. Этические основы допроса потерпевшего.

  13. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

  14. Акцентуация характера.

  15. Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста.


Перечень заданий:


  1. В одном из магазинов сотрудники правоохранительных органов во время проверки обнаружили самодельные печати на право заверять сертификаты качества. Что послужило причиной выявления нарушения? Какие психические процессы имеют место в приведенной ситуации?


  1. В юридическом отделе работает честный, добросовестный человек, но он испытывает смущение и неловкость при общении с новыми людьми. Поэтому его работа не всегда имеет высокий результат. Он старается, постоянно делает над собой усилия, но от этого становится еще более неловким. Проанализируйте причины возникшей ситуации. Предложите варианты решения.


  1. Выступающий произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает. Слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением?


  1. В вечернее время возрастает количество автодорожных происшествий, связанных с переходом пешеходами улиц. С какими психическими процессами это связано?


  1. В поселке городского типа есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Один адвокат ведет прием. К нему в начале недели приходит женщина, которая разводится с мужем и хочет поконсультироваться насчет раздела имущества. В четверг на прием к тому же адвокату приходит муж этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества. Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?


  1. Вы – помощник юриста в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес домой канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дисков и моток скотча. Как вы поступите в этой ситуации?


  1. Сотрудник дорожно-патрульной службы в свободное от службы время помогает водителю автомашины, находящейся на территории контрольного поста, устранить неполадки в карбюраторе, хотя это и не входит в служебные обязанности сотрудника ГИБДД.

Если бы вы были руководителем поста, как бы вы отнеслись к действиям сотрудника? Как вы оцениваете действия данного сотрудника? Должны ли, по вашему мнению, помогать водителям сотрудники ГИБДД? Освежите в памяти информацию и события, которые связаны с недостойным, по вашему мнению и (или) мнению ваших друзей, общественности, прессы, телевидения и т. д., поведением сотрудников полиции. Что в неодобряемом вами поведении сотрудников полиции вызывает у вас наибольшее недовольство? Какие шаги, с вашей точки зрения, нужно предпринять, чтобы полиция лучше выполняла свое предназначение?


  1. Из оперативных источников стало известно, что в квартире обвиняемого Федоткина, в определенном месте имеется тайник с ценностями. В ходе обыска следователь применил неисправный переносной рентгеновский аппарат. Тайник был найден, якобы, с помощью этого аппарата.

  1. Дайте этический анализ поведения следователя.

  2. Оцените поведение следователя с позиций нравственной допустимости.

  3. Что может отметить в протоколе обыска следователь о применении технических средств?

  4. Будут ли посвящены понятые о техническом состоянии рентгеновского аппарата?


  1. В ходе расследования убийства собраны доказательства, дававшие основания подозревать Захарова в том, что он на своей даче совершил убийство жены и там же спрятал труп. Обыск на даче результатов не дал: труп обнаружен не был. Наступила ночь. Следователь объявил Захарову, что обыск будет продолжен завтра с применением трупоискателя и служебно-розыскной собаки. Работникам полиции, участвовавшим в обыске, следователь дал указание остаться в засаде на ночь и наблюдать за поведением Захарова. Около двух часов ночи, Захаров и его сожительница Сергеева вышли в сад, выкопали труп, поместили его в мешок и пытались вывезти на легковой машине, но были задержаны.

  1. Раскройте этическую основу тактического приема следователя.

  2. Охарактеризуйте допустимость с нравственных позиций «организовывать засаду» в данной ситуации.

  3. Как вы считаете, нравственно ли поступил следователь, заявив, что будет применен трупоискатель, которого в следственном отделе не было?


  1. При расследовании взяточничества установлено, что обвиняемый Коршунов хранит деньги, полученные в качестве взяток, а также документы, уличающие его в преступной деятельности, дома в тайнике. При производстве обыска тайник обнаружить не удалось. Тогда следователь удалил Коршунова из гостиной, а затем с помощью понятых и работников полиции переставил в комнате мебель. После этого Коршунова ввели в гостиную. Следователь внимательно наблюдал за его поведением. Коршунов беспокойным взглядом окинул комнату, но увидев в углу мягкое кресло, успокоился. Кресло вскрыли и обнаружили в нем документы и деньги.

  1. Дайте этический анализ тактического приема, примененного следователем.

  2. Охарактеризуйте решение следователя о перестановке мебели с нравственных позиций, т.к. в санкции прокурора было «произвести обыск»?

  3. Правомерны ли и этичными ли были действия понятых, участвующих в передвижении мебели?

  4. Имеет ли право Коршунов обжаловать действия следователя, понятых и работников полиции, участвующих в передвижении мебели в квартире?


11. Из оперативных данных следователю известно, что подозреваемый Степин передал портфель коричневого цвета с украденными ювелирными изделиями своему знакомому Захарову. Захаров на допросе отрицал факт получения портфеля от Степина.

Вопросы:

- Каким образом следователь может косвенно внушить Степину, что Захаров «рассказал правду»?

- Допустимо ли с правовых и этических позиций внушение какого-либо представления?


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров