В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проблема формирования творческой личности школьников в процессе обучения иностранным языкам

Руфина Аманжулова Руфина Аманжулова
Тип материала: другое
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 771
Краткое описание
Статья посвящена  проблеме развития творческих способностей школьников, посредством внедрения творческих работ при обучении иностранным языкам.
Пожаловаться 08 ноября 2014
Файлы
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


Аманжулова Р.Б.

Учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Астрахани.

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей школьников, посредством внедрения творческих работ при обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, личность

Keywords: creativity, creative aptitudes, person


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Иностранный язык как учебная дисциплина имеет широкий диапазон средств для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей школьников, их уровня обученности и склонностей.

Согласно личностно-ориентированному подходу, в центре внимания педагога должна стоять личность учащегося, все педагогические усилия должны быть направлены на ее развитие. Среди внутренних условий развития личности важное место занимает возможность ее самореализации [4]. Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная цель каждого человека состоят в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием «личность» [2]. Потребность в самореализации является стимулом деятельности человека, определяет активность, рост, развитие и самосовершенствование личности [7, с.210].

В исследованиях отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов (Ю.Б. Гатанов, И.С. Кон, Л.А. Коростылёва, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарёв, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс, В. Франкл) показана взаимосвязь процесса самореализации с творческой деятельностью. Творчество - это главный путь реализации возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового [7,с. 245].

Воспитание творческой личности учащегося должно быть для педагога приоритетом в его профессиональной деятельности. Большое значение при рассмотрении проблемы формирования творческих способностей учащихся, имеют работы известных ученых В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, В.Н. Дружинина, М.И. Махмутова, Я.А. Пономарева, Е.Е. Туник, А.В. Хуторского и др.

Один из путей обеспечения процесса творческой самореализации связан с организацией творческих работ в системе обучения. Творческая работа позволяет учащимся в полной мере использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, фантазию, критичность ума, самостоятельно добывать знания. Она способствует воспитанию активной, творческой, автономной личности.

К проблеме использования иностранного языка в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе обращаются многие отечественные ученые: И. Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Б.И. Смирнов и др.

Сложное явление творчества и творческой познавательной деятельности освещалось в исследованиях психологов Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др., педагогов В.И. Андреева, Г.Д. Кирилловой, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпициной, А.В.Хуторского, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др.

Существуют различные подходы к определению творчества и творческой деятельности. Рассмотрим несколько из них. По утверждению Т.Н. Прохоровой, «современная наука дает следующее определение творчества: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и общественно–исторической уникальностью» [8, с.268].

По определению В.А. Сластенина, «творчество есть открытие или создание новых, не известных ранее ценностей» [9,с.164]. По М.Ю. Кондратьевой, творчество - это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [6, с.81].

По утверждению А.Г. Спиркина, «творчество – это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры» [1, с.46].

«Неотъемлемым атрибутом творчества, - утверждает В.И. Андреев, - следует считать критерий развития человечества, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью вносить вклад в развитие человеческой личности, развитие человеческой культуры. В понимании творчества особенно важно учитывать и постоянно иметь в виду нравственные начала, которые побудили человека к творчеству [1, с. 46].

Внутри феномена творческой деятельности педагогическая наука выделяет сферу учебно-творческой деятельности. По определению В.И. Андреева, «учебно-творческая деятельность – это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей» [1, с.51].

Важнейшим признаком учебно-творческой деятельности, В.И. Андреев считает «появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности». К основным психическим новообразованиям он относит, прежде всего, развитие творческих способностей личности [1,с. 50].

Под творческими способностями Андреев понимает «способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире» [1, с.53].

А.Л. Димент и М.В. Столпникова пишут, что под «творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности личности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность» [5].

В свою очередь, именно в творчестве, прежде всего, находится источник саморазвития личности. Творчество осуществляется в учебной деятельности в процессе решения проблем, познавательных задач, разработки теоретических и практических вопросов. Самостоятельно открывая новые для себя законы, принципы, факторы и отслеживая их проявление на практике, сравнивая и сопоставляя свои мысли и результаты исследования с научными данными, ученик приобщается к творчеству [3]. Безусловно, научное содержание материала должно быть доступным и соответствовать возрастным особенностям школьников.

Один из путей обеспечения формирования творческой личности учащихся в процессе обучения иностранным языкам связан с организацией системы творческой работы.

Творческая работа позволяет учащимся в полной мере использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, фантазию, самостоятельность, критичность ума, креативность, оригинальность. С этой целью необходимо внедрять в процесс обучения иностранным языкам как можно больше творческих работ. При этом необходимо соблюдать все необходимые психолого-педагогические условия организации творческой работы. При отборе задач творческого характера необходимо руководствоваться строго определенными критериями: задания должны соответствовать требованиям общеобразовательного стандарта, необходимо учитывать их уровень сложности, который должен соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным особенностям учащихся. Организация творческой познавательной деятельности учащихся должна осуществляться последовательно, планомерно развиваться и усложняться.

Соблюдая выше перечисленные условия возможно добиться такой организации учебного процесса, который бы вызвал высокую мотивацию и стремление к активной работе на уроке иностранного языка, способствовал развитию самостоятельности, творческих способностей и, в итоге, формированию творческой личности школьников.



Список литературы


  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания личности. – Казань: «КГУ», 1988. – 238с.

  2. Бим И.Л. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. №2. – С. 11-15.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва, 2002.- 285с.

  4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. - Москва: Прогресс, 1991. – 379с.

  5. Димент А.Л, Столпникова М.В. Творческие упражнения при работе над устной речью// Иностранные языки в школе. Золотые страницы. - 2013. №8.- С. 91-92.

  6. Кондратьева М.Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Том второй. — Москва: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

  7. Пидкасистый П.И. Педагогика. – Москва, 2006. - 608с.

  8. Прохорова Т.Н. Теория и практика формирования творческой личности учащегося в системе художественно – эстетического образования: дис. д-ра. пед. наук. Москва, 2003. – 301с.

  9. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2003. - 480с.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru