нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Чипчигина Наталья Геннадьевна
Г. Лянтор Сургутский район Тюменская область ХМАО-ЮГРА
МБДОУ "Светлячок" социальный педагог
Нетрадиционные формы работы с родителями «Родительский университет»
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Наши родители - это не только социальные заказчики, но и активные социальные партнеры, заинтересованные участники всех наших начинаний. Высокий уровень подготовленности у родителей, совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно - предполагает вовлечение родителей в более активные и оригинальные формы сотрудничества. Одной из форм сотрудничества с родителями стал «Родительский университет». Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Университет – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Нетрадиционные формы с родителями в университете делятся на 4 вида:
1. Информационно-аналитические
2. Познавательные
3. Досуговые
4. Наглядно-информационные
Продумывая содержания и формы работы с родителями важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования. Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского университета, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда не хватает времени встретиться лично. Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Досуговая форма работы это - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми — здесь проводятся различные выставки детских работ (например: выставка, посвященная Новому Году «Мастерская Деда Мороза» или «Золотая осень»), конкурс рисунков, самодельных игрушек, изготовление кормушек, пошив маскарадных костюмов.
Наглядно- информационные формы работы носят ознакомительно-просветительский характер. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Формы проведения родительского клуба выбираю после обработки анкет, все зависит от запросов, интересов и пожелания родителей. В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов, эти формы работ позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
В конце встреч провожу рефлексию обсуждаю с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить в дальнейшем.
Используемые разнообразные формы работы с родителями должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
1.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008
5. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.А
6. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Не раскрыты основные понятия, описываемые в материале, нет обобщения изученного материала, отсутствует описание элементов работы с родителями.
В настоящем виде разработку лучше отнести к типу "Справочная информация".