В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Слесарное дело. Рабочая программа. 6 класс.

Слесарное дело. Рабочая программа. 6 класс.

Сергей Монахов
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 6571
Краткое описание
Курс «Слесарное дело» создан  для 6 класса, учащихся с лёгкой степенью дефекта психофизического развития. и направлен на формирование  системы знаний слесарного дела и практических умений по предмету.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
слесарное_дело_6-б.doc Скачать

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Коврова»



Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР_______Н.М. Павлова Директор школы-интерната_____Н.И. Холодова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по слесарному делу в 6-б классе

учитель Монахов Сергей Викторович







2014 -15 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по слесарному делу создана для 6 класса, учащихся с лёгкой степенью дефекта психофизического развития. Программа разработана на базисного учебного плана школы.

Курс «Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 класса». Сб.1 под редакцией В.В.Воронковой; (авторы коррекционного курса «Слесарное дело»: С.Л.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева, Г.В.Васенков, А.Ф.Шепетчук, С.В.Бобрешова, Я.Д.Чекайло) ) - М.: Гуман. изд. «Владос», 2001.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Характеристика учащихся 6-«б» класса.

Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

Учитывая статус класса и психофизические особенности обучаемой подгруппы детей, программа полностью соответствует базовому стандарту знаний.


Программа для 6-«б» класса составлена таким образом, что материал опирается на ранее полученные умения и навыки рассчитана на 272 часа учебного времени (8 часов в неделю).

В программу включены следующие разделы:

Изготовление деталей

Резание металла ножовкой

Сверление

Опиливание

Правка и гибка металла

Соединение деталей заклепками

Выполнение изделий по технологической карте

Рубка металла

Плоскостная разметка

Пространственная разметка


Основными формами и методами обучения являются практические работы, беседы о ТБ; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, средства ИКТ. Занятия слесарным делом проводятся в специальном кабинете, оборудованном учебной зоной и индивидуальными рабочими местами с техническим оборудованием (верстаки, станки токарные, сверлильные, фрезерные).

При организации кабинета учтены санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Цель: подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях промышленного производства.

Задачи:

  1. Формирование доступных школьникам техническим и технологических знаний;

  2. Развитие у учащихся общетрудовых умений (умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы);

  3. Обучение школьников приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  4. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду; сознательное овладение приёмами труда;

  5. Формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, бережного отношения к общественной собственности.


Коррекционная работа включает следующие направления.


Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

— коррекция восприятия формы, конструкции, величины предметов;

— развитие представлений;

— коррекция – развитие памяти, внимания;

— развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

— развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие предметов;

— умение работать по инструкциям, алгоритму;

— планировать свою работу, намечать последовательность выполнения работы.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

— развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

— формирование адекватности чувств;

— формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

— коррекция нарушений устной речи; монологической речи; диалогической речи.

— обогащение словаря.

Коррекция недостатков двигательной сферы:

— совершенствовать мелкую моторику рук.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- устройство слесарных тисков, приемы рубки металла в тисках, инструменты ,правила безопасной работы при рубке металла;

- приемы опиливания металла, техника безопасности при опиливании;

- устройство и назначение слесарной ножовки;

- формы кромок детали;

- устройство разметочного циркуля, назначение, приемы пользования;

- инструменты и приспособления для гибки и правки металла;

-понятие трудовая операция, прием, виды технологических карт;

- приемы рубки металла на плите,

- требования к разметке, понятие точность измерения;

- виды напильников, назначение различных видов;

- устройство, назначение, приемы работы штангенциркулем – ШЦ-1;

- виды разметки, назначение, разница между видами;

- устройство и назначение рейсмуса.


Учащиеся должны уметь:

- работать: зубилом, слесарной ножовкой, разметочным циркулем;

- проверять качество работы на глаз, по образцу и шаблону;

- работать напильниками;

- изготавливать изделия по технологической карте;

- работать штангенциркулем (ШЦ-1);

- пользоваться рейсмусом.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Тип урока

Оборудование

Дата проведения

Примечания

1-2

Вводное занятие.

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



3-4

Изготовление деталей прямоугольной формы.

Организация рабочего места слесаря.

2


Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




5-6

Требования к точности разметки.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



7-8

Припуск на обработку.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



9-10

Разметочные инструменты: устройство, назначение, сбережение, правила бе­зопасной работы (чертилкой).

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




11-12

Рубка в тисках по уровню губок: приемы, виды брака, меры по предупреждению.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




13-14

Слесарные тиски: назначение, устройство, правила сбережения.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



15-16

Различие металлов по твердости.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



17-18

Слесарное зубило и молоток.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



19-20

Плоский напильник.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



21-22

Опиливание металла.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



23-24

Чертеж: применение, виды линий.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



25-26

Резание металла ножовкой

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



27-28

Слесарная ножовка.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.



29-30

Ножовочное полотно.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



31-32

Способы образования начала реза.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



33-34

Резание с поворотом полотна.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



35-36

Сверление.

Сверление, назначение, приспособления.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



37-38

Основные части настольного сверлильного станка.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



39-40

Спиральное сверло.

Назначение элементов.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



41-42

Устройство рабочей части: канавки, ленточки, режущие кромки.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



43-44

Причины поломки при работе, правила уборки.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



45-46

Кулачковый сверлильный патрон.

2

Комбинированный урок

Рабочая часть.

Канавки.Ленточки.

Режущие кромки.



47-48

Машинные тиски.

Назначение зенкования отверстия.

2

Комбинированный урок

Трёхкулачковый

сверлильный

патрон.



49-50

Устройство зенковки. Безопасность труда при сверлении и зенковании.

2

Комбинированный урок

Трёхкулачковый

сверлильный

патрон.



51-52

Практическое повторение. Изготовление молоточка детского с квадратным бойком и одним скосом (для слабых учащихся) или двумя скосами (для более подготовленных).

2

Урок новых знаний

Настольно-сверлильный станок.



53-54

Разметка.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



55-56

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



57-58

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



59-60

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



61-62

Разметка отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



63-64

Распиливание отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



65-66

Распиливание отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



67-68

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Настольно-сверлильный станок.



69-70

Самостоятельная работа. Изготовление прямоугольной заготовки для последующего изделия.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



71-72

Опиливание под угольник (точность опиливания 0.5 мм).

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



73-74

II четверть

Вводное занятие.

Правила техники безопасности в мастерской.

2

Урок новых знаний

Журнал по ТБ.



75-76

Опиливание криволинейной кромки.

Выпуклая и вогнутая формы кромки детали.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




77-78

Разметочный циркуль: назначение, приемы пользования, правила ТБ.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




79-80

Напильники: виды (круглый, по­лукруглый), назначение видов.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




81-82

Понятие исправимый и неисправимый брак изделия.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




83-84

Чертеж: назначений линий (штрихпунктирная).

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




85-86

Правка и гибка металла.

Понятие упругость металла.

2

Комбинированный урок

Презентация «Упругость металла ».



87-88

Виды изгиба полосового металла.

2

Комбинированный урок

Таблица.



89-90

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



91-92

Брак при правке и гибке: виды, исправления.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



93-94

Правила безопасности при гибке металла.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



95-96

Соединение деталей заклепками с потайными головками.

Пластичность металла.

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



97-98

Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка).

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



99-100

Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка).

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



101-102

Расчет длины в зависимости от диаметра и толщины соединения деталей.

2

Комбинированный урок

Таблица.



103-104

Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.

2

Комбинированный урок

Плакат. Таблица.



105-106

Личный напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.

2

Комбинированный урок

Личный напильник



107-108

Личный напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.

2

Комбинированный урок

Личный напильник



109-110

Практическое повторение. Изготовление петель шарнирных, крючков оконных из листовой стали, выполнение заказов школы.

2

Урок новых знаний

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



11-112

Разметка.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



113-114

Изготовление петель.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



115-116

Изготовление петель.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



117-118

Изготовление крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



119-120

Разметка крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



121-122

Опиливание крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



123-124

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Инструменты и приспособления.



125-126

Самостоятельная работа.

Изготовление шайб из листовой стали.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для изготовления шайб.



127-128

Изготовление шайб из листовой стали.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для изготовления шайб.




129-130

III четверть

Вводное занятие

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



131-132

Выполнение изделия по технологической карте.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



133-134

Технологическая карта: виды.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



135-136

Технологическая карта: состав.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



137-138

Технологическая карта: эскиз изделия, описание приемов выполнения.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



139-140

Технологическая карта: чертеж, указание материала, инструментов, приспособлений.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



141-142

Понятия трудовая операция, прием (способ выполнения операции).

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



143-144

Правила нанесения размеров на чертеже.

2

Комбинированный урок

Чертёж.



145-146

Правила нанесения размеров на чертеже.

2

Комбинированный урок

Чертёж.



147-148

Рубка на плите

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель. Зубило.

Лезвие зубила.



149-150

Рубка на плите: назначение, особенности воздействия зубила на металл по сравнению с рубкой в тисках по уровню губок.

2

Комбинированный урок

Зубило.



151-152

Зубило: форма заточки для рубки по кривым линиям.

2

Комбинированный урок

Лезвие зубила.



153-154

Поза работающего, приемы работы, техника безопасности.

2

Комбинированный урок

Зубило.



155-156

Крейсмейсель: назначение.

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель.



157-158

Правила безопасной работы при рубке на плите.

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель.



159-160

Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



161-162

Чертеж — основной документ для выполнения изделия.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



163-164

Требования к разметке.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



165-166

Циркули разметочные.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



167-168

Понятие точность измерения.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



169-170

Точность измерения линейкой.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



171-172

Пересекающиеся и перпендикулярные линии на плоскости.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



173-174

Точность измерения линейкой.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



175-176

Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



177-178

Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



179-180

Практическое повторение.

Виды работы.

2

Комбинированный урок

Оборудование кабинета.



181-182

Изготовление приспособления для удаления сорняков (чистка), грабель огородных детских цельнометаллических.

2

Урок новых знаний

Презентация «Изготовление приспособления для удаления сорняков».



183-184

Разметка.

2

Практический урок

Технологическая карта.



185-186

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



187-188

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



189-190

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



191-192

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



193-194

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



195-196

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



197-198

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



199-200

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



201-202

Опиливание.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



203-204

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



205-206

Самостоятельная работа

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



207-208

Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



209-210

IV четверть

Вводное занятие

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



211-212

Опиливание широкой поверхности.


2

Комбинированный урок

Штанген­циркуль Насечка.



213-214

Понятия плоская и криволинейная поверхности (объяснение на конкретных примерах).

2

Комбинированный урок

Таблица.



215-216

Напильник: виды по форме сечения, по насечке.

2

Комбинированный урок

Напильник



217-218

Напильник: назначение разных видов, правила сбережения, виды плоского на­пильника .

2

Комбинированный урок

Напильник



219-220

Использование остроносого плоского напильника.


2

Комбинированный урок

Напильник



221-222

Применение масла и мела при работе личным напильником.

2

Комбинированный урок

Напильник



223-224

Штангенциркуль ШЦ-1, ЩЦ-2: назначение.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



225-226

Штангенциркуль: устройство, приемы работы.


Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



227-228

Штангенциркуль. Умение.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



229-230

Работа со штангенциркулем.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



231-232

Пространственная разметка.

2

Комбинированный урок

Штанген-рейсмус.

Вертикальная линейка.

Угольник с полкой.



233-234

Разметка: виды (пространственная, плоскостная), назначение, разница между видами.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



235-236

База для пространственной разметки: правила выбора .

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



237-238

База для пространственной разметки: инструменты.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



239-240

База для пространственной разметки: приспособления.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



241-242

База для пространственной разметки: рейсмус, штангенциркуль.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



243-244

Рейсмус: устройство.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



245-246

Рейсмус: назначение.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



247-248

Рейсмус: правила безопасного обращения.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



249-250

Практическое повторение

2

Комбинированный урок

Штанген-рейсмус.

Вертикальная линейка.

Угольник с полкой.



251-252

Изготовление упорной планки для зажимного винта столярного верстака.

2

Урок новых знаний

Презентация «Изготовление упорной планки».



253-254

Выбор материала и разметка.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



255-256

Высверливание заготовки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



257-258

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



259-260

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



261-262

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



263-264

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



265-266

Разметка и сверление отверстий.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



267-268

Отделка изделия.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



269-270

Контрольная работа

2

Обобщающий урок

Задания для контрольной работы.



271-272

Изготовление мотыги.

2

Обобщающий урок

Технологическая карта






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.


  1. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 класса». Сб.1 под редакцией В.В.Воронковой; - М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2001г.

  2. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 4 кл. Ю.И.Сагал. – М.:Просвещение,1983г.;

  3. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 5-6 кл. В.Г Копелевич, И.ГСпиридонов, Г.П.Буфетов.- М.:Просвещение,1992 г.;

  4. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 7-8 кл. И.Г.Спиридонов, Г.П. Буфетов, В.Г. Копелевич – М.:Просвещение,1985 г.;

  5. Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл.В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,2004 г.;

  6. Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. – М.: изд.центр ВЛАДОС,2004г.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос