Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слов".
Составитель:
Булавинова Елена Васильевна
Воронежская
область
Воробьевский
район
п.ц.у.совхоза
«Воробьевский»
МКОУ
«Поселковая СОШ»
Начальные
классы
Учебник:
Русский язык. 3 класс под редакцией
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Тема
урока: Правописание безударных гласных
в корне слов.
Урок:
45 минут
Урок по русскому языку.
Тема: Правописание безударных гласных в корне слов.
Цели урока: совершенствовать знания о правописании безударных гласных в корне, формировать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфические навыки; развивать речь, мышление, расширять кругозор.
Оборудование: учебник «Русский язык.3класс», В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для групповой работы, рисунки, новогодние игрушки, сделанные своими руками, ёлка, серпантин, гирлянда.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
Учитель:
Есть у меня игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идет,
Скоро праздник…(Новый год)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…(елки)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …(блестят)
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки,…(хлопушки).
- Как нужно написать слова бл.стят, хл.пушки? Докажите.
- Какая орфограмма в этих словах?
- Как думаете, чему будем учиться на уроке?
(Будем учиться писать слова с безударными гласными и другими орфограммами)
- О чем шла речь в стихотворении?
(Ответы уч-ся)
- Совсем скоро все люди будут встречать Новый год. Они готовятся к этому празднику. И мы тоже будем к нему готовиться. Будем украшать елку.
(Учитель вносит елку)
На елку повесим игрушки, которые сделали на уроке технологии. Но чтобы они были еще красивее, вы будете на них рисовать снежинки за правильно выполненное задание.
- А вы знаете, почему именно елку наряжают на Новый год?
Первыми начали наряжать елку к Рождеству жители Франции, которые считали ее райским деревом. Они развешивали на ней красные и зеленые яблоки, позолоченные орехи, сладости, фрукты, напоминавшие о дарах Волхвов. А еще елку украшали тлеющими головешками, чтобы победить злые силы и рассеять мрак. Однажды в неурожайный год яблоки пришлось заменить деревянными шарами. Эта идея понравилась германским стеклодувам, которые вскоре принялись делать стеклянные елочные шары. Вместо головешек стали использовать свечи, которые символизировали Христа, несущего свет миру. Верхушку елки украшали звездой, как напоминание о Вифлеемской звезде, указывающей Волхвам путь к месту рождения Иисуса.
В 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, повелел считать Новый год с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга, желать счастья и благоденствия, а дом украшать еловыми ветвями. Так елка стала символом Рождества и Нового года.
III. Чистописание.
1) Отгадайте загадку.
Разноцветные бумажки,
Завитушки и кудряшки,
Нам украсят елку, зал.
Кто в загадке их узнал? (Серпантин)
Давайте нарисуем его в своих тетрадях.
Кто считает, что написал красиво, рисует снежинку на игрушке.
(Серпантин вешается на елку)
2) - Какой месяц год начинает? Придумайте однокоренное слово. Запишите.
-Какой месяц называют хвостиком года? Запишите, подчеркните согласные.
- Какой месяц зиму завершает? Запишите, разделяя на слоги.
(январский декабрь фев-раль)
3) Чтобы украсить нашу елку гирляндой, надо сначала ее собрать – составить из слов предложение, а в словах вставить буквы.
(На, елке, бл.стят, б.льшой, ст.клянные, ш.ры)
Ученик у доски составляет и записывает предложение.
На большой ёлке блестят стеклянные шары.
- Какие буквы вставим, почему?
- Выделите главные члены предложения.
- Что можно сказать об этом предложении?
(Это предложение, простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)
У кого нет ошибок – нарисуйте снежинку.
IV. Работа по теме.
1.Повторение правил о правописании безударных гласных в словах.
Задайте друг другу вопросы о правописании безударных гласных.
(Один ученик задает вопрос, другой отвечает.)
2. Упражнение в правописании безударных гласных и парных согласных в словах.
Нам снеговик принес письмо.
Очень странное оно:
Вместо марок – три снежинки,
А конверт из чистой льдинки.
В классе нашем так тепло,
Что растаяло оно.
- Прочитайте, какие буквы растаяли? Докажите.
(Ученики по цепочке читают и вставляют пропущенные буквы.
Нашу речку, словно в ска.ке
За ночь вым.стил м.ро.,
Обн.вил к.ньки, сала.ки,
Елку из л.су принес.
Елка плакала сн.чала
От д.машнего т.пла.
Утром плакать перестала,
З.дышала, ож.ла.)
Спишите. 1вариант списывает первое четверостишие, 2 – второе.
Взаимопроверка.
Те, кто без ошибок выполнили задание, рисуют снежинку.
- Ребята, вы любите зиму? За что? (Ответы детей)
Давайте поиграем в снежки.
Физкульминутка.
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Нам в снежки играть не лень.
Мы играем целый день.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
А теперь в меня бросай!
Пусть мороз морозит нас,
Мы погреемся сейчас:
Ножками затопаем,
Ручками захлопаем.
3. Игра «Съезжай не зевай!»
А сейчас пойдем кататься с горки. Разделимся на две команды (1 и 2 ряд). Нужно как можно быстрее съехать с горки, для этого вставьте пропущенные буквы.
(На доске:
Ст.р.на х.л.да
д.р.гой г.л.ва
б.р.да
г.л.дать п.л.са
з.л.нел в.с.литься
в.ч.рок д.р.вянный
ст.р.жить
Взаимопроверка.
Команда, выполнившая задание правильно и быстро, рисует снежинку на своих игрушках.
Спишите слова противоположной команды, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
4. Групповая работа.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.
Карточка №1
1. Прочитайте начало пословицы, подберите подходящий конец.
Напишите пословицу, вставляя пропущенные буквы.
Объясните смысл пословицы.
Не сп.ши языком, м.лчание - золото.
тор.пись делом.
лучше пом.лчать.
2. К данному слову припишите родственные слова, в которых ударный гласный станет безударным. Поставьте ударение, выделите корень.
Лёд - …
Карточка №2
1. Прочитайте начало пословицы, подберите подходящий конец.
Напишите пословицу, вставляя пропущенные буквы.
Объясните смысл пословицы.
Дер.во ценят по пл.дам, а честь смолоду.
а человека труд.
а человека по д.лам.
2. К данному слову припишите родственные слова, в которых ударный гласный станет безударным. Поставьте ударение, выделите корень.
Сад - …
Карточка №3
1. Прочитайте начало пословицы, подберите подходящий конец.
Напишите пословицу, вставляя пропущенные буквы.
Объясните смысл пословицы.
Человек без друзей, в лес не х.дить.
что дер.во без к.рней.
в в.де не тонет.
2. К данному слову припишите родственные слова, в которых ударный гласный станет безударным. Поставьте ударение, выделите корень.
Снег …
Отчеты групп.
Выберите того, кто будет - объяснять вставленные буквы
- объяснять смысл пословицы
- называть родственные слова.
Группа, не сделавшая ошибок, рисует снежинки.
V. Отчет об исследовательской работе.
(Ученики дома искали в названиях конфет изученные орфограммы)
Новогодний праздник и Рождество – это пора взаимного веселья, радости и угощения. Угостите друг друга конфетами и найдите в названиях изученные орфограммы. Объясните.
Правильное объяснение – снежинка на игрушку.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Как нужно проверять безударные гласные?
- Как вы оцените свою работу?
Посчитайте снежинки на игрушке. Те, у кого 8 снежинок получают оценку 5. Те, у кого 6 – получают оценку 4.
Теперь можете повесить свои игрушки на елку.
Использованная литература:
1. Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей. Ярославль «Академия развития» 1997
2. 1. Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей 3. Ярославль «Академия развития» 1997
3. И.Р.Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль «Академия развития» 1998
4. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль «Академия развития» 1998
5. И.Л.Калинина. Учим детей читать и писать. Москва «Флинта» 1998
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО