Полёт на другую планету
Цели:
-познакомить с новой техникой рисования – граттаж.
Задачи:
-развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения пейзажа;
-способствовать творческому отображению окружающего мира;
-развивать зрительную память, фантазию, пространственное воображение, навыки композиции;
-научить овладению техникой штриха;
-воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа город Урюпинск
Открытый урок по ИЗО в 3 классе
«ПОЛЕТ НА ДРУГУЮ
ПЛАНЕТУ»
Провела учитель начальных классов
Девяткина Вера Викторовна
Вид занятия: работа в технике “граттаж” – процарапывание.
Цели:
-
Познакомить с новой техникой рисования – граттаж.
Задачи:
-
Развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения пейзажа;
-
Способствовать творческому отображению окружающего мира;
-
Развивать зрительную память, фантазию, пространственное воображение, навыки композиции;
-
Научить овладению техникой штриха;
-
Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Оборудование урока: лист с готовой основой, острый предмет, (зубочистка), видео презентация, карточки со словами; космическая музыка для урока, картинки
Ход урока. 1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Точь
– в – точь, как тебе,
Но еще в
старину
Хотелось узнать
звездочетам -
Смотрели на Солнце
они, на Луну
И тихо шептали:
- А что там ?
Древние римляне восхищались искусством
Древней Греции и многое переняли.
Восхищались они и богами Древней Греции,
дали им новые имена. Зевса назвали
Юпитером, Аида - Плутоном, Посейдона -
Нептуном, Афродиту - Венерой, Ареса -
Марсом, Кроноса - Сатурном и Гермеса -
Меркурием. Мы жители ХХI века до сих пор
используем имена римских богов. Так
называют планеты Солнечной системы.
Подробнее
о солнечной системе вы узнаете на уроках
природоведения в 5 класса.
Отгадайте загадку: - Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (созвездие “Большая медведица”)
С давних
времен загадочный мир планет и звезд
притягивал к себе внимание людей, манил
их своей таинственностью и красотой.
Звездное
небо. Каждая звездочка похожа на
маленький бриллиант. Это всегда
привлекало и завораживало человека.
Когда-то очень давно один философ
сказал, что если бы звездное небо было
видно только в каком-нибудь одном месте
Земли, то к этому месту непрерывно
двигались бы толпы людей, чтобы
полюбоваться великолепным зрелищем.
Люди не
сразу узнали истинную природу небесных
тел. Проходили века и люди, наблюдая за
различными небесными явлениями, стали
многое понимать.
Звездное небо –
великая книга Природы. Кто сумеет ее
прочесть, тому раскроются несметные
сокровища окружающего нас космоса.
3. Постановка задач урока . - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе).
4. Работа над лексическим значением слов. – Сегодня мы с вами отправимся на поиски красоты. Мы постараемся разглядеть красоту природы за пределами нашей земли. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.
- Как вы думаете, ребята ,а что нас там ждет в космическом пространстве?(ответы детей) Много стихов и песен посвящено космосу, много музыки и картин написали люди пытаясь передать тайну и красоту космического пространства. – Скажите, ведь никто из вас точно не покидал планету Земля. Или я ошибаюсь? Откуда у нас эти знания? (Ответы детей.) Правильно, книги, телевидение, интернет передают нам информацию, которую изучили, добыли, доказали другие люди – ученые, астрономы, космонавты.
Словарная работа – “космос” (карточка слова на доске). - Как вы понимаете, что такое космос? Словарь Ожегова так объясняет это слово. Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. С.И.Ожегов
– Нашу планету окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
5. Беседа о празднике
- А кто из вас знает, какой праздник посвящен космосу? ( День космонавтики.)
- Кто может назвать дату этого праздника? 12 апреля
– Как вы думаете, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
(12 апреля совершен первый полет в космос.)
-
Действительно,
12 апреля 1961 года человек впервые
отправился в космическое путешествие.
– Посчитайте, сколько лет прошло со
дня первого полёта в космос?(52)
6.
Работа с иллюстрациями. Беседа-рассуждение
(слайды с изображением
различных планет, во время которых
происходит беседа-рассуждение.)
- Что смог увидеть
человек в космосе?
- Обратите
внимание, какие в космосе интересные
по цвету планеты. Какие они разные и ни
одна из них не похожа друг на друга.
- А как называют
людей, которые осваивают и изучают
космос? (Космонавтами)
- Кто
из вас знает, как зовут человека, который
впервые в мире совершил космический
полет?( Юрий
Гагарин.)
- Да,
ребята. 52 года назад, 12 апреля, в 9 часов
по московскому времени с космодрома
Байконур был произведен старт корабля
«Восток-1». Управлял кораблем наш
российский человек – Юрий Гагарин. Он
впервые в истории человечества за 108
секунд совершил один оборот вокруг
земли. А вы знаете, что он сказал в
интервью, после удачного приземления?
Вот его слова: «Облетев Землю в корабле
– спутнике, я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить, и приумножать
эту красоту, а не разрушать ее!»
Кроме
Ю.Гагарина в космосе побывали и другие
космонавты: Валентина
Терешкова(это первая женщина – космонавт),
Алексей Леонов(первый
человек ,увидевший нашу Землю в открытом
космосе),
космонавты- Юрий Романенко, Валерий
Рюмин, Георгий Гречко, Андриян Николаев…
И сегодня,
ребята, мы выступим с вами в роли
космонавтов – исследователей. Нам
предстоит совершить путешествие в
космический мир, в котором вас ожидает
много нового, необычного . И стартовать
вы будете с планеты под названием Земля.
- Перед
стартом разомнемся.
7.Физминутка.
Вверх руки
подняли и покачали,
Руки сомкнули
назад,
Встали, встряхнулись,
Всем
улыбнулись
И сели работать опять.
8.Повторение изученного. – Полеты в космос на яву и во сне. Фантазия не имеет границ. Человек придумывает корабли и несуществующие города, миры – все это мечта, которая может стать явью… И сегодня мы с вами будем фантазировать, мечтать, творить. Но сначала давайте вспомним материал прошлого урока.
На прошлом уроке мы с вами подготавливали основу для работы в технике “граттаж”. А. Словарная работа: “граттаж” Граттаж – это не русское слово, в переводе с французского языка оно означает “царапать, скрести”. Таким способом пользуются многие художники. – Граттаж – работа на восковой основе.
Б.Вспомните
этапы нашей работы:
Бумага
для работы заготовлена заранее:
1) берем
ярко окрашенный лист;
2) потом этот же
лист растирается тщательно свечкой
(обычной хозяйственной);
3) затем
закрашиваем гуашью (цвет – по желанию),
сушится.
На таком листе “выцарапывается” рисунок. – Посмотрите на работы художников.(слайд) В.Инструменты для работы: 1).готовая основа; 2).палочки различной толщины; - Для чего необходимы палочки разной толщины? (разнообразные штрихи по ширине) 3).влажные салфетки для рук.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по т/б:
-
стол перед началом работы следует
застелить клеенкой;
-
нельзя размахивать руками и инструментами
во время работы;
- толкаться, мешать
работать тоже никому не будем;
-
работаем аккуратно, четко, без суеты;
- не горбимся, держим спинку прямо;
-
нельзя отвлекать товарища от работы.
9. Постановка задачи практической работы.
Цель нашей практической работы: на черном листе увидеть и раскрыть людям красоту космического пространства, показать «процарапать» мир космоса или другими словами – космический пейзаж. Эта работа намного сложнее, чем рисование карандашом. Ведь ненужную линию можно стереть резинкой .В этой работе каждый штрих нужно продумать , неправильную линию уже не сотрешь.
10. Самостоятельная работа . Поможет вам в работе музыка великого композитора Людвига Ван Бетховена « Лунная соната» - А теперь возьмите свои инструменты, дорогие художники. Фантазируйте, творите , удивляйте нас. (Дети рисуют под музыку. )
11. Подведение итогов урока.
Выставка работ. Анализ выполненных работ.
- Что
интересного узнали?
- Какую работу
выполняли?
- Расскажите нам, что такое
граттаж?
- Посмотрите, какая она
космическая красота. Какой прекрасный
и таинственный мир космоса. (Выставка
работ, демонстрация)
Давно нас
ожидают
Далекие планеты,
Холодные
планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна
планета
Не ждет нас так, как эта,
Планета дорогая
По имени Земля.
Заканчивая наш урок, я хочу напомнить вам, что красота нашей Земли, Галактики, Вселенной в ваших руках. Сохраните этот мир чистым и ярким. Я верю. Я знаю, что в каждом из Вас бьется горячее сердце, которое умеет видеть и творить красоту.
12. РЕФЛЕКСИЯ .
– Если вам понравился урок, я буду очень рада.
Давайте украсим нашу крошечную Землю цветами. Ведь цветы- это не только красота, но и жизнь.
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»