В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования

Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования

Валентина Куклина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2356
Краткое описание
Статья представляющая подходы профессионального образовательного учреждения СПО к организации методической поддержки  профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования, на примере  СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж».  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Методическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инклюзивного образования

Валентина Юрьевна Куклина, методист СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»


Стратегия развития системы образования «Петербургская школа 2020» провозглашает миссией Петербургской Школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга, а одной из задач, для её выполнения называет непрерывное развитие потенциала современного педагога. На уровне образовательного учреждения механизмом решения данной задачи может стать развитие системы наставничества, консультирования и научно-методической работы в целом.

Под наставничеством в методической работе мы понимаем целенаправленный процесс развития личности педагога, его профессиональных качеств и компетенций через общение с более опытным членом коллектива – наставником. Функции наставника предполагают не только помощь в адаптации новых членов коллектива. Важнейшей функцией наставника является содействие профессиональному росту новых членов коллектива, участие в оценке результатов их деятельности.

Консультирование, в нашем понимании, это – процесс, в ходе которого подготовленный специалист оказывает поддержку другому члену коллектива в индивидуальной или групповой работе.

Методическая поддержка, как термин, получил широкое распространение в конце ХХ века, во многом благодаря зарубежным публикациям о механизмах наставничества. В советской педагогике использовался термин методическая помощь, даже определение методической работы основывалось на понятии методической помощи. Педагогический словарь 1960 года издания приводит следующее определение: «Методическая работа – оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации». В чем же разница между помощью и поддержкой? Методическая поддержка позволяет педагогу увидеть свои проблемы и помогает их преодолеть за счет своих сильных сторон. Механизм поддержки: диагностика – постановка проблем – самостоятельная практическая деятельность по решению проблем – анализ.

Таким образом, методическая поддержка – это методическая деятельность, поддерживающая педагога в ситуации диагностирования им своих слабых сторон педагогической техники и помогающая ему преодолеть проблемы, опираясь на сильные стороны своих индивидуальных способностей и возможностей.

Вступая на новый этап своего развития СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» определил новую методическую проблему, позволяющую направить всю методическую работу в единое русло. Формулировка новой методической темы учреждения связана с реализацией механизма наставничества как опытного педагога над начинающим, так и педагогического работника над обучающимися в процессе овладения ими педагогическими компетенциями, предусмотренными ФГОС. Методическая тема учреждения: «Наставничество как механизм профессионального развития педагогических работников и гарант овладения профессиональными компетенциями обучающимися» согласуется и с темой Ресурсного центра, который действует на базе учреждения с сентября 2013 года (Распоряжение Комитета по образованию №1493-р от 26.06.2013 «О переводе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, в режим ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования»). Поскольку деятельность ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» направлена на разработку веера индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП), механизмом реализации которых призвано стать наставничество педагога над обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Приступая к реализации методической темы, в коллективе было проведено диагностирование на определение целевых групп, нуждающихся в наставнике. На основании проведенного входного диагностирования определились три целевые группы, которым необходим разный уровень наставничества. Первая группа – «НОВИЧКИ», педагогические работники, только что принятые в коллектив (8%). Вторая группа – «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» коллектива, работники с высокими профессиональными качествами и амбициями, те, кто могут развивать коллектив в будущем (17%). Третья группа – «РЕЗЕРВ», педагогические работники, нуждающиеся в постоянной методической поддержке (42%). Таким образом, 67% коллектива нуждаются в систематическом наставничестве. Остальные 33% – это наставники и руководители. По итогам года диагностирование показало, что группа резерва сократилась почти наполовину – до 24%, увеличив группу «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ» и перейдя в категорию наставников.

Определение групп наставничества

Основу системы наставничества в педагогическом коллективе составляют методические комиссии, а функции наставника выполняют руководители комиссии. В настоящее время в учреждении действуют четыре методических комиссии:

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Станочник», «Токарь»;

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Оператор швейного оборудования», «Закройщик»;

  • Дисциплины профессионального цикла по профессиям «Парикмахер»;

  • Общеобразовательные дисциплины.

С сентября 2013 года, с момента открытия на базе СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», городского ресурсного центра «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования», появились новые эффективные средства развития системы наставничества и подготовки педагогов-наставников. Созданные для реализации задач ресурсного центра по внедрению инклюзивного образования постоянные творческие коллективы – творческие группы, стали действенным центром развития наставничества в педагогическом коллективе. Руководители данных творческих групп являлись начинающими наставниками, но опыт по решению профессиональных педагогических задач позволил с честью справиться с функцией наставника всем коллегам, возглавившим творческие группы и получить значимый для коллектива результат (Приложение 1).

Основными направлениями в содержании методической работы стали организационно-методическая поддержка педагогов, методическое обеспечение профессионального образования, совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения. Основные формы методической работы:

  • Работа в рамках предметных Методических комиссий (МК);

  • Индивидуальные консультации;

  • Школа педагогического мастерства;

  • Инструктивно-методические совещания;

  • Методические конкурсы;

  • Открытые уроки;

  • Творческие группы (временные творческие коллективы);

  • Клуб молодого педагога и др.


Профессионально-личностное развитие педагога характеризуют педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Педагогическая компетентность – владение системой образовательных умений и навыков, позволяющих осуществлять образовательную деятельность. Совокупность умений складывается в педагогическую технику: умения владеть мимикой, настроением, процессами восприятия информации, техникой речи и умения воздействовать на личность обучаемого (организаторские, коммуникативные, диагностико-аналитические умения).

В достижении педагогического мастерства важна модель поведения. Модель адаптивного поведения проявляется в тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. В деятельности такой специалист, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, превращенными в штампы, шаблоны и стереотипы. Прогрессивной моделью является модель профессионального развития, когда педагог способен выйти за пределы текущей повседневной практики и увидеть свою работу в целом, чтобы осознавать и оценивать трудности профессионального труда и конструктивно разрешать их в соответствии с ценностными ориентациями.

Практическая инновационная деятельность особенно эффективна в профессиональном становлении педагога и на этом этапе развития, важно помнить об огромном значении мотивации в достижении компетенции, позитивного настроя и создания ситуации успеха.

По результатам проведенного диагностирования по методике А.К. Марковой «Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога» в педагогическом коллективе за первый год работы в режиме инновационной деятельности психологическая компетентность возросла на 0,55 балла, педагогическая компетентность – на 0,65 балла, методическая компетентность – на 0,75 балла.

Таким образом, действенным механизмом включения всего педагогического коллектива в реализацию миссии петербургского образования и миссии СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» стало развитие системы наставничества. Целенаправленная система развития наставничества, интегрированная в инновационную деятельность ресурсного центра, позволила получить значительный личностный и профессиональный рост педагогов творческих групп.


Используемая литература:

  1. Валынкин П.В., Шабельникова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС

  2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: 2005.

  4. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: 2006.

  5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок, М.: 2005.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.


Приложение 1

Информация о работе творческих групп в 2013/2014 учебном году

Творческая группа

Результат

Творческая группа разработки структуры и конспекта урока теоретического обучения в условиях совместного (инклюзивного) обучения (в рамках разработки индивидуального образовательного маршрута)


- 28.10.2013. Проведено 3 открытых урока теоретического обучения по профессиям: ПАРИКМАХЕР; СТАНОЧНИК; ЗАКРОЙЩИК «Психолого-педагогическое сопровождение урока в условиях инклюзивного обучения»;

- 20.03.2014 года открытый урок на применение активных методов обучения по УД «Экономические и правовые основы производственной деятельности», «Обществознание»: «Я и моё собственное дело»;

- Конспекты уроков, структура психолого-педагогического сопровождения урока в условиях инклюзивного обучения;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 4;

Творческая группа разработки сценария и проведения Конкурса профессионального мастерства среди детей с особыми образовательными потребностями по профессиям швейного производства


19.02.2014 проведен Городской Конкурс профессионального мастерства по профессиям швейного производства: 18 обучающихся (6 команд);

- Положение о Конкурсе профессионального мастерства;

- Сценарий Конкурса и сопроводительная нормативная и инструкционно-технологическая документация;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 2;

Творческая группа информационно-профориентационной деятельности, планирования, разработки и проведения Салона профессиональных секретов «Детали дела»

31.01.2014; 19.03.2014;

08.04.2014 проведены профориентационные игры для обучающихся и выпускников общеобразовательных и коррекционных школ;

- Сценарий профориентационного мероприятия Салон профессиональных секретов «Секреты дела»;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 7;

Творческая группа по разработке индивидуального образовательного маршрута:


21 марта 2014 года, 3 открытых урока по УД «Математика», «Биология», «Физика» с использованием активных методов обучения (индивидуальное проектирование);

- Конспекты уроков;

- количество выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях – 5;

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru