В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Лингвистический анализ текста

Галина  Глушкова Галина Глушкова
Тип материала: Урок
просмотров: 2547    комментариев: 1
Краткое описание
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.
Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.
Пожаловаться 27 июля 2014
Файлы
Лингвистический анализ текста.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Лингвистический анализ текста

5 класс

Цель урока: 1. Научить детей производить лингвистический анализ текста, понимать художественный текст.

2. Улучшить знания о тексте, повторить теоретический материал.

3. Активизировать лексику по теме «Весна».

4. Закрепить правописание падежных окончаний имен существительных и личных окончаний глаголов.


Оборудование: текст, записанный на доске, музыкальная компазиция «Времена года»; карточки с терминами; раздаточный материал (тексты); иллюстрации на тему «Весна».


I. Вступительное слово учителя.

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.

Каждое художественное произведение – это и открытый и замкнутый в себе мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как систему заключенных в нем образов и понятий.

Комплексный анализ текста включает лингвистический анализ + разбор орфограмм, пунктограмм текста + различные виды грамматического разбора (лексический, морфологический, синтаксический, фонетический, морфемный, словообразовательный разборы).

Сегодня на уроке мы будем заниматься лингвистическим анализом текста и разбором орфограмм.

II. Ребята, скажите, что вам было задано на дом?

(повторить типы, стили речи, тропы).

III. Анализ текста.

1. Ребята, давайте прочитаем текст, с которым будем работать.

2. Учитель читает текст, записанный на доске.

Сказка про одуванчик.


Пришла ранняя в..сна. Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять по небу. Вид..т, что вокруг з..мля красивая! Л..са и луга з..леные. Каждая тр..винка упругая, сочная, изумрудная. Но чего-то не хватает в этом з..леном мир.. .

«Чем же еще людей порад..вать?» – подумало солнышко. Взмахнуло з..л..тым рукавом – брызнули солнечные пылинки. И засв..тились на лугах, по обочинам дорог.. маленькие ог..ньки – одуванчики. От удовольствия засм..ялось со..нце: «На меня похожи!»

А с..рдитая з..ма спряталась в глухом, дремучем л..су, в сыром и х..лодном овраг.. . Смотр..т, а в з..леной тр..ве свет..т(?)ся миллионы маленьких солнышек. Разозлилась з..ма, махнула серебря(н, нн)ым рукавом и запорошила снегом желтые ог..ньки. С тех пор одуванчики так щеголяют: то в ж..лтом платье, то в белой пушистой шу..ке.




3. Докажите, что это текст.

(Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, есть единая тема и основная мысль, заголовок).

4. Посмотрите на доску и назовите слова, значение которых вам непонятно.

5. Почему текст назван «Сказка про одуванчик».

(Вымышленное повествование про одуванчик).

6. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете? (Цепная и параллельная).

7. Какая связь называется цепной?

(Предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым; третье – со вторым и т.д. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов).



8. Какая связь предложений в тексте называется параллельной?

(Когда все предложения, начиная со второго, связаны с первым. Они как бы развертывают его смысл).

9. Какой вид связи в данном тексте? (Цепная связь). Почему?

10. Что такое тема текста?

(Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема отражается в его заглавии).

11. Назовите тему нашего текста? (Одуванчики – маленькие солнышки).

12. Что такое идея текста?

(Основная мысль, то ради чего был написан текст, к чему призывает, чему учит. Идея может быть выражена в заглавии, в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).

13. Для чего был написан этот текст? Найдите и сформулируйте идею текста?

(Одуванчики «в желтом платье» – похожи на солнышко, а «в белой пушистой шубке» – творение проказницы – зимы. Сказочная идея, вымышленная).

14. Что такое композиция? (Построение текста).

15. Сколько здесь микротем? (Три).

16. Составьте план текста.

(а) Что увидело солнышко, зеленый мир; б) Маленькие желтые огоньки – одуванчики, как появились одуванчики; в) Проказы сердитой зимы).

17. Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).

18. Расскажите об описании.

(Говорится о признаках (предмета, человека, природы…). Каков предмет, человек, природа?)

19. Расскажите о повествовании.

(Рассказывается о том, что происходит с человеком, предметом, природой. Говорится о событиях и действиях).

20. Что вы знаете о рассуждении?

(Почему предмет, человек, природа таковы? Говорится о причинах признаков, событий, действий).

21. Какой тип речи автор использует в тексте? Докажите.

(Повествование, так как говорится о событиях, которые происходят в природе).

22. Какие стили речи вы знаете? (разговорный и книжный).

23. Что вы знаете о разговорном стиле?

(Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими или хорошо знакомыми людьми. Уместен в неофициальной обстановке, в дружеских письмах, посланиях).

24. Какие книжные стили вы знаете? (научный, официально-деловой, художественный, публицистический).

25. Где используется научный стиль?

(Научный стиль используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и научных книгах. Цель: точная передача научных знаний (научной информации).




26. Для чего используется официально-деловой стиль?

(Используется в официальной обстановке для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг (заявлений, справок, инструкций). Цель высказывания: сообщение, передача информации).

27. Что вы знаете о художественном стиле?

(Используется в произведениях художественной литературы (стихотворениях, рассказах, повестях, романах, поэмах). Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы (характерны сравнения, метафоры, эпитеты и др.).

28. А что вы знаете о публицистическом стиле?

(Стилевые черты: призывность, эмоциональность, злободневность. Характерна лексика книжная и разговорная; слова в переносном значении; обращения).

29. Определите стиль речи данного текста. (Художественный).

30. Давайте заглянем в художественную мастерскую писателя. Найдите выразительные средства языка.

Раздаются карточки с текстами. Включается музыка. Ученики самостоятельно выписывают эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегорию.

31. Что такое эпитет?

(Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему).

32. Назовите эпитеты из текста.

(Земля красивая; травинка упругая, сочная, изумрудная; глухой, дремучий лес).

33. Что такое олицетворение?

(Изображение неживых предметов в виде живых существ).

34. Назовите олицетворения из текста.

(Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять, подумало солнышко, засмеялось солнышко; сердитая зима смотрит; разозлилась зима; одуванчики щеголяют).

35. Что такое метафора?

(Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство).

36. Найдите в тексте метафоры.

(Маленькие желтые огоньки, миллионы маленьких солнышек, желтое платье, белая пушистая шубка).

37. Что такое аллегория?

(Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты).

38. Найдите в тексте аллегорию.

(Солнышко взмахнуло, золотым рукавом – брызнули солнечные пылинки; зима махнула серебряным рукавом и запорошила снегом желтенькие огоньки)

39. А вот еще есть поэтические тексты, где используются замечательные выразительные средства.

Учащиеся читают наизусть стихотворения о весне.

Учитель читает стихотворение Всеволода Рождественского «Сирень».

40. Ребята, вы заметили, что в некоторых словах в нашем тексте пропущены буквы. Сейчас вы самостоятельно поработаете с орфограммами.

Включается музыкальная композиция.

Дети самостоятельно вставляют пропущенные орфограммы.

41. А сейчас проверим, как вы справились с заданием.

Вызывается один ученик к доске и объясняет орфограммы.

Итог урока: Сегодня на уроке мы занимались лингвистическим анализом текста и разобрали орфограммы в тексте. На следующем уроке мы будем заниматься различными видами разбора.

Задание на дом: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна».

2. Вспомнить схемы грамматических разборов.

Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru