В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Биография Марины Цветаевой

Биография Марины Цветаевой

Ирина Журавлёва
Тип материала: Урок
просмотров: 2397 комментариев: 1
Краткое описание
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее определить основные черты личности М. И. Цветаевой, этапы жизненного пути, пробудить интерес к творчеству поэтессы.
Описание
Текст презентации.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции.
Красная рябина навсегда вошла в  геральдику поэзии Цветаевой, она стала символом судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение.

Отец, Цветаев Иван Владимирович, был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея.
В 1912 году с его лёгкой руки произошло открытие Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей им. Пушкина), фасад которого украшает мемориальная доска, увековечившая память о нём.
Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна (Мейн), была из богатой обрусевшей польско-немецкой семьи, давшей ей прекрасное образование. Она была младше своего мужа на 21 год. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утончённой, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины.
При всём внешнем благополучии в доме Цветаевых, дети – Марина и Ася – фактически оставались беспризорными. Марии Александровне – резкой и неласковой, мечтающей о сыне, – не хватало душевного тепла для воспитания девочек. А Иван Владимирович, по сути, откупался от них, отвоёвывая для себя возможность заниматься любимым делом – Музеем. В родительском доме Марина ощущала себя одиноко и отчуждённо.
  Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам (из – за болезни матери), довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом — в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Летом 1906 Мария Александровна умерла, а через 2 недели с ударом слёг и отец Марины.
Мать привила Марине любовь к музыке, но большее удовольствие она получала от чтения книг. На первом месте всегда стоял Пушкин, определивший вместе с Гёте и влиянием матери мировоззрение Марины, её будущий жизненный путь и отношение к миру. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати.
Детство кончилось, семья распалась. Отец, долго болевший и занятый делами по устройству музея, был слишком далёк от дочерей. Марина всё дальше отходила от людей и всё больше замыкалась в книгах. В 16—18 лет она увлеклась эпохой Наполеона. В результате Марина едет в Париж, где осенью 1909 поступает в Сорбонну, записавшись на курс старинной французской литературы.
Вернувшись в Москву, Цветаева тесно общается в поэтом и переводчиком Бодлера — Эллисом (Л. Л. Кобылинским). Он не только открыл Цветаевой мир современной русской поэзии и познакомил с идеями символистов (кстати, Цветаева не примкнула ни к одному из литературных течений Серебряного века), но и помог ей опубликовать собственный сборник «Вечерний альбом» (1910), а также взял её стихи для альманаха «Антология», где были напечатаны такие известные поэты, как Александр Блок, Андрей Белый, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов и Николай Гумилёв.
Но к 1911 общение Марины Цветаевой с Эллисом почти прекратилось и началась литературная дружба с Максимилианом Волошиным, написавшим статью о её «Вечернем альбоме». Зимой 1910 — 1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и её сестру Анастасию провести лето в своём доме в Коктебеле, где Марина познакомилась с Сергеем Эфроном.
В январе 1912 Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались.
Марина видела, что брак её матери — жертвоприношение. Отсюда – поиск, неутолимая жажда идеальной любви.
Марина «примерила» на себя модель матери – замужество-жертвоприношение – с Сергеем Эфроном. В нём она увидела воплощённый идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для неё и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Она всегда возвращалась к нему. Всё просто: он понимал её и принимал абсолютно такой, какая есть.
В это же время Марина Цветаева получила свою первую и единственную литературную премию на Пушкинском конкурсе Общества Свободной Эстетики — за стихотворение «В раю», а в придуманном вместе с мужем издательстве «Оле-Лукойе» вышли её сборники «Волшебный фонарь» (1912 ) и «Из двух книг » ( 1913 г .). Год спустя, после открытия Музея изящных искусств, умер отец Марины — Иван Владимирович. Началась самостоятельная жизнь.
Марине была свойственна демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм. Окружающими это расценивалось как грубость и невоспитанность. Недолюбленная, недовоспитанная, не умеющая принимать и любить себя, с изуродованной самооценкой, усвоившая изуродованную модель детско-родительских и супружеских взаимоотношений, – с таким багажом вошла она во взрослую жизнь.
Ещё в сентябре 1912 у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родилась дочь Аля и они зажили в собственном доме в Замоскворечье. Молодых Эфронов принимали в литературных и театральных обществах, где Марина Цветаева читала свои стихи.
Весну и лето 1913 Эфроны провели в Коктебеле, Ялте и Феодосии, встретив новый, 1914 год в гостях у Волошина.
Жажда новых сильных впечатлений, детская недолюбленность привели к тому, что, вернувшись в Москву, Марина увлеклась поэтессой Софьей Парнок, известной своими гомоэротическими склонностями. Их роман длился до 1916 года.
Сергей Эфрон тяжело переживал это положение и, оставив университет, поступил братом милосердия в военный санитарный поезд.
Конец декабря 1915 и первую половину января 1916 Цветаева провела в Петербурге, где познакомилась со множеством петербургских поэтов, кроме Блока, Ахматовой и Гумилёва. Она посещала литературные салоны, где к ней, как к представительнице литературной Москвы, отнеслись с интересом. Тогда же началась тесная дружба Цветаевой и Осипа Мандельштама. Сборник «Вёрсты» открыл эпоху взрослой Цветаевой.
Летом же 1916 Сергея Эфрона призвали в армию, и в январе 1917 он для прохождения курса в школе прапорщиков был отправлен в Нижний Новгород.
Революцию 1917 Цветаева встретила с тревогой, в ожидании второго ребёнка. Для неё безликость революционной массы не предвещала ничего хорошего.
С 1917 года биография Марины Цветаевой наполняется непрерывной чередой испытаний.
(Стихи Цветаевой 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»).
Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Большевиков он не принял как носителей зла, возводящих новое царство насилия и несправедливости. В Белой идее он видел ту силу, которая способна была одолеть царство зла. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем с остатками Добровольческой армии эмигрирует в Константинополь.
Невозможность прокормиться в Москве вынудило Цветаеву податься «за продуктами» в Тамбовскую губернию, где она получила подлинное представление о том, что происходило со страной и душами человеческими в эпоху «военного коммунизма»: новые опричники, дорвавшиеся до власти, грабили всех и грабили с удовольствием. Такую революцию и новый порядок Цветаева не приняла.
Марина Цветаева:

  «С волками площадей отказываюсь – выть».
Марина и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. Она понемногу печатается в Госиздательствах, за что получает скудный паёк. Но в 1919, в самое тяжёлое время, Марина решила уйти с работы, отказавшись «служить», – потеряла заработок. Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжёлом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступлённо любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и лёгкость, из них, как песок сквозь пальцы, уходит жизнь.
Расстрел царской семьи, смерть младшей дочери, расстрел Николая Гумилёва, смерть Александра Блока — все эти смерти оказались подтверждением самых худших предчувствий. Когда появилась возможность, Цветаева уехала за границу. Илья Эренбуг, поехавший в Европу весной 1921, узнал, что муж Цветаевой жив. С большим трудом получив разрешение на выезд из советской России, Цветаева вместе с дочерью Алей покинула родину 11 мая 1922.
В 1922 Марина Ивановна с дочерью приехали сначала вБерлин, потом в Прагу, где её муж учился в Карловом университете, получая стипендию, выделенную Министерством иностранных дел Чехословакии. Цветаева много работала и за год написала 90 стихотворений; Сергей Эфрон начал заниматься редакторской деятельностью и печатать статьи на политические темы.
В Праге в 1924 Цветаева увлеклась русским эмигрантом, знакомым мужа Константином Родзевичем, но роман закончился через 3 месяца (этот роман отражён в «Поэме Горы» и «Поэме Конца»).
Эфрон: «Марина – человек страстей… Отдаваться с головой своему урагану – для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – неважно».
Сергей Эфрон по-прежнему предоставлял жене свободу, но эта история его сломала и, возможно, тогда у него зародилась идея возвращения на родину.
1 февраля 1925 у Цветаевой родился долгожданный сын, названный Георгием, по-домашнему — Мур. Своего третьего ребёнка, «вымечтанного» сына, Марина любила слепой, разрушительной материнской любовью. Георгий Эфрон вырос эгоистичным человеком.
Ариадна и Георгий похожи на андерсеновских героев – любящую Герду и Кая с его ледяным сердцем…
В Праге Марк Слоним ввёл Цветаеву в литературный круг. Её произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями». В Чехии она провела более четырёх лет. Но постоянная нехватка денег и чужеродность для Цветаевой чешского языка и культуры вынудили их 1 ноября 1925 уехать в Париж, который тогда становился центром русской литературной эмиграции.
Поэтический диалог и переписка с Пастернаком, с которым до отъезда из России Цветаева близко знакома не была, стали для Цветаевой в эмиграции необходимым дружеским общением двух духовно родственных поэтов. Когда же в 1935 их встреча состоялась, то обернулась беседой двух духовно и психологически далёких друг от друга людей.
Осенью 1928 Цветаева написала открытое письмо Маяковскому, что стало поводом для её обвинения в просоветских симпатиях, разрыва с ней ряда эмигрантских кругов и прекращение публикации её стихотворений. За 14 лет жизни в Париже Марина Ивановна смогла выпустить только одну книгу — «После России. 1922 — 1925
Муж – мальчик, Сергей Эфрон так и не стал кормильцем семьи (он зарабатывал мало либо вообще не работал, постоянно учился, держал какие – то экзамены и т. д.).
Все тяготы по добыванию средств, решение бытовых проблем ложились на плечи Марины. Сергея это устраивало.
В 1929 у него обнаружили туберкулёз, и его с помощью Красного креста отправили лечиться в Савойю.
Помощь друзей да маленькая чешская стипендия были основным реальным доходом Цветаевой. В середине 1930-х был даже организован „Комитет помощи Марине Цветаевой“, в который вошёл целый ряд известных писателей.
Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич налаживает связи с прокоммунистической группировкой и осуществляет попытки вернуться на родину. Но, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Это претит его идеалам и человеческой сути.
Однако непричастность к дальнейшей судьбе Родины породила у Сергея Эфрона чувство вины и жажду искупления. Он надеялся, что рано или поздно народ избавится от ига большевизма и обретёт свой настоящий путь – путь великой России. Он считал, что эмигранты виновны перед родиной и прощение нужно заслужить сотрудничеством с советскими органами.
Сергей Эфрон – лебедь из белой стаи – стал советским шпионом. Цветаева – жена чекиста?!.. В 1932 вопрос об отъезде был для него уже решён. Он стал хлопотать о советском паспорте. В семье – раскол. Марина Цветаева считала, что ехать никуда не надо: „Той России нету...“, но дети были на стороне отца, верили в его правду и видели своё будущее в СССР.
По одной из версий, в сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР.
Следом за отцом уехала в СССР Ариадна. Жизненный девиз Марины Цветаевой: «Не снисходить!»
Но здесь… Марина впервые в жизни – снизошла. Она пошла за ними, – прощая, теряя всё и готовясь внутренне – к смерти: «Здесь я не нужна, там я невозможна…» Когда она очутилась на пароходе, увозившем её в Россию, сказала: «Теперь я погибла...»
В 1939 Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию. Вместе с сыном она приезжает в Москву. Происходит долгожданное всеми воссоединение семьи и даже начинает казаться, что всё самое страшное осталось где-то там, позади. Новым домом для Цветаевых становится дача в Болшево, принадлежащая НКВД.

И первая весть на родной земле обухом: сестра Анастасия – в концлагере. 27 августа 1939 года внезапно арестовывают Ариадну, а 10 ноября — и Сергея. Цветаева пишет письма в НКВД и лично Л.П. Берии с просьбами разобраться, но безрезультатно. И вновь начинается череда испытаний. Марина зарабатывает переводами, пытаясь прокормить себя и сына. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму для мужа и дочери.
Поэт Арсений Тарковский любил поэта Цветаеву — раннюю, до 1917 года… Даже свою дочь он назвал в её честь. Не мог он и в жизни пройти мимо Марины.
Их встреча произошла в 1940 году. К этому времени Цветаева пережила много бед, но страшнее всего была „сердца пустота“. Тарковский — последнее увлечение Марины. Те, кто видел их вместе, замечали, как менялась Цветаева в его обществе. Вскоре становится ясно, что Арсений Александрович избегает встреч с нею. Ему было жаль терять дружбу с Мариной… Но он мужчина, он поэт, предпочитающий любить — гораздо больше, чем принимать любовь.
Итак. Арсений Александрович Тарковский. Последний всплеск Марины Цветаевой, последняя попытка спасения от пустоты…
И всё же эта последняя встреча снова обернулась для Марины Ивановны „невстречей“. То есть новой пустотой души.
Грянула война. Эвакуация забросила Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Устроиться на работу было невозможно, жить было не на что.Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.
… К лету 1941 года огонь её души погас окончательно. Никто не сумел (да, в общем-то, и не захотел) поддержать его. Погас огонь любви — перестали писаться стихи. Исчезли стихи — ослабла воля к жизни. И тогда стихия Смерти увлекла Цветаеву за собой.
Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года (после ссоры с сыном, который, по-видимому, упрекал её в их тягостном положении) Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила её затерялась.
Предсмертная записка Цветаевой сыну:
»Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик". Сергей Эфрон об этом уже не узнал: он был расстрелян как иностранный шпион 16 августа 1941, погиб на две недели раньше Марины (реабилитирован посмертно по причине отсутствия состава преступления в 1955). Ариадна Эфрон провела 8 лет в исправительно-трудовых лагерях и 6 лет в ссылке и была реабилитирована в 1955 году по причине отсутствия состава преступления (умерла от инфаркта в 1975). Георгий Эфрон погиб на войне (в 1944) в 19 лет.

В России XX века — две великих женщины-поэта: Ахматова и Цветаева. Их биографии схожи: почти ровесницы, у обеих репрессированы мужья и дети.
Но Ахматову до конца дней окружают друзья и поклонники творчества, они помогают во всём, даже папиросы покупают.
Цветаева всю жизнь одна. Это чувство особенно усилилось в Елабуге.
Слыла грубой и надменной? Да.
Изменяла мужу? Не раз.
Падала в омут лесбийской любви? И это тоже.
По её вине погибла маленькая Ира, её дочь? Да, да, да!!..
Воспитала сына эгоистом, но любила его безумно, слепой, разрушительной материнской любовью!!.. Да!!!

Что ещё вы хотите услышать??..
Распята. Осуждаете? Осуждаете…
А вы попробуйте прожить её жизнь. Попробуйте справиться с бешеным огнём внутри, попробуйте реализовать мощнейший потенциал в условиях, несовместимых с творчеством (а значит, и с жизнью)…
Помните, в Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете…»
Долго пришлось ожидать исполнения юношеского пророчества Цветаевой, что её стихам “как драгоценным винам настанет свой черед”.

Трагическая, но яркая, как комета, жизнь Марины Цветаевой оборвалась так же внезапно, как этот романс. Но её стихи покорили наши сердца и до сих пор не оставляют нас равнодушными.
Мы помним тебя,

Марина…

На берегу Оки, в Тарусе, любимом городе Марины, согласно воле Цветаевой, установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Список использованной литературы: 1. Цветаева Марина Ивановна http://www.geokorolev.ru/biography/biography_person_cvetaeva.html

2. Биография. Марина Ивановна Цветаева http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_36.php

3. Георгий Сергеевич Эфрон. Горькая участь воскресного принца. http://s-makarenko.narod.ru/articles2.html

4. АРИАДНА СЕРГЕЕВНА ЭФРОН — ЦВЕТАЕВА. «Судьбы разорванная нить»http://s-makarenko.narod.ru/articles1.html
5. Г. Горчаков. Правда бело – красного офицера. http://www.gorchakov.org/publitzistika_efron.html
6. Центр Льва Гумилёва. Вечный доброволец Сергей Эфрон http://www.gumilev-center.ru/vechnyjj-dobrovolec-sergejj-ehfron/
7. ВИТАЛИЙ ШЕНТАЛИНСКИЙ. МАРИНА, АРИАДНА, СЕРГЕЙ http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/4/shental.html
8. Ранчин А. М. М. И. Цветаева: жизнь и творчество http://www.portal-slovo.ru/philology/37196.php
9. Цветаева Марина Ивановна http://cvetaeva.ouc.ru/
10. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. http://www.rulit.net/books/marina-cvetaeva-zhizn-i-tvorchestvo-read-216554-1.html
Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Ирина Журавлёва
19.08.2014 12:50
Ссылка на материал https://yadi.sk/d/0meuZ0c6VgGXY
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос