«Скоро в школу» (коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста по подготовке к школе)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Росинка» г. Анива
ПРИНЯТА: На заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №7 «Росинка» Г. Анива Протокол №_____от « » ________2018г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Росинка» г. Анива _______________________/Смирнова В.Г./ Приказ № ________________________ |
«Скоро в школу»
(коррекционно-развивающая программа
для детей дошкольного возраста
по подготовке к школе)
Составитель:
педагог – психолог МБДОУ № 7
«Росинка» г. Анива
Маслова К.В.
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы «К школе готов!» Жмырко К.С.
Актуальность заключается в том, что поступление детей в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению.
Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.
И, самое главное: у ребенка должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Д.Б. Эльконин писал: «Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Цели программы: развитие конструктивного взаимодействия в системе «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, развитие и подготовка познавательной и эмоционально-волевой сферы для перехода в школу.
Задачи:
-
обучать навыкам конструктивного общения;
-
развивать мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук;
-
формировать графо - моторный навык;
-
повышать мотивацию дошкольников;
-
развивать эмоционально-волевую сферу.
Сроки реализации: программа рассчитана на 5 месяцев, по 2 раза в неделю.
Возраст учащихся: 6-7 лет.
Форма: групповая
Методы и приемы:
-
словесные и подвижные игры на взаимодействие;
-
психогимнастика (имитационные игры);
-
арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
-
телесно-ориентированная терапия;
-
метафорические этюды-релаксации;
-
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
-
релаксация;
Структура занятий:
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка.
-
Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения).
-
Подведение итогов.
-
Ритуал прощания.
Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, формирование взаимодействия ребенка с учителем и с другими детьми, снижение уровня тревожности.
Диагностика: «Экспресс диагностика в детском саду» Павлова Н.Н. Руденко Л.Г.; тест школьной зрелости Керна Иерасика.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п |
Тема занятия |
День недели |
1 |
«Знакомство, установление контакта» |
30 мин |
2 |
«Наши имена» |
30 мин |
3 |
«Сказочный винегрет» |
30 мин |
4 |
«Волшебные фигуры» |
30 мин |
5 |
«В чем я похож на других» |
30 мин |
6 |
«Что? Где? Куда?» |
30 мин |
7 |
«В гостях у зайки» |
30 мин |
8 |
«Мой портрет» |
30 мин |
9 |
«Познай себя» |
30 мин |
10 |
«Я и моя семья» |
30 мин |
11 |
«Путешествие по облакам» |
30 мин |
12 |
«Мое настроение» |
30 мин |
13 |
«Тренинг общения» |
30 мин |
14 |
«Тренинг общения» - продолжение |
30 мин |
15 |
«В гости к матрешкам» |
30 мин |
16 |
«Кто кем будет» |
30 мин |
17 |
«Путешествие по сказкам Диснея» |
30 мин |
18 |
«Ежик и елочка» |
30 мин |
19 |
«Эмоции и их выражение» |
30 мин |
20 |
«Угадайка» |
30 мин |
21 |
«Внимание внимание!!!» |
30 мин |
22 |
«Зачем человеку правила?» |
30 мин |
23 |
«Как в школе» |
30 мин |
24 |
«Итоговое занятие» |
30 мин |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Содержание |
Всего 12 часов |
|||
1 |
«Знакомство, установление контакта» |
-Создание благоприятного климата -создание условий для развития внимания -формирование графо-моторного навыка |
-Упр. «Приветствие» -упр. «слушай хлопки» -упр. «прямой счет» -упр. «послушай, что за окном» -пальчиковая гимнастика -упр. «узнай кто я» -рефлексия -ритуал прощания |
2 |
«Наши имена» |
- развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора - развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности -развитие мелкой моторики |
-Приветствие со свечой, беседа -упр. «не пропусти профессию» -упр. «тропинка» -упр. На развитие графо-моторного навыка -рефлексия -прощание |
3 |
«Сказочный винегрет» |
-развитие концентрации внимания, -развитие мышления, развитие слуховой ориентации -развитие навыка счета |
-приветствие -сказочный кроссворд -задания «Соедини по цифрам» -подвижная игра «Слон, жираф, лягушка» -игра «Успей повторить» -рефлексия -прощание |
4 |
«Волшебные фигуры» |
-развитие памяти -развитие мышления -развитие внимания |
-приветствие -упр. На развитие осязательной памяти -игра «какой фигуры не стало» -«игра 4 лишний» -релаксация -рефлексия -прощание |
5 |
«В чем я похож на других» |
- создание условий для развития внимания, речи, темпа мышления - создание условий для развития внимания, памяти - развитие координации движений и графических навыков |
-Приветствие, беседа -упр. «мячик смягчитель» -упр. «слушай и исполняй» -упр. «назови соседей» -упр. На формирование графо-моторного навыка -рефлексия -прощание |
6 |
«Что? Где? Куда?» |
-развитие пространственных ориентаций -развитие слухового восприятия -развитие внимания |
-приветствие -графический диктант подвижная игра «Слон, жираф, лягушка и цапля» -рефлексия -прощание |
7 |
«В гостях у зайки» |
-развитие зрительной памяти -развитие логического мышления -развитие внимания и наблюдательности |
-приветствие -игра «стираем и сушим белье» -игра на развитие логического мышления -игра «веселые спортсмены» -игра «снеговики» -релаксация -рефлексия -прощание |
8 |
«Мой портрет» |
- повысить уровень самовосприятия - развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов - развитие сенсомоторики |
-упр. «мой портрет» -упр. «не пропусти профессию» -игра «три стихии» -упр. На развитие сенсомоторики -упр. «графический диктант» -рефлексия -прощание |
9 |
«Познай себя» |
-развитие пространственных ориентаций -развитие слухового и зрительного восприятия -развитие внимания |
-приветствие -игра «Жираф – слон- лягушка – цапля» -игра «Покажи части тела» - релаксационное упражнение «Самомассаж» -рефлексия -прощание |
10 |
«Я и моя семья» |
- развитие ассоциативного восприятия - развитие понятийного мышления - развитие мелкой моторики |
-Приветствие -упр. «рисунок семьи» -упр. «если бы я был» -упр. «обратный счет» -упр. «закончи предложение» -упр. На развитие сенсомоторики -упр. «графический диктант» -рефлексия -прощание |
11 |
«Путешествие по облакам» |
-развитие памяти -развитие мышления -развитие речи |
-приветствие -игра на развитие слуховой памяти, речи, мышления -игра на развитие логического мышления и речи -упр. «единственное и множественное число» -упр. «назови одним словом» -рефлексия -прощание |
12 |
«Мое настроение» |
- развитие внимания, памяти, логического мышления - развитие способности к переключению внимания - развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка |
-приветствие -упр. «мое настроение» -упр. «четвертый лишний» -упр. «не пропусти растение» -упр. «мячик с путаницей» - упр. На развитие сенсомоторики -рефлексия -прощание |
13 |
«Тренинг общения» |
-развитие внимания -развитие понятия геометрических фигур -формирование сплоченности -гармонизация межличностных отношений |
-приветствие -игра «Назови имена по кругу» - игра «Встаньте те, кто» - игра «Защити друга» - упр. «Теплое солнце» -рефлексия -прощание |
14 |
«Тренинг общения» - продолжение |
-развитие внимания -развитие понятия геометрических фигур -формирование сплоченности -гармонизация межличностных отношений |
-приветствие -игра «Возьми воздушный шар» -игра «иголка и нитка» -игра «рисунок на спине» -упр. «Теплое солнце» -рефлексия -прощание |
15 |
«В гости к матрешкам» |
-развитие памяти -развитие мышления и речи Развитие внимательности и наблюдательности |
-приветствие -игра на развитие осязательной памяти -упр. На развитие смысловой памяти и логического мышления -игра «говори наоборот» -игра «назови отличия» |
16 |
«Кто кем будет» |
- развитие внимания, воображения, мышления, речи - развитие мелкой моторики рук |
-приветствие -упр. «много-один» -упр. «тропинка» -упр. На развитие мелкой моторики -упр. «графический диктант» -рефлексия -прощание |
17 |
«Путешествие по сказкам Диснея» |
-развитие мышления -развитие внимания и слухового восприятия -саморефлексия. |
- приветствие -упр. «Кроссворд» -упр. «Что за сказка?» -упр. «Каждым героям – свой мультик» -упр. «На кого ты хочешь быть похож?» - рефлексия -прощание |
18 |
«Ежик и елочка» |
-диагностика детско-родительских отношений -развитие логического мышления -развитие слухового восприятия |
- приветствие - упр. «Кое-что о ежиках» - упр. «Сказка о Ежике» - упр. «Пальчиковая гимнастика» - упр. «Чего не хватает» - рефлексия -прощание |
19 |
«Эмоции и их выражение» |
-развитие эмоциональной сферы -снятие напряжения -развитие вербалики |
- приветствие -игра «Возьми воздушный шар» -упр. «Умеют ли животные смеяться?» -эмоциональная игра «Эмовикторина» -упр. «Рисуем настроение» - рефлексия -прощание |
20 |
«Угадайка» |
-развитие мышления -развитие речи -развитие воображения -развитие внимания |
-приветствие -упр. На развитие мышления, воображения, речи -игра на развитие внимания -игра «окончание слов» -игра «на что это похоже» -пальчиковая гимнастика -рефлексия -прощание |
21 |
«Внимание внимание!!!» |
-развитие концентрации внимания -развитие устойчивости внимания -развитие переключаемости внимания, -развитие мышления -развитие цветовых ориентаций и слухового восприятия |
-приветствие -упр. «Пол-потолок-нос» -упр. «В поисках нужной цифры» -игра «Назови одним словом» -упр. «Внимателен предельно» -рефлексия -прощание |
22 |
«Зачем человеку правила?» |
- развитие фонематического слуха, произвольного внимания - Формирование графо-моторного навыка |
-Приветствие - Беседа на тему «Кто и зачем должен соблюдать правила? Правила поведения в школе» -упр. «прямой и обратный счет», «назови соседей» -упр. «внимательные руки» -упр. «три стихии» - упр. На развитие сенсомоторики -рефлексия -прощание |
23 |
«Как в школе» |
-развитие памяти -развитие мышления -развитие речи -развитие внимательности и наблюдательности |
-приветствие -упр. На развитие слуховой памяти, мышления, речи -упр. На развитие логического мышления и смысловой памяти -игра «говори наоборот» -игра «назови отличие» -релаксация -рефлексия -прощание |
24 |
«Итоговое занятие» |
- создание условий для развития способности к переключению внимания, мышления - развитие внимания, памяти - развитие воображения, внимания, речи -формирование графо – моторного навыка |
-Приветствие «электрический ток» -упр. «цветок, дерево, фрукт» -упр. «запомни движение» -упр. «кем был» - упр. «графический диктант» -упр. «последний круг» -рефлексия -прощание |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Карандаши, мягкие игрушки, ПК, папка с карточками по темам упражнений, листы А4, сказки, карточки с цифрами, мяч, картины по темам упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Бардина Р.И., Цеханская Д.И. «Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 1994. 352 с.
-
Виноградова А. Д. «Методика исследования готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. Методическое пособие» СПб.1983. 180 с.
-
Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5-7 лет» М.: ВЛАДОС, 2003. 264 с.
-
Ильина М.Н. «Подготовка к школе» Изд.: ПИТЕР, 2007. 294 с.
-
Языканова Е.В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» М.: Экзамен, 2012. 407 с.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС