В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспект логопедического занятия «Обобщающий урок по теме «Зима»

Конспект логопедического занятия «Обобщающий урок по теме «Зима»

Светлана Алексеева
Тип материала: Урок
просмотров: 3132
Краткое описание
Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
           2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
           3) Расширить словарный запас.
Описание
Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

Ход урока:
1. Оргмомент.
Логопед: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки.
Дети: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

— Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.
Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

o Вспомнить признаки зимы как времени года;
o Выявить взаимосвязи в природе зимой;
o Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
o Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс — это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

I. Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.
1. Рассказ о зиме по схеме.
— Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)
— Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
— Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)
-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. — Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.
О каком месяце говорят?
1) Назовите –ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

2) Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».
Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. — Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.
1) -Чем покрыта земля зимой?
— Чем покрыты водоемы?
— Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
2) -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?
— Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)
— Что увидели в лесу?
— Что услышали?
— Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)
— А кто хозяйка этого загадочного леса?
— Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Физминутка

Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Падают снежинки.

III. Программа “Диалоги о животных»

— А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.
1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.
(Зимующие и перелетные)
— Как же птице перезимовать?
— Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.
— Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV. Программа «Здоровье».

— Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.
— Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.
2. – Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)

— Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На горку забираются,
На саночках катаются.)
— Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».
Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……
Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….
И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

-Какие вопросы к программе есть у других редакций?
На этом наш телеканал завершает свою работу. До новых встреч в эфире.

Подведение итогов.
— Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Обобщающий урок по теме.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»







Конспект логопедического занятия

Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Составила: учитель логопед

высшей квалификационной категории

Светлана Николаевна Алексеева





























П. Ибреси

Обобщающий урок по теме «Зима».


Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

3) Расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.


Ход урока:

1. Оргмомент.

Логопед: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжки и тетрадки.

Дети: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.


2. – Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.

Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:


  • Вспомнить признаки зимы как времени года;

  • Выявить взаимосвязи в природе зимой;

  • Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;

  • Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.


-Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.


I. Программа «Прогноз погоды».


Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.

1. Рассказ о зиме по схеме.

- Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)

- Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)

- Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)

-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).


2. - Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).


3. В студию поступили вопросы.

О каком месяце говорят?

  1. Назовите –ка, ребятки , месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)


  1. Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)


  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)


-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».

Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.


II. Программа «Клуб путешественников».


1. - Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.

  1. -Чем покрыта земля зимой?

- Чем покрыты водоемы?

- Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?

  1. -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?

- Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?

2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)

- Что увидели в лесу?

- Что услышали?

- Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)

- А кто хозяйка этого загадочного леса?

- Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)


Физминутка


Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Словно бабушка – зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

Белые пушинки,

На деревья и кусты

Падают снежинки.


III. Программа “Диалоги о животных»


- А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.

(Зимующие и перелетные)

- Как же птице перезимовать?

- Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?


2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»


3. Ученики читают стихотворения:

«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.


4. Логическая задача.

- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный . Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?

Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.


Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».


5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.


IV. Программа «Здоровье».


- Как надо заботиться о своем здоровье зимой?

1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.

- Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.

2. – Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)


- Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я , чем ребята

Занимаются зимой?

(На горку забираются,

На саночках катаются.)

- Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).


3. Игра «Хорошо – плохо».

Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……

Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….

И тем не менее – зима – это замечательно.


4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.


5. Вырежете по своему эскизу снежинку


-Какие вопросы к программе есть у других редакций?

На этом наш телеканал завершает свою работу . До новых встреч в эфире.


Подведение итогов.

- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?












Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru