В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок русского языка "Три склонения имен существительных (закрепление)"

Урок русского языка "Три склонения имен существительных (закрепление)"

Тамара Клементьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 8754 комментариев: 3
Краткое описание
Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
Описание
Ø МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Три склонения имен существительных (закрепление)»
Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Клементьева Тамара Анатольевна 2013 г.
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Программа: Школа России
Учебник: «Русский язык» 4 класс (1 часть)
Автор учебника: Рамзаева Т.Г.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
Ø закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;
Ø развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
Ø развитие мышления, наблюдательности;
Ø воспитание аккуратности, самостоятельности

Ход урока I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)
II. Чистописание (слайд 3)
Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря
Рита и Рома дружно играли в городки.
Задания:
а) охарактеризовать звуки [р] и [р']
б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи
в) назвать имена существительные
— Почему вы так считаете?
— Что такое имя существительное?
— К какому склонению отнесете эти имена существительные?
III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.
А как мы определяем склонение имени существительного?
(Проверка ответов по слайду 4)
IV. Словарная работа — 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149 разделены на 15 групп.) (слайд 5)
Инженер, интересный, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костер.
Работаем по цепочке: называем «опасное место», ставим ударение, определяем род и склонение.
— Какое слово стало лишним? Почему? (Слово "интересный ". Это имя прилагательное)
— Как из этого слова можно составить имя существительное? (изменить вопрос какой? на вопрос что?интерес) (слайд 6)
V. Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)
1) Посмотрите на слова:
Бедный Старый
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.
— Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)
Бедный – беднота, бедняк, бедность.
Старый – старуха, старик, старость.
— Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)
— Разберите данные слова по составу.
Физминутка 2) Самостоятельная работа
Просклоняйте: 1 вариант беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)
2 вариантстаруха, старик, старость (1 ученик у доски)
VI. Работа над фразеологизмами (слайд 10)
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова)
— Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.
— Что такое фразеологизм?
Фразеологизм — устойчивое выражение. (Слайд 11)
1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)
2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)
— Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?

VII. Работа над предложениями (слайд 12)
— Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.
1) Сегодня были веселые старты, и мы …………………(не ударили в грязь лицом)
2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)
Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.
2 вариант – списать второе предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)

VIII. Подведение итогов (слайд 14)
— Что мы вспоминали и повторяли на уроке?
— Как мы определяем склонение имени существительного?
— Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.
Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.

IX. На дом: (Приложение)
1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.
2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы
б) определить склонения всех имен существительных
3 уровень: придумать и записать предложения

Использованная литература: 1. Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения
2. Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть
3. Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Приложение Домашнее задание. 1 уровень.
Запишите слова в три столбика по склонениям.
Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.

2 уровень.
а) Подберите и запишите к словам синонимы.
Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.
б) Определите склонения всех имен существительных.

3 уровень.
Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были
существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в
третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3
имен существительных)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Разработка урока русского языка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара







Методическая разработка

урока русского языка в 4 классе по теме:

«Три склонения имен существительных (закрепление)»





















Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна



2013 г.



Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Программа: Школа России

Учебник: «Русский язык» 4 класс (1 часть)

Автор учебника: Рамзаева Т.Г.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

  • закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;

  • развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);

  • развитие мышления, наблюдательности;

  • воспитание аккуратности, самостоятельности


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)

  1. Чистописание (слайд 3)

Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря

Рита и Рома дружно играли в городки.

Задания:

а) охарактеризовать звуки [р] и [р']

б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи

в) назвать имена существительные

- Почему вы так считаете?

- Что такое имя существительное?

- К какому склонению отнесете эти имена существительные?

  1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.

А как мы определяем склонение имени существительного?

(Проверка ответов по слайду 4)


  1. Словарная работа - 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149 разделены на 15 групп.) (слайд 5)

Инженер, интересный, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костер.

Работаем по цепочке: называем "опасное место", ставим ударение, определяем род и склонение.

- Какое слово стало лишним? Почему? (Слово " интересный ". Это имя прилагательное)

- Как из этого слова можно составить имя существительное? (изменить вопрос какой? на вопрос что? - интерес) (слайд 6)

  1. Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)

  1. Посмотрите на слова:

Бедный Старый

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.

- Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)

Бедный – беднота, бедняк, бедность.

Старый – старуха, старик, старость.

- Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)

- Разберите данные слова по составу.

Физминутка

2) Самостоятельная работа

Просклоняйте: 1 вариант беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)

2 вариант - старуха, старик, старость (1 ученик у доски)

  1. Работа над фразеологизмами (слайд 10)

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова)

- Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.

- Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - устойчивое выражение. (Слайд 11)

1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)

2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)

- Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?


  1. Работа над предложениями (слайд 12)

- Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.

1) Сегодня были веселые старты, и мы ………………… (не ударили в грязь лицом)

2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)

Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.

2 вариант – списать второе предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)


  1. Подведение итогов (слайд 14)

- Что мы вспоминали и повторяли на уроке?

- Как мы определяем склонение имени существительного?

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.

Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.


  1. На дом: (Приложение)

1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.

2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы

б) определить склонения всех имен существительных

3 уровень: придумать и записать предложения

Использованная литература:

  1. Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения

  2. Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть

  3. Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку

  4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Приложение

Домашнее задание.


1 уровень.

Запишите слова в три столбика по склонениям.

Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.


2 уровень.

а) Подберите и запишите к словам синонимы.

Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.

б) Определите склонения всех имен существительных.


3 уровень.

Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были

существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в

третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3

имен существительных)


Урок в 4 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Сергей Колодин
14.06.2013 09:39
Уважаемая Тамара Анатольевна! Подготовленная Вами разработка поможет педагогам на уроках русского языка при объяснении новой темы и при закреплении пройденного материала. Этому поможет большой выбор дополнительных упражнений, размещенных в презентации. С уважением, С.А. Колодин.
Татьяна Богданова
17.06.2013 13:48
Действительно интересный и полезный материал. Спасибо, Тамара Анатольевна.
Тамара Клементьева
18.06.2013 16:39
Спасибо за комментарии и поддержку. УчМету процветания!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru