В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

: «Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных первого и второго ряда О – Ё в словах, предложениях и тексте».

: «Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных первого и второго ряда О – Ё в словах, предложениях и тексте».

Ольга Андрющенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 14450
Краткое описание
логопедическое занятие для детей из специального (коррекционного) класса VIIвида
Описание
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных первого и второго ряда О – Ё в словах, предложениях и тексте».(2 класс)«Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР(IIIуровень)»
Цели: закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить дифферен­цировать мягкие и твердые согласные звуки перед глас­ными О – Ё в словах, предложениях; разви­вать навыки звукового анализа на уровне слова, словосо­четания и предложения, навыки построения предложе­ний; развивать связную речь, логическое мышление.
Оборудование: таблица образования гласной Ё; Золушка; карточки со словами, с предложениями, цифровые полоски, буквы о, ё; слоговые таблицы; картинки деревьев, мяч.



О после твёрдого согласного
Ё после мягкого согласного.
Проверяют, оценивают свою работу.
Мычит телёнок. – Здесь есть законченная мысль.
Дети отгадывают загадки, картинки с изображением деревьев выставляются на доску.
ров – рёв
нос – нёс
слог –слёг
вол – вёл
мол – мёл
занос – занёс
Да, изменился.
На месте составляют предложение, выставляют по очереди на доске, все записывают в тетрадь, обозначая цветом выбор буквы.
Вставляют буквы.
Взаимопроверка.
Оценивают работу
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
-Отметьте, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на занятие.
Посмотрите на картинки и припомните имя героини. Скажите, из какой сказки она пришла? Каких еще героев этой сказки вы знаете?
-Золушка приготовила для вас задания.
Но она спешила, её позвала злая мачеха и поэтому карточки с заданием она уронила. Вам нужно их найти.
Даша под стулом
Андрей на подоконнике
Олег в столе
Вова за зеркалом
Соберите и запишите слова из букв, которые написаны на карточках.

2.Постановка учебной задачи.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в получившихся словах?
— Кто может назвать тему занятия?
Сегодня мы продолжим работать над этими буквами, вспомним, что уже знаем о них, почитаем, поиграем. Поможем Золушке справиться с её работой.
3.Актуализация знаний.
— Что вы знаете об этой паре букв?
4.Основная часть.
А) Чтение слоговых таблиц по направлению.
Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходи­лось выполнять сложную и грязную работу. Но со всеми дела­ми девушка отлично справлялась. Давайте припомним, какую работу ей приходилось выполнять.
Поможем Золушке выгнать муху. Проследим за ней по слоговой таблице, если выполним всё верно, муха улетит.
 - Оцените себя. Какое задание мы выполняли?

Б) Закрепление умений согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Работа в парах.
Помогите Золушке разобрать чайный сервиз. Работать будете в парах. В каждом слове на чашке и на блюдце цветными карандашами обозначьте выбор буквы. И подберите к чашкам блюдца. Составьте с записанными на них словами словосочетания.
-Когда пишется буква о?
— Когда пишется буква ё?
— В каком слове буква ё не даёт команду согласному? Что в этом слове обозначает буква ё?
— Какое из составленных сочетаний является предложением? Почему?
— Посмотрите и сравните с сервизом на доске. У кого так же, получают желтый треугольник.
 Какое задание вы выполняли?
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ.

В) Работа по цифровым полоскам.
Однажды вечером Золушка услышала, что во дворце состоится бал. Девушке очень захотелось там побывать. Маче­ха обещала взять ее на бал, но только после выполнения всей работы по дому. Золушка согласилась.
Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Отгадайте загадки, на цифровой полоске определите место букв О или Ё, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки.

Белоствольные красавицы Будто снежный шар бела,
Дружно встали у дорожки, По весне она цвела,
Книзу веточки спускаются, Нежный запах источала.
А на веточках сережки. А когда пора настала,
Берёзки Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Их всегда в лесу найдешь – Черёмуха
Пойдем гулять и встретим:
Стоят колючие, как еж, Каждый год на нем с охотой
Зимою в платье летнем. Вырастают вертолеты.
сосны Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
клён
Как назвать одним словом слова, которые вы назвали?
— Оцените себя. Какое задание вы выполняли?

Г) Игра «Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени»
Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница, Она по­дарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное пла­тье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки. Пока Золушка готовится ехать на бал, мы поиграем.
— Скажите, поменялся ли смысл слов от того, что согласный изменился: был твёрдым, стал мягким.
Значит важно правильно написать гласную букву?

Физминутка. «Как живёшь?»
Д) Составление и запись предложений.
Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необ­ходимо вернуться.
Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках).
Клёном, под, лошадь, стоит.
Воронёнку, летит, к, ворона.
Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со.
Лисёнок, лисой, за, бежит.
Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили.
— Оцените себя. Какое задание вы выполняли?

Е) Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными О — Ё на уровне предложения
-Вот часы бьют двенадцать раз – пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки – искры. Вставьте буквы в слова верно и прочтите получившиеся предложения. Запишите их и укажите согласные перед гласными О – Ё.
Во дв_ре вырос кл_н.
Мальчик открыл з_нтик.
Из крана ль_тся в_да.
Дв_рник м_л дв_р.
В п_ле проскакал к_нь.
— Поменяйтесь карточками, проверьте у товарища работу.
-Оцените, если вам было легко справиться с этим заданием –Жёлтый треугольник, вызывало затруднение –Оранжевый треугольник, не смогли справиться – Фиолетовый треугольник. Какое задание вы выполняли?
4.Итог занятия.
Вспомните, чем закончилась сказка о Золушке.
-Над какой темой работали? Какие упражнения выполняли? Чему учились? Какое задание было выполнить сложно? Какое понравилось?
Оцените свою работу на занятии.
Отметьте настроение в конце занятия.

Отмечают настроение.
Припоминание сказки Ш.Перро «Золушка», герои: отец, Волшебница, маленький паж, сёстры, мачеха, принц, король
торт, стол, мёд, пёс
о-ё
Буквы о-ё.
Буква ё состоит из двух звуков [йо]. Буква о даёт команду согласному быть твёрдым, а буква ё – быть мягким.
Дети отвечают.
Читали слоговые таблицы по направлению.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
о-ё.doc Скачать

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных первого и второго ряда О – Ё в словах, предложениях и тексте».(2 класс)

Цели: закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить дифферен­цировать мягкие и твердые согласные звуки перед глас­ными О – Ё в словах, предложениях; разви­вать навыки звукового анализа на уровне слова, словосо­четания и предложения, навыки построения предложе­ний; развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: таблица образования гласной Ё ; Золушка ; карточки со словами, с предложениями, цифровые полоски, буквы о, ё; слоговые таблицы; картинки деревьев, мяч.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

-Отметьте, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на занятие.

Посмотрите на картинки и припомните имя героини. Скажите, из какой сказки она пришла? Каких еще героев этой сказки вы знаете?

-Золушка приготовила для вас задания.

Но она спешила, её позвала злая мачеха и поэтому карточки с заданием она уронила. Вам нужно их найти.

Даша под стулом

Андрей на подоконнике

Олег в столе

Вова за зеркалом

Соберите и запишите слова из букв, которые написаны на карточках.

2.Постановка учебной задачи.

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в получившихся словах?

- Кто может назвать тему занятия?

Сегодня мы продолжим работать над этими буквами, вспомним, что уже знаем о них, почитаем, поиграем. Поможем Золушке справиться с её работой.

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете об этой паре букв?



4.Основная часть.

А) Чтение слоговых таблиц по направлению.

Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходи­лось выполнять сложную и грязную работу. Но со всеми дела­ми девушка отлично справлялась. Давайте припомним, какую работу ей приходилось выполнять.

Поможем Золушке выгнать муху. Проследим за ней по слоговой таблице, если выполним всё верно, муха улетит.

- Оцените себя. Какое задание мы выполняли?


Б) Закрепление умений согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Работа в парах.

Помогите Золушке разобрать чайный сервиз. Работать будете в парах. В каждом слове на чашке и на блюдце цветными карандашами обозначьте выбор буквы. И подберите к чашкам блюдца. Составьте с записанными на них словами словосочетания.

-Когда пишется буква о?

- Когда пишется буква ё?

- В каком слове буква ё не даёт команду согласному? Что в этом слове обозначает буква ё?

- Какое из составленных сочетаний является предложением? Почему?

-- Посмотрите и сравните с сервизом на доске. У кого так же, получают желтый треугольник.

Какое задание вы выполняли?

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ.


В) Работа по цифровым полоскам.

Однажды вечером Золушка услышала, что во дворце состоится бал. Девушке очень захотелось там побывать. Маче­ха обещала взять ее на бал, но только после выполнения всей работы по дому. Золушка согласилась.

Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Отгадайте загадки, на цифровой полоске определите место букв О или Ё, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки.


Белоствольные красавицы Будто снежный шар бела,

Дружно встали у дорожки, По весне она цвела,

Книзу веточки спускаются, Нежный запах источала.

А на веточках сережки. А когда пора настала,

Берёзки Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Их всегда в лесу найдешь – Черёмуха

Пойдем гулять и встретим:

Стоят колючие, как еж, Каждый год на нем с охотой

Зимою в платье летнем. Вырастают вертолеты.

сосны Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

клён

Как назвать одним словом слова, которые вы назвали?

- Оцените себя. Какое задание вы выполняли?

Г) Игра «Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени»

Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница, Она по­дарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное пла­тье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки. Пока Золушка готовится ехать на бал, мы поиграем.

- Скажите, поменялся ли смысл слов от того, что согласный изменился: был твёрдым, стал мягким.

Значит важно правильно написать гласную букву?


Физминутка. «Как живёшь?»



Д) Составление и запись предложений.

Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необ­ходимо вернуться.

Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках).

Клёном, под, лошадь, стоит.

Воронёнку, летит, к, ворона.

Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со.

Лисёнок, лисой, за, бежит.

Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили.

- Оцените себя. Какое задание вы выполняли?


Е) Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными О - Ё на уровне предложения

- Вот часы бьют двенадцать раз – пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки – искры. Вставьте буквы в слова верно и прочтите получившиеся предложения. Запишите их и укажите согласные перед гласными О – Ё.

Во дв_ре вырос кл_н.

Мальчик открыл з_нтик.

Из крана ль_тся в_да.

Дв_рник м_л дв_р.

В п_ле проскакал к_нь.

- Поменяйтесь карточками, проверьте у товарища работу.

-Оцените , если вам было легко справиться с этим заданием –Жёлтый треугольник, вызывало затруднение –Оранжевый треугольник, не смогли справиться – Фиолетовый треугольник. Какое задание вы выполняли?

4.Итог занятия.

- Вспомните, чем закончилась сказка о Золушке.

-Над какой темой работали? Какие упражнения выполняли? Чему учились? Какое задание было выполнить сложно? Какое понравилось?

Оцените свою работу на занятии.

Отметьте настроение в конце занятия.




Отмечают настроение.




Припоминание сказки Ш.Перро «Золушка» , герои: отец, Волшебница, маленький паж, сёстры, мачеха, принц, король






торт, стол, мёд, пёс





о-ё



Буквы о-ё.


Буква ё состоит из двух звуков [йо]. Буква о даёт команду согласному быть твёрдым, а буква ё – быть мягким.






Дети отвечают.

Читали слоговые таблицы по направлению.

О после твёрдого согласного

Ё после мягкого согласного.

Проверяют, оценивают свою работу.

Мычит телёнок. – Здесь есть законченная мысль.









Дети отгадывают загадки, картинки с изображением деревьев выставляются на доску.




















ров – рёв

нос – нёс

слог –слёг

вол – вёл

мол – мёл

занос – занёс

Да, изменился.













На месте составляют предложение, выставляют по очереди на доске, все записывают в тетрадь, обозначая цветом выбор буквы.









Вставляют буквы.






Взаимопроверка.



Оценивают работу




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос