В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных."

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных."

Елена Азарина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3800 комментариев: 4
Краткое описание
Цели:
1)  автоматизация слуховой дифференциации звуков с и ш в словах, развитие навыков звукового и слогового синтеза;
2) расширение и активизация словаря по теме «Животные»;
3)  закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе;
4) развитие артикуляторной и мелкой моторики, координации и динамической организации движений; правильного речевого дыхания и голоса.
Описание


Фамилия, имя, отчество автора
Азарина Елена Леонидовна

Квалификационная категория
Высшая

Место проживания

г. Нижневартовск
ХМАО-Югра

Название учебного заведения
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО — Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Дисциплина

Логопедия

Тема
«Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных».

Класс
Учащиеся 4 класса с нарушениями письма, обусловленными системным недоразвитием речи средней степени.

Продолжительность урока (занятия)
40 минут



Тема: Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных. Задачи:
1) фонематическая: автоматизация слуховой дифференциации звуков с и ш всловах, развитие навыков звукового и слогового синтеза; 2) лексическая: расширение и активизация словаря по теме «Животные»; 3) грамматическая: закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе; 4) коррекционноразвивающие: развитие артикуляторной и мелкой моторики, координации и динамической организации движений; правильного речевого дыхания и голоса; 5) воспитательная: воспитание активности, любознательности. Оборудование:схемы для сравнительной характеристики звуков с и ш, ребус, герои мультфильма «Смешарики», картинки с изображением кормушки и птиц (снегирей, воробьев, синиц, голубей, кукушек, коршунов, сов, сорок), предметные картинки и карточки с пропущенными буквами в словах, игра «Телефон», перфокарты«Вставь буквы с, ш», электронные игры «Разложи картинки», «Веселая школа Лосяша». Содержание занятия

1. Организационный момент.

— Ребята, какой праздник будет отмечать наша школа? Сядет тот, кто скажет, что мы уже сделали, готовясь встречать юбилей нашей любимой школы? -Выучили стихотворения, собрали 25 шариков (выполнив трудные задания), «испекли торт», получили 15 пятерок. И самое главное, у нас хорошее, праздничное настроение. — Давайте сделаем так, чтобы весь наш урок стал подарком, ведь ваши знания, ваша правильная и красивая речь – это лучший сюрприз для школы!
2. Артикуляторная гимнастика. — Подготовиться к правильной речи нам поможет зарядка для губ и языка. 1) «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать 1 — 5. 2) «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.«Улыбка – трубочка». 3) «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении 1-5. 4) «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. 5) «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт 1-5. — Молодцы, ребята, ваши языки и губы готовы к правильной речи. — Давайте теперь поможем нашему голосу стать сильным и звонким. Упражнения для развития речевого голоса.

· Произнести протяжно: ммм, одновременно легко постукивая кончиками
пальцев по ноздрям.
· Произнести протяжно: ннн, одновременно проделать небольшой
точечный самомассаж около ноздрей.

· Произнести: а-о-у, одновременно выполняя точечный самомассаж под нижней губой.
· Произнести: ннннун, ннннан, одновременно — повороты головы то вправо, то влево.
Упражнения для дыхания.
— Вспомним, как нужно правильно дышать. Вдыхаем через … (нос). Выдыхаем через …(рот.) Плечи … (не поднимаем). Щеки … (не надуваем).
Вдох 1-3, плав-но вы-ды-ха-ем. (Следить, чтобы дети не надували щеки, не поднимали плечи; дыхание — диафрагмальное).
«Ш» — «Комар» Руки на плечи, медленно поднимаем вверх.
Шипит на окошке сердитая кошка.
«С» — «Ветер» Стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди — делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С».
Свистит сильный ветер и спать не дает!

— Мы выполнили все наши волшебные упражнения. Проверим, как звучит наша речь. Чистоговорка: Шипит на окошке сердитая кошка.
Проговаривание (коллективное, индивидуальное, темп – быстро, медленно).

3. Объявление темы занятия. Сравнение произношения звуков с и ш.
— Какой звук мы произносили, когда свистел ветер? (С.) — Какой звук мы произносили, когда шипела кошка? (Ш.) — Сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки с и шв словах. — Произнесите звуки си ш. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ? С- губы в улыбке. Ш- губы круглые. Схемы. — С-с-с. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) Схема положения языка. Ш-ш-ш. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Язык – вниз или вверх? (Вверх, приподнимается.) — Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука с. (Не дрожит.) — С голосом или без голоса произносится звук с? (Без голоса.) — Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.Схема. — А теперь произнесите звук ши послушайте, дрожит ли горлышко. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса). — Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.Схема. В первом домике живут звук и буква с, во втором домике – звук и буква ш.
4.Отгадывание ребуса.

— Кто же из сказочных героев придет к нам в гости? Вы узнаете, если отгадаете ребус.сме(х)+шарики (картинка).
5. Игра «Телефон».
На доске – картинки с изображением животных с телефонными трубками. Картинки соединены линиями (проводами). Нюша принесла вам свои игрушки. Назовите их (мышка, мартышка, лягушка, лошадь, собака, ослик, слон, снегирь). В каких словах есть звук с? звук ш? Нюша хотела поиграть со своими игрушками в игру «Телефон». Посмотрите, что случилось, перепутались все провода. Непонятно, кто кому звонит! Помогите разобраться. Образец. Собака звонит снегирю. 6. Игра «Кормушка». Кто пришел к нам в гости? (Бараш). Он нарисовал птиц. Назовите их. (Снегири, воробьи, голуби, синицы, сороки, совы, кукушки, коршуны). В названии каких птиц есть звук с? звук ш? Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали ребята, и корм в нее положили. Посмотрите на птиц и скажите, кому мы положили корм. Образец. Мы положили корм снегирям. А коршунам мы приготовили корм? А совам? А кукушкам? Почему?
7. Игра «Буквы потерялись».
— Ребята, кто к нам пришел в гости? (Крош). Он нес нам картинки с изображением животных и их названиями. Но, как всегда, высоко подпрыгивая, Крош потерял из названий животных буквы с и ш. Помогите ему поставить их на места. Образец: ко(с)уля – вставлю букву с.
Но(с)орог, (с)услик, ко(с)уля; ту(ш)канчик, (ш)импанзе, ка(ш)алот, (ш)акал, кор(ш)ун.
Физминутка «Мышка и часы» (мелодия №20, песенки Е. Железновой).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.
Один хлопок над головой.
Круговые движения руками, присесть.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком.
Два хлопка над головой.
Круговые движения руками, присесть.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом»,
Мышь скатилась кувырком.
Три хлопка над головой.
Круговые движения руками, присесть.

— Назовите животных жарких стран (Носорог, шимпанзе).
Назовите обитателя океана (Кашалот).
Какое из этих животных может очень долго стоять столбиком? (Суслик.) Кто из этих животных живет в лесу? (Носуля, шакал).
А где живет тушканчик?
Сообщение учащегося об ушане (летучей мыши).
Как вы думаете, почему его назвали ушаном?

8. Дифференциация звуков с и ш в словах. Электронные игры.
1 вариант – электронная игра «Веселая школа Лосяша» (вставить пропущенные буквы с-ш в слова со сложной структурой: Смешарики, старушка, солнышко. 2 вариант – электронная игра «Разложи картинки в корзинки: с-ш» (ИИСС «Говори правильно», раздел «Речевые звуки»). Гимнастика для глаз.
  • «Далеко – близко» (тренировка хрусталика). Делается оно по очереди каждым глазом (второй прикрыт ладошкой, но не закрыт). Приблизить к глазу мелкий предмет (расстояние: 4-10 см), рассматривать предмет вблизи, а затем на пару секунд посмотреть вдаль, снова возврат взгляда на предмет вблизи, затем смотрим вдаль.
9. Чтение и отгадывание загадок Кар – Карыча.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)

Хвост длинный,
Сама крошка,
Небольшие ножки.
Боится кошки. (Мышка.)
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка.)

Рыжая и хитрая,
Быстрая и ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый. (Лиса.)

Гимнастика для рук (массажеры «Су – Джок»).
Мы сегодня в сад пошли,
И кормушку там нашли.
Дали крошки воробьям,
Синицам, галкам, снегирям.
Это что за стук и звон?
Кошку мы прогнали вон!

10. Самостоятельная работа с перфокартами.
Задание Совуньи: вставить пропущенные буквы с, ш (с опорой на картинки).
Вариант 1.У лисы пу(ш)и(с)тый хвост. Светит ве(с)елое (с)олны)ш)ко. У Маши (с)ме(ш)ные (ш)ары. Вариант 2.Кошка ловит мы(ш)ек. (Ш)мель укусил (с)обаку. Саша кра(с)ит кры(ш)у. Проверка.
11. Подведение итога занятия.
На доске – все сказочные герои. Какие звуки мы учились различать (Звуки с — ш). — Назовите Смешариков, в именах которых есть звук с. (Совунья.)
А в каких именах есть звук ш? (Бараш, Крош, Нюша.) А в чьем имени есть и звук с и звук ш? (Лосяш.)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
звуки с-ш.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Марина
6.05.2013 13:37
Занятие понравилось:)
Елена Азарина
13.05.2013 18:59
Спасибо!!!
Татьяна Коньшина
9.05.2013 16:18
Материал хороший, нужный в работе. Обязательно что-нибудь возьму для себя.
Елена Азарина
13.05.2013 18:32
Спасибо, я рада, что вам понравилось!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru