В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Практикум "Язык Лого. Вложенные циклы"

Практикум "Язык Лого. Вложенные циклы"

Виктор Погодин
Тип материала: другое
просмотров: 4741 комментариев: 2
Краткое описание
Цель  - не только помочь учащимся освоить тему вложенных циклов языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит справочный материал, упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Пояснительная записка.docx Скачать

Пояснительная записка



Данный практикум предназначен для учащихся 6 классов, изучающих язык программирования Лого, его основные конструкции.

Тема начинается с краткого изложения справочного материала и разбора типичных упражнений.

Цель - не только помочь учащимся освоить тему вложенных циклов языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.


Сокращения:


* - обозначает задание повышенного уровня сложности;

<ч.>- число


Язык программирования, используемый при работе в системах LogoWriter, KTurtle, ЛогоМиры называется Лого, что в переводе с греческого “логос” означает “мысль”.

Те, кто будет решать задачи, научатся общаться с Черепашкой, чьим движениям вы сможете научиться управлять. Она будет послушной и станет рисовать все, что вы ее попросите.

Результат решения задачи- это рисунок на экране. Работа со сборником потребует настойчивости, упорства и терпения, но и позволит познать радость самостоятельного открытия.


Практикум_по_программированию._Язык_Лого._6_класс._Вложенные_циклы.__Погодин_В.А..doc Скачать













Погодин Виктор Александрович

Учитель высшей категории

г. Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ №241


Информатика и ИКТ


Практикум


Язык Лого (Программные среды: LogoWriter, ЛогоМиры, KTurtle)


Вложенные циклы


6 класс











Аннотация



Данный практикум предназначен для учащихся 6 классов, изучающих язык программирования Лого, его основные конструкции.

Тема начинается с краткого изложения справочного материала и разбора типичных упражнений.

Цель - не только помочь учащимся освоить тему вложенных циклов языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.

Сокращения:


* - обозначает задание повышенного уровня сложности;

<ч.>- число

<сер.ком.> - серия команд





ВЛОЖЕННЫЕ ЦИКЛЫ


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Команда

Сокращенная запись

ПОЯСНЕНИЕ

Русский

Английский

НАПРАВО

RT

ПР ч.

поворот вправо на ч. гр.

НАЛЕВО

LT

ЛВ ч.

поворот влево на ч. град.

ВПЕРЕД

FD

ВП ч.

сдвиг вперед на ч. шагов

НАЗАД

BK

НД ч.

сдвиг назад на ч. шагов

СПРЯЧЬСЯ

HT

СЧ

черепашка невидима

ПОКАЖИСЬ

ST

ПЧ

череп. становится видима

РИСУЙ

PD

ПО

начать оставлять след

НЕРИСУЙ

PU

ПП

запрет оставлять след

ДОМОЙ

HOME

ДОМОЙ

возврат в исходную позиц.

ОЧИСТЬЭКРАН

CS

ИГ

очистка графич. экрана с возвратом в исход. пол.

ОЧИСТЬ

CLEAR

СОТРИ

очистка графич. экрана без изменения положения

Линейный алгоритм - набор команд, выполняемых последовательно друг за другом


Построить угол: ИГ ПР <ч.1> ВП 100 НД 100 ПР <ч.2> ВП 100 НД 100


Задача 1.

Используя команды движения и поворота,

получить рисунок: 100

Решение: 100

ИГ ЛВ 30 ВП 100 НД 100 ПР 120 ВП 100 НД 100

20

Задача 2.

Используя команды движения и поворота, 20 10

получить рисунок: 10 30

Решение: 30

ИГ ПР 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 30 ЛВ 90 ВП 30


Задача 3. 30

Используя команды движения и поворота,

получить рисунок:

Решение: 40

ИГ ПР 45 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30 ПР 135 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30



Циклический алгоритм - алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же команд.


ПОВТОРИ <ч.>[<сер.ком.>] - команда цикла с известным

\_____________/ \__________/ числом повторений.

заголовок тело цикла


Черепашка считает: (+) сложение, (-) вычитание, (*) умножение, (/) деление

примеры: ПОВТОРИ <Н> [ВП <ч.> ПР 360 / <Н>] -

построение правильного Н –угольника


Задача 1.

Используя команду цикла, построить правильный 5- угольник со

сГруппа 1538тороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5]


Задача 2.

Используя команду цикла, построить окружность с диаметром 40

РОвал 1537ешение:

ИГ ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 360 /120]

Задача 3.

Используя команду цикла, построить правильный 6- угольник со

стороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР 360 / 6]


Задача 4.

Используя команду цикла, построить квадрат со стороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 360 / 4]

Задача 5.

Используя команду цикла, построить правильный 3- угольник со

стороной 40

Решение:

ИГ ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30


Задача 6.

Используя команду цикла, построить полуокружность с диаметром 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 360 /120]



Вложенными называются циклы, которые содержатся в теле другого цикла.

тело внешнего цикла

Прямая соединительная линия 1533Прямая соединительная линия 1534Прямая соединительная линия 1535

тело внутреннего цикла

Группа 1529

ПОВТОРИ <ч.1> [ПОВТОРИ <ч.2> [ <сер.ком.1> ] <сер.ком.2>]

Прямая соединительная линия 1523Прямая соединительная линия 1524Группа 1525

Прямая соединительная линия 1522внутренний цикл

внешний цикл


ПОВТОРИ <ч.1>[ПОВТОРИ <ч.2>[ПОВТОРИ <ч.3> [<сер.ком.1>] <сер.ком.2>]<сер.ком.3>]


Задача 1.

Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 60

рГруппа 1516исунок


Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

Вопросы: 1). Из чего состоит тело внешнего цикла ?

(ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90])

2). Из чего состоит тело внутреннего цикла ? (ВП 60 ПР 90)

3). Когда будут выполняться команды ПР 90 ВП 40 ЛВ 90 ?

(после выполнения команды ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90])

4). Сколько раз они будут выполняться ? (5 раз)

5). Сколько раз повторяются команды ВП 60 ПР 90 ? (20 раз)

Задача 2.

ИГруппа 1511спользуя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 40

рисунок

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 20]


Задача 3.

Используя вложенные циклы, построить из треугольников со стороной 30

рисунок


Группа 1498

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 3[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 30 ПР 120] ЛВ 30 ПП ВП 30

ЛВ 90 ВП 50 ПР 90 ПО]

Задача 4.

Используя вложенные циклы, построить из дуг диаметра 40 рисунок

Группа 1473

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90 ПОВТОРИ 60[ВП 1 ЛВ 3]ПР 90 ВП 40

ПР 90]

ЗГруппа 1454адача 5.

Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 30

рисунок

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90] ВП 30] НД 90

ПР 90 ВП 30 ЛВ 90]

УПРАЖНЕНИЯ


Используя алгоритмы для построения фигур (см. справочный материал), применяя вложенные циклы, построить рисунки.

Группа 1427Группа 1442Группа 1432Группа 1448

Группа 1422

1 а) б) в) г) д)


Группа 1404Группа 1382Группа 1365


Группа 1348Группа 13342 а) б) в) г) д) е)

Группа 1321



Группа 1296Группа 1267

Группа 12483 а) б) в) г)

Группа 1223




Группа 1186

Группа 1099Группа 1136Группа 1164

Группа 10724 а) б) в) г) д)



Группа 1062Группа 1067

Группа 1051Группа 10565 а) б) в) г) д)

Группа 1045

Группа 1026

Группа 1009

Группа 996Группа 960Группа 9816 а) б) в) г) д)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1

Дана команда для построения квадрата: ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90]

Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов

I вариант II вариант

Группа 956

Группа 944Группа 948Группа 952

1) 2) 1) 2)


Группа 939

Группа 934

3) 3)

Группа 921



4*.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2

Дана команда для построения треугольника: ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120]

Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.

I вариант II вариант

Группа 904

Группа 887Группа 865Группа 874

1) 2) 1 ) 2)

Группа 823Группа 840

3) 3)

Группа 774


4*.




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3

Дана команда для построения шестиугольника: ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР 60]

Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.

I вариант II вариант

Группа 719Группа 663Группа 691

Группа 654

Группа 618Группа 627Группа 636Группа 6451) 2) 1) 2)

Группа 587Группа 549

Группа 431

3) 3)


4*.




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4

Дана команда для построения окружности: ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3]

Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.

I вариант II вариант

Группа 422Группа 427

Группа 413Группа 4181) 2) 1) 2)


Группа 400Группа 407

3) 3)

Группа 396

4*.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5


Дана команда для построения полуокружности: ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3]

Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.

I вариант II вариант

Группа 383

Группа 355Группа 3681) 2) 1) 2)

Группа 342

Группа 317

Группа 303

3) 3)

Группа 286



4*.




ПОВТОРНО- ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(ВЛОЖЕННЫЕ ЦИКЛЫ)


1. Что нарисует черепашка ?

а) ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 20 [ВП 20 ЛВ 90] ПР 90]

б) ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 50 [ВП 30 ПР 144] ВП 30]

2. Вставить пропущенные команды и получить рисунки на экране:

а) ПОВТОРИ 6[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ПР 60 ПП ... ... ПО]

Группа 261

Группа 240

б) ПОВТОРИ 6[ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90]... ... ...]




3Группа 236. Создать командную строку для получения на экране указанного рисунка

Группа 224Группа 230

а) б) в)




ТЕКСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме "Вложенные циклы"


Уровень А

I вариант

1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 100[ПОВТОРИ 4[ВП 300 ПР 90]]


2. Продолжить серию команд: ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 4[ВП 20 ПР 90]

ПП ВГруппа 218П 10 ПР 90 ВП 30 ПО ...],

что бы получить на экране рисунок:

Группа 205

3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:



II вариант


1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 4 [ПОВТОРИ 100[ВП 1 ЛВ 90]]


2. Продолжить серию команд:

ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 60 ПО ... ],

что бы получить на экране рисунок:

Группа 200


Группа 163

3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:






Уровень Б

I вариант

1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 6[ПР 60 ПОВТОРИ 90[ВП 1 ПР 120]]


Группа 1572. Продолжить серию команд

ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 10 ПР 90] ... ...],


что бы получить на экране рисунок:



3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:

Группа 128






II вариант

1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 3[ПР 45 ПОВТОРИ 1200[ВП 10 ЛВ 3]]

2. Продолжить серию команд

ИГ ПР 30 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ПР 60 ... ...],

Группа 121

что бы получить на экране рисунок:



3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:

Группа 110




Уровень В

I вариант


1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 100[ВП 200 ПР 60] ПР 120 ВП 200]

2. Вставить пропущенные команды в данной серии команд

Группа 96ИГ ПОВТОРИ 4[... ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ... ...],

что бы получить на экране рисунок:


Группа 67

3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:





II вариант


1. Что нарисует черепаха ?

ИГ ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 1000[ВП 100 ПР 72] ПР 108]

2. Вставить пропущенные команды в данной серии команд

ИГ ПОВТОРИ 4[... ПОВТОРИ 6[ВП 40 ... ] ПР 120 ... ] ,

Группа 30

что бы получить на экране рисунок:


Группа 1

3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:



РЕШЕНИЕ И ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ


Вложенные циклы


1а) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ВП 40]

б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40]

г) ИГ ЛВ 60 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ПР 30]

д) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] НД40 ПР 90]

2а) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПП ВП 35 ПО

б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 30 ВП 40 ЛВ 30]

г) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 90 ВП 80]

д) ИГ ПОВТОРИ 6[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 60]

е) ИГ ПР 60 ПОВТОРИ 3[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 60]

3а) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПП ПР 90

ВП 65 ЛВ 90 ПО]

б) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПП ЛВ 90

ВП 60 ПР 90 ВП 50 ПО]

в) ИГ ПОВТОРИ 3[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПР 90 ВП 40 ПР 30 ПО]

г) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПР 90 ВП 40

ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

4а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ПП ПР 90 ВП 52 ЛВ 90 ПО]

б)ИГ ЛВ 90 ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6] ПП ПР 90 ВП 52 ЛВ 90 ПО]

в)ИГ ЛВ 30 ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ПР 120 ВП 30 ЛВ 120]

г)ИГ ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6] ПР 120]

д)ИГ ЛВ 30 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ВП 30 ПР 120 ВП 30]

5а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ВП 40 ПО]

б) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 40 ЛВ 90 ПО]

в) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ВП 20 ПР 90 ВП 80 ПО]

г) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ВП 40 ЛВ 90 ВП 40]

д) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ВП 40 ПР 90 ВП 40]

6а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 40 ПР 90 ВП 20 ПО]

б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПР 180]

в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] В 40 П 90]

г) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] В 40 Л 90]

д) ИГ ПОВТОРИ 2[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПОВТОРИ 60[ВП 1 ЛВ 3]]

Список использованной литературы


  1. Добудько Т.В., Пугач В.И. Работаем в среде LogoWriter, учебное пособие для студентов педагогических училищ, институтов, университетов, Самара, 1996.

  2. Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию Kturtle): Учебное пособие. – Москва: 2008. - 50 с.

  3. Сопрунов С.Ф. Непростое программирование на Лого. - М.: Московский институт открытого образования, 2011. - 174 с. 



Интернет-источники


  1. Электронный учебник по LOGO WRITER для 5 классов, Романова А. и Вовчук А., Троицк, 2008 г. http://club.itdrom.com/gallery/gal_bumusers/inf_in_uch/11.html

  2. Электронный учебник Лого

http://www.myrobot.ru/logo/tutorial.php

  1. Шапошникова С.В. Изучение языка программирования Logo(Лого) в среде KTurtle, 2011, younglinux.info

Группа 1565Группа 1572

11


Pogodin V.A._Informatika_i_IKT.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
6.05.2013 17:01
Уважаемый Виктор Александрович!

Предложенная Вами разработка способствует развитию логического мышления учащихся. Подготовленные упражнения подобраны с учётом возрастных особенностей школьников. Материал может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Успехов в работе!

С уважением, С.А. Колодин.
Виктор Погодин
25.05.2013 09:28
Благодарю.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос