В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в словах"

Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в словах"

Адэля Мусаева
Тип материала: Урок
просмотров: 12058
Краткое описание
Цели урока:  
1) Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми  согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.
2) Повторить правописание разделительных ъ и ь.
3) Формировать мотивы учебной деятельности, навыки самоконтроля.
Описание
Конспект урока русского языка с презентацией по теме «Правописание непроизносимых согласных в словах».
Ф.И.О:Мусаева Адэля Нажиповна
Должность:учитель начальных классов
Педагогический стаж: 15 лет
ОУ: МБОУ Наримановского района «СОШ №6» Астраханской области

Учебник:Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык», 3 класс
Класс:3
Продолжительность урока:45 минут
Использование информационных технологий:презентация Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1) Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.
2) Повторить правописание разделительных ъ и ь.
3) Формировать мотивы учебной деятельности, навыки самоконтроля.
Оборудование: мультемидийный проектор, ноутбук.
Ход урока:



Этап урока Ход урока № слайда
1.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. С каким настроением мы начинаем урок? Если с хорошим настроением, то поднимите большой пальчик ладони вверх. Если с плохим, то опустите большой пальчик вниз. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.
№1
2.
Минутка чистописания
-Открыли тетради. Написали сегодняшнее число, классная работа.
-В пчеле я, в чайнике, в чулочке
И в черепахе и в чиже.
Везде найдешь ты букву …(ч)
-Что мы знаем о букве Ч?
Охарактеризуйте звук [ч].
Напишите красиво и аккуратно по образцу.
Чч Чч Чч
ча чу
 -Что мы знаем о написании буквы а, у после ч?
№2-3
3.
Словарная работа
Отгадайте загадку:
Загадка эта нелегка: 
Пишусь всегда через два «К». 
И мяч, и шайбу клюшкой бей, 
И называюсь я -... (Хоккей)

Проведите звуко-буквенный анализ слова хоккей [хакэй] (1 ученик у доски)
х [х] - согласный, твердый, глухой, непарный
о [а] - гласный, безударный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
к [к'] - согласный, мягкий, глухой, парный
е [`э] - гласный, ударный
й [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

6 букв, 6 звуков.
Запишите слово хоккей в словаре.
Составьте предложение со словарным словом и запишите его в тетрадь.
Максим мечтает стать хоккеистом.
№4
4.
Актуализация знаний.
-Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
-Прочитайте внимательно слова. Запишите их в тетрадь, разделяя их на группы по орфограммам.
Далёкий, ошибка, темнота, посадка, ночной, местный, дрожал, жидкий, тетрадка.
(1 ученик у доски)
Докажите по какому принципу вы разделили их на группы.
На какую орфограмму записали слова в первый столбик? (Безударные гласные в корне слова)
Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы?
Докажите, что нужно писать именно эту гласную.
На какую орфограмму записали слова во второй столбик? (Глухие и звонкие согласные в корне слова)
Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы?
Докажите, что нужно писать именно эту согласную букву.
Какое слово оказалось «лишним»? (местный)
Почему слово местный нельзя записать ни в один столбик? (Какая-то другая орфограмма)
— Именно эта орфограмма и подскажет тему нашего урока.

№5
5.
Постановка темы урока.
Есть согласные — плутовки.
До чего шалуньи ловки.
Их не слышишь, а пиши.
Проверяй, да не спеши.
-Как вы думаете, какую тему мы начнём изучать на сегодняшнем уроке? (Непроизносимые согласные)
Как вы понимаете словосочетание непроизносимые согласные?

№6
6
Работа по теме урока.
-А теперь нужно дополнить третий столбик словами с непроизносимыми согласными.
Я продиктую слова, а вы запишите только слова с непроизносимыми согласными в корне.
Дверной, честный, улыбка, яростный, лестный.
— Кто из вас догадался, как можно проверить слова с непроизносимыми согласными?
(Подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук произносился чётко и ясно).
Проверьте себя. (самопроверка по слайду)

№7
7.
Физкультминутка.
-А теперь давайте немного отдохнём.
№8



Выборочное письмо.
Прочитайте стихотворение.
 Здра… ствуй, радос… ное со… нце,
Вес… ник летнего тепла!
Словно праз… ник, к нам в оконце
Постучалось ты с утра!
-Почему в словах стоят точки?
Докажите, что нужно вместо точек писать буквы.
Запишите слова с непроизносимыми согласными с проверочными словами. (1 ученик у доски)
(Здравствуй – здравие,
радостное – радость, солнце – солнечный, вестник – весточка, праздник – праздничный)
Сформулируйте правило, которым вы пользовались при проверке слов.
(Выслушав ответы детей)
-Мы с вами сформулировали правило, а теперь проверим его по учебнику. Откройте учебники на странице 28 и прочитайте правило.
Послушайте стихотворение:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные,
Они не произносятся,
И что писать неясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Прочитайте стихотворение хором.
— Прочитайте стихотворение и выпишите слова с непроизносимыми согласными.
«И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!

Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!» (Т.Угроватова)

-Назовите слова, которые вы выписали, устно подберите к ним проверочные слова.
№9
№10
№11


Работа с учебником.
Упр №56.
(Один ученик у доски)




Самостоятельная работа с самопроверкой.
Вставьте проверочные буквы. К данным именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные.
гиган… ский- интерес… ный-
ярос… ный- вкус… ный-
звёз… ное- ужас… ный-
грус… ный- ненас… ная-
облас… ной- поз… ний-
Проверьте себя.
№11


Повторение ранее изученного.
1.Найдите слова с ошибками. Исправьте их и запишите в тетрадь.
Въюга, варенье, наехал, въюн, сёжился, объявление, подём, братъя, печенье.
Что знаем о написании разделительных ъ и ь?
2.Фонетический разбор слова яростный.
№12


Домашнее задание.
В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами. Правило на странице 28 выучить наизусть.
№13


Итог урока.
Рефлексия.
-Чему новому научились на уроке?
-Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
 -Выполнение какого задания вызвало затруднение?
-Как вы справились с заданием?
-Кто запомнил правило — запоминалку?
Если вам понравился урок и у вас, то поднимите большой пальчик ладони вверх. Если не очень, то опустите большой пальчик вниз.


№14
№13

Литература:
1. Голубь В.Т. «Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся». Русский язык 3 класс (1-4). Практическое пособие для начальной школы.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.-112с.
2. Псарёва Л.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 3 класс. – М.: Вако, 2007.-400с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Prezentaciya k uroku.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru