В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"Жизнь леса. Лес – природное сообщество."

"Жизнь леса. Лес – природное сообщество."

Елена Галкина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:6просмотров: 7156
Краткое описание
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова
Описание

Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Цель:сформировать представление учащихся о лесе.
Задачи: — ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
— развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
— воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.
Оборудование:записи голосов птиц, презентация.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (слайд 1) Тест на компьютерах.
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
А) археологи; Б) геологи; В) строители.
1. К полезным ископаемым относятся…
А) кирпич, бетон, бензин;
Б) станки, вазы, ножницы;
В) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются…
А) торф, железная руда, самоцветы;
Б) песок, глина, гранит;
В) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из…
А) каменного угля, янтаря, мела;
Б) известняка, торфа;
В) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают…
А) нефть, природный газ;
Б) калийную соль, алмазы;
В) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают…
А)известняк; Б) каменный уголь; В) поваренную соль.
7. В карьерах добывают…
А) известняк, песок, глину; Б) гранит, мрамор; В)нефть, бурый уголь.
8.Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
А) алмаз, известняк; Б) каменный уголь, торф; В) железная руда,мел.
3. Сообщение темы и цели урока. (слайд 2) В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов
3. Работа по теме урока. -Внимательно рассмотрите лес. Насладитесь его красотой. (Слайд 3) -Каких лесных жителей можно встретить в лесу? — Чем является лес для лесных жителей? (слайд 4) — А какой это дом? (слайд 5) — Давайте выделим этажи этого дома. Каждый этаж имеет особенное название. — Многолетние растения с крупными твердыми стволами? (слайд 6) — Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей? (слайд 7) -Растения с мягкими зелеными стебельками?(слайд 8) — Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. (слайд 9) — А что же растет на самой земле? (слайд 10) — Рассмотрите рисунки и расскажите о чем они говорят? (слайд 11) — А легко ли в лесу найти животных? А почему? (слайд 12) — Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу). — Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Вред или пользу приносят короеды лесу? Здоровому, молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. (Для молодых деревьев – это польза, а для старых – нет.) — Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться и экологическое равновесие. — Какие животные встречаются в нашем краю? — Какие из них живут на деревьях?
— Какие ведут наземную жизнь? — А какие обитают в почве? — Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах) (слайд 13) — Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Они живут, помогая друг другу.) — Приведите примеры такой помощи. (Белка запасает орехи, унося их далеко от дерева – распространяет семена.) — Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь? И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой. Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (слайд 14) — Как вы думаете, лесу грибы нужны? Работа по учебнику. С. 179. — Найдите ответ на вопрос в статье «Нужны ли лесу грибы?» (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. ) 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд 15) — Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки) 5. Фронтальный опрос. — Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. (слайд 16) — Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам.) (слайд 17) — Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие — в кустах, третьи — на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных). — Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом). 6.Подведение итогов. Почему лес называют природным сообществом? 7. Домашнее задание. (слайд 18) Прочитать текст, ответить на вопросы с. 175-182. (слайд 19)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок.docx Скачать

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов


Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель: сформировать представление учащихся о лесе.

Задачи: - ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

- воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.

Оборудование: записи голосов птиц, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. (слайд 1)

Тест на компьютерах.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

А) археологи; Б) геологи; В) строители.

  1. К полезным ископаемым относятся…

А) кирпич, бетон, бензин;

Б) станки, вазы, ножницы;

В) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются…

А) торф, железная руда, самоцветы;

Б) песок, глина, гранит;

В) мрамор, каменный уголь, малахит.


4. Металлы получают из…

А) каменного угля, янтаря, мела;

Б) известняка, торфа;

В) железной руды, медной руды.


5. При помощи буровых установок добывают…

А) нефть, природный газ;

Б) калийную соль, алмазы;

В) мрамор, гранит.


6. В шахтах добывают…

А)известняк; Б) каменный уголь; В) поваренную соль.

7. В карьерах добывают…

А) известняк, песок, глину; Б) гранит, мрамор; В)нефть, бурый уголь.

8.Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…

А) алмаз, известняк; Б) каменный уголь, торф; В) железная руда, мел.

  1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 2)

В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.

В. Орлов

3. Работа по теме урока.

- Внимательно рассмотрите лес. Насладитесь его красотой. (Слайд 3)

- Каких лесных жителей можно встретить в лесу?

- Чем является лес для лесных жителей? (слайд 4)

- А какой это дом? (слайд 5)

- Давайте выделим этажи этого дома. Каждый этаж имет особенное название.

- Многолетние растения с крупными твердыми стволами? (слайд 6)

- Многолетние растения, у которыхот общего корня отходит несколько твердых стеблей? (слайд 7)

- Растения с мягкими зелеными стебельками? (слайд 8)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. (слайд 9)

- А что же растет на самой земле? (слайд 10)

- Рассмотрите рисунки и расскажите о чем они говорят? (слайд 11)

- А легко ли в лесу найти животных? А почему? (слайд 12)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Вред или пользу приносят короеды лесу? Здоровому, молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. (Для молодых деревьев – это польза, а для старых – нет.)

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться и экологическое равновесие.

- Какие животные встречаются в нашем краю?

- Какие из них живут на деревьях?

- Какие ведут наземную жизнь?

- А какие обитают в почве?

- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах) (слайд 13)

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Они живут, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи. (Белка запасает орехи, унося их далеко от дерева – распространяет семена.)

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь?

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой.

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (слайд 14)

- Как вы думаете, лесу грибы нужны?

Работа по учебнику. С. 179.

- Найдите ответ на вопрос в статье «Нужны ли лесу грибы?»

(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. )

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд15)

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки)

5. Фронтальный опрос.

- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. (слайд 16)

- Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам.) (слайд 17)

- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных).

- Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом).

6. Подведение итогов.

Почему лес называют природным сообществом?

7. Домашнее задание. (слайд 18)

Прочитать текст, ответить на вопросы с. 175-182.


(слайд 19)




звуки леса.rar Скачать
презентация.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос