В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"

Людмила Иванова
Тип материала: Программа
просмотров: 1044
Краткое описание
Создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ПРОГРАММА - копия.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

129051.docx_html_4186f8eb.png


























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Школа этикета»



Возраст обучающихся – 8-13 лет

Срок реализации программы – 3 месяца

Численность обучающихся в группе – 6 человек





Педагог, реализующий программу:

Иванова Людмила Викторовна,

воспитатель




Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А.П. Чехов

Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Школа этикета» предназначена для реализации в ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону».

Программа имеет социально-педагогическую и естественнонаучную направленность, создает условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.

На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, способной не только приобретать знания, но и реализовывать их на примере собственного поведения и отношения к людям. Поэтому в России приоритетной в системе образования является развитие ребёнка: личностное, познавательное, общекультурное.

Направленность дополнительной образовательной программы предполагает, опираться на понимание приоритетности воспитательной работы, основана на комплексном подходе к подготовке воспитанников «новой информации», умеющего жить в современном обществе: компетентного, мобильного, уметь достойно вести себя в любой обстановке, готового к принятию решения, умеющего эффективно взаимодействовать с обществом. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических данной программы, позволяют значительно расширить и углубить знания воспитанников об этических нормах, правилах поведения.

Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях. Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать другого, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Актуальностью данной программы является необходимость воспитания у детей нравственности и культуры поведения. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Еще одной актуальностью данной дополнительной образовательной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

Данная программа поможет детям выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Цель программы:

создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

- образовательные: познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.

- развивающие: развивать у детей навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям, воспитанию чувства коллективизма, взаимоуважения, взаимодоверия и понимания.

- воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе;

- развить коммуникативные качества личности;

Отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых (8-13 лет) наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа адресована воспитанникам 8-13 лет. Условия набора воспитанников: в группу принимаются все желающие.



Срок реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 месяца обучения, количество часов – 24 часа (по 2 часа в неделю). Продолжительность занятия 35 минут в зависимости от психологической готовности к обучению, физическому, интеллектуального уровня готовности воспитанников к освоению образовательной программы.


Формы занятий

фронтальная (одновременная работа со всеми воспитанниками)

групповая (организация работы в группах);

индивидуально-фронтальная (индивидуальное выполнение заданий воспитанниками).

- презентации;

- рассказ;

- ознакомительная беседа;

-коллективная рефлексия;

- анкетирование;

- занятия с элементами игры;

- сказко-терапия.

Методы организации образовательного процесса:

словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);

наглядный (презентации);

практический (практические работы, постановка эксперимента);

аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);

исследовательский (проектно-исследовательская деятельность).

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 30 мин.


Ожидаемыми (прогнозируемыми) результатами освоения данной программы являются:

К концу обучения учащийся должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- владеть этикетной терминологией, навыками культуры поведения в школе, на уроке, в гостях, общественных местах;

- расширит представления о навыках культуры поведения, общения с людьми;

- будет стремиться применять моральные принципы и нормы поведения в повседневной жизни;

- будет иметь представления элементарных определений, которые должны применяться в любых ситуациях: вежливость, доброжелательность, предупредительность, скромность, справедливость.

- будет обучен правилами поведения дома, в общественных местах.

- будет понимать сущность общения, потребности человека в человеке.

- будет активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения;

- будет освоен опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Способы определения результативности:

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение, отзывы педагогов;

- педагогический анализ результатов анкетирования.

Критерии освоения программы

В результате освоения данной программы воспитанники должны:

- знать/понимать:

- в процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания воспитанника.

- уметь

пользоваться правилами поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах;

пользоваться этикетными выражениями прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.

применять контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику

оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;

соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

использовать доброжелательный тон в общении.












Контроль качества освоения

дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикет»


С целью определения степени освоения учебного материала, предусмотренного содержанием данной программы, была разработана следующая система аттестации воспитанников:


Вид аттестации

Цели аттестации

Форма аттестации

Входной контроль

Определение первичного уровня знаний воспитанников по программе «Школа этикета ».

Входной контроль знаний: анкетирование

(приложение №2)

Итоговая аттестация

Оценка степени овладения практическими навыками, перечень которых был определен задачами программы.

Отзывы педагогов

Оценка степени усвоения теоретического материала, определенного содержанием данной программы.

Итоговый контроль знаний: анкетирование

(приложение №2)



Шкала оценки степени освоения учебного материала


Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов. Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных воспитанниками по завершению программы проверяются анкетированием.

При анкетировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Степень освоения программы

90% и более

Учебный материал освоен в полном объеме — высокий уровень освоения программы

75% - 89%

Освоена большая часть содержания программы — средний уровень освоения программы

50%- 74%

Содержание программы усвоено частично — низкий уровень освоения программы


Формы подведения итогов реализации:

- анкетирование

- отзывы педагогических работников.



Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикета»


п/п

Название раздела

Количество занятий

Аттестация

Общее

кол-во

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Дисциплина и культура поведения.

5

2

3

Первичное анкетирование

2

Общие правила этики.

5

2

3


3

Этикет воспитанника.

6

2

4


4

Выполнение режима дня.

6

2

4

5

Этикет общения в коллективе.

2


2

Итоговое анкетирование.


Всего:

24

8

16
















Тематический план

дополнительной общеразвивающей программы

«Школа этикета»


п/п

Тематика занятий

Количество занятий

Виды, формы контроля

Общее количес-тво

Теорети-ческая часть

Практи-ческая часть


Дисциплина и культура поведения в школе.

5

2

3


1

Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

1


1

Входной контроль знаний - анкетирование

2

«Откуда появился термин «этикет». Показ презентации «Что такое этикет».

1

1



3

«Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть».

1


1


4

«Поведение в школе».

1


1


5

«Правила поведения на уроке».

1

1



Общие правила этикета.

5

2

3


6

«Этикет внешнего вида».

1

1



7

«Правила личной гигиены».

1


1


8

«Не только платье красит человека».

1


1


9

«Почитай родителей своих».

1


1


10

«Миром правит доброта».

1

1



Этикет воспитанника

6

2

4


11

«Как вести себя за столом».

1


1


12

«Зачем быть вежливым?

1


1


13

«В стране вежливых слов».

1


1


14

«Правила поведения для воспитанных детей».

1

1



15

«Правила эффективного общения».

1

1



16

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».

1


1


Выполнение режима дня

6

2

4


17

«Режим дня школьника».

1

1



18

«Делу время, а потехе час».

1


1


19

«Если хочешь быть здоровым -закаляйся».

1


1


20

«Учёба-наш главный труд!».

1


1


21

«Режим и здоровье».

1


1


22

«Значимость выполнения режима дня».

1

1




Этикет общения





23

«Давайте говорить друг другу комплименты».

1


1


24

Анкетирование по завершению программы.

1


1

Итоговый контроль знаний-анкетирование воспитанников

Итого

24

8

16










Содержание

дополнительной общеразвивающей программы

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»

Занятие № 1

Тема: «Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование воспитанников».

Цель: 

 Познакомить воспитанников с инструктажа по ТБ

Задачи:

- Познакомить воспитанников с инструктажем по технике безопасности; сформировать у них понимание необходимости выполнения инструктажа по ТБ . - Организовать знакомство воспитанников с правилами поведения на занятии,

- Формировать дисциплину у воспитанников.  

- Воспитывать доброжелательную атмосферу на занятии.

- Провести анкетирование воспитанников.


Занятие № 2

Тема: «Откуда появился термин этикет»

Цель:

  • Способствовать формированию понятий об этикете.

  • Задачи:

  • Расширить представления воспитанников об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.

  • Развивать логическое мышление, память.

  • Воспитывать у воспитанников чувство доброжелательности, чуткости и уважения к личности другого человека.


Занятие № 3

Тема: « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».


Цель:

воспитывать навыки культурного поведения, деликатность, вежливость, нравственные качества;

Задачи:

  • повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание и т.д.;

  • воспитывать добрые чувства к близким, к окружающим людям, внимание друг к другу, заботливое отношение к друзьям и близким;

  • воспитывать потребность соблюдения правил культурного поведения;

  • развивать речь, внимание, воображение;

  • познакомить детей с пословицами и поговорками о доброте, дружбе, здоровье.

Занятие № 4

Тема: « Поведение в школе»


Цель:

Ознакомить учащихся с основными правилами поведения в школе. Задачи:

Сформировать навыки культуры поведения в школе.

Воспитать культуру поведения в школе.

Занятие № 5

Тема: «Правила поведения на уроке».


Цель:  

актуализировать знания детей о правилах культурного поведения на уроке.

Задачи занятия:

- Формировать навыки культуры поведения младших

- развивать внимание, память, мышление;

- развитие связной речи;

- учить навыкам контроля и самоконтроля за произношением.

- Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.


Занятие № 6

Тема: «Этикет внешнего вида».


Цель: 

 Расширить представления детей об опрятности и аккуратности.

Задачи.

Научить основам эстетического отношения к своей внешности.

дать понять детям, что внешность человека играет не последнюю роль в жизни.

Продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил.

Развивать эстетическое восприятие, чувство меры.

Воспитывать умение быть опрятным, аккуратно относиться к вещам.

Занятие № 7

Тема: «Правила личной гигиены»


Цели: 

Формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены.

Задачи:

Познакомить учащихся с правилами личной гигиены.

Убедить учащихся в необходимости беречь здоровье, укреплять здоровье, соблюдать правила личной гигиены.

Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, силу воли.


Занятие № 8

Тема: «Не только платье красит человека».


Цель:

- воспитать потребность в соблюдении правил гигиенического и профилактического ухода за телом.

Задачи:

- познакомить воспитанников с историей мыла;

- формировать привычку соблюдать правила личной гигиены ежедневно;

- воспитать потребность в ухаживании за телом.


Занятие № 9

Тема: «Почитай родителей своих».


Цель:

- воспитать уважение и любовь к близким;

Задачи:

- раскрыть понятия «почитание», «уважение»;

- воспитать чувства почтения и любви к родителям, послушание и благодарность к ним;

-развить способность у учащихся воспринять Божьи заповеди, как ценность человеческой жизни.


Занятие № 10

Тема: «Миром правит доброта!!

Цель:

познакомить детей с правилами приветствия, рассказать историю этих правил;

Задачи:

довести да сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям;

приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе;

учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев. развивать связную речь, мышление;

воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.


Занятие №11

Тема: «Как вести себя за столом»

Цели: 

добиться уяснения воспитанниками правил поведения во время приёма пищи;

Задачи :

проработать правила хорошего тона за столом.

сформировать представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.

Занятие № 12

Тема: «Зачем быть вежливым?"»


Цель: 

закрепить знания о доброте и вежливых словах.

Задачи:
- развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;
- развивать любознательность, наблюдательность, активность;
- развивать произвольные движения, сплоченность коллектива;
- закрепить имена пальчиков, развитие мелкой моторики, учить согласовывать слова с действиями;
- воспитывать в детях внимание к своему здоровью;
- создание положительных эмоций;
- снижение эмоционального напряжения.


Занятие № 13

Тема: «В стране вежливых слов»


Цель:

-формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов;

Задачи:

-расширение активного словаря;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам.

Занятие № 14

Тема: «Правила поведения для воспитанных детей».


Цель: формировать у воспитанников понятие общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Данные цели реализуются посредством следующих задач:

1. Образовательные:

  • учить новым правилам поведения

  • способствовать закреплению знаний, умений и навыков по привитию правил поведения и общих норм безопасности;

  • формировать эстетическое воспитание, общечеловеческие ценности, положительные качества обучающихся;

  • развивать сообразительность,любознательность,мышление,внимание,память,речь;

  • расширять кругозор учащихся в области духовно-нравственной направленности;

2. Развивающие:

  • развивать умение планировать свою работу;

  • умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развивать коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • прививать интерес к занятиям внеурочной деятельностью;

  • формировать чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи и самостоятельности;

4. Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья школьников;

  • организовать двигательную активность.


Занятие № 15

Тема: "Правила эффективного общения".

Цель:

  развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Установление и поддержание эффективного контакта.

Снятия скованности и замкнутости, снятие эмоционального напряжения. Развитие связной речи.

Формирование у детей самоконтроля за речью.

Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми.

Занятие № 16

Тема: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро»

 Цель: 

продолжать знакомить с этикетом в гостях;

Задачи:

дать понятие о вежливых словах;

вызывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Занятие №17

Тема: «Режим дня школьника»

Цель:

сформировать у воспитанников понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека.

Задачи:

Развивать навыки здорового образа жизни.

Ознакомить воспитанников с понятием режима дня.

Способствовать развитию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Занятие № 18

Тема: «Делу время, потехе час»

Цель:

дать понятие, что такое время;

Задачи:

ознакомить воспитанников с понятием времени;

развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.

Занятие № 19

Тема: "Если хочешь быть здоров - закаляйся"

Цель:

рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека,

Задачи:

Выработать у детей стратегию безопасного поведения.

Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.

Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.

Воспитывать умение работать в группе.

заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;

пропагандировать здоровый образ жизни;


Занятие № 20

Тема: «Учеба- наш главный труд».

Цель:

расширить представление о ценности учения. Учение - главный труд школьника.

Задачи:

-развивать положительную мотивацию к учебе;
-развивать умение ставить цели и достигать их;
-воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Занятие № 21

Тема: «Режим и здоровье».

Цель:

формирование представления о режиме дня, умения самостоятельно планировать дела с учётом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек.
Задачи:
• Раскрыть взаимозависимость здоровья и режима дня;
• Научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее здоровье;
• Привить навыки здоровьесберегающего поведения;
• Формирование убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел;

Занятие № 22

Тема: «Значимость выполнения режима дня»


Цель: учащийся научится составлять режим дня.

Задачи:

Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения

Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня.

Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.

Учить ценить время.


Занятие № 23

Тема: ««Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: 

развивать коммуникативные навыки общения; создать в группе теплую, дружелюбную атмосферу.

Задачи:

Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов, отличать похвалу от лести.

Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.

Развивающая: развитие речи: обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.

Занятие № 24


Тема: «Итоговое занятие».

Цель:

определить уровень освоения материала программы.

Задачи:

Итоговая диагностика знаний, полученных в результате освоения курса.

Обобщить и закрепить знания.



Методическое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»


Дидактические материалы

- Инструкция по технике безопасности (Приложение № 1)

-анкета (Приложение № 2)

-карточка «Личная гигиена» (Приложение № 3)

Информационное обеспечение:

-обучающий мультфильм: «Мой Додыр»; «Зеркальце» (Приложение № 4)

-фонограмма «Звуки леса» (Приложение № 4)

Мультимедийные презентации:

«Что такое этикет?» (Приложение № 4)


Список использованной литературы:


  1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  2. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..

  3. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..

  4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  5. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..

  6. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..

  7. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..

  8. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  9. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..

  10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..

  11. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.

  12. СмирновН.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.




















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru