В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

Елена  Потапова Елена Потапова
Тип материала: Урок
просмотров: 4440
Краткое описание
выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.
пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; выявить художественные средства в творчестве поэта.

Описание

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Сергей Александрович Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Цель урока: выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.
пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; выявить художественные средства в творчестве поэта.
Задачи:
  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунок;
  3. Воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока.
  1. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем изучать тему «Изображение родной природы поэтами ХХ века». На предыдущем занятии мы проанализировали два стихотворения А.А.Блока и выявили, что?
В чём особенность лирики Блока?
(его два стихотворения контрастны по изображаемому в них пейзажах: покой летнего вечера противопоставлен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется вихрем, разладом, безумием бури.)
Дома вы попробовали самостоятельно поработать со стихотворением другого поэта ХХвека _ С.А.Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось.
  1. (Идёт проверка заполнения таблиц в тетрадях, одновременно открываются ответы на доске).
— Какой образ наполняет стихотворение? В чём его особенность? (это автобиографический образ: «У меня отец-крестьянин, / Ну, а я – крестьянский сын..»).
— Какие воспоминания будит пейзаж? Чем дороги поэту родные места? (пейзаж будит воспоминания лирического героя о малой родине, где он родился, о детстве, о юности).
— Какие чувства (настроение) пробуждаются в поэте? (чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти берёзки каждой/ Ножки рад поцеловать», «Как же не прослезиться..»).
— Какие глаголы помогают услышать эти мотивы?
— Отчего возникают мотивы грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?
— Какими красками рисуется настроение лирического героя, пейзаж?
— Какие художественные приёмы создают картину дороги, воспоминаний и грусти?
— Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении (образ берёзки, дороги, удали, бубенцы)
Физкультурная минутка.
  1. Переходим к следующему стихотворению С.Есенина. Чтение стихотворения.
— Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная дорога, простор, даль)
— Чем отличается первое стихотворение Есенина от последующего?
— Послушайте музыку Чайковского, есть ли в ней созвучие со стихотворением С.Есенина?
4. Работа по группам: заполнение таблицы. ( Таблица )
5. Каждая группа знакомит со своим заполнением таблицы.
6. Делается вывод по стихотворениям С. Есенина:
— В стихотворениях С.Есенина звучит
а) особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром;
б) мир природы сказочен, необычен;
в) настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность.
— Для чего писали и пишут поэты стихотворения о природе? ( подвести к цели урока)
7. Теперь посмотрим и послушаем ваше творчество (чтение стихотворений А.Блока и С.Есенина наизусть, своих стихотворений, показ рисунков, прослушивание подобранной музыки о природе).
8. Домашнее задание: выучить любое стихотворение поэтов ХХ века, попробовать изобразить чувства лирического героя в рисунке.
Название Летний вечер О, как безумно за окном Мелколесье. Степь и дали Пороша
Образ Природа Буря, дождь Поэт Сказочный лес
Глаголы Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели Ревёт, бушует, несутся, льют, замирает, жаль, гонит, бороться, разделяет, изнывает Восхищение, умиление, нежность, воспоминание о детстве Спокойствие, восхищение зимним пейзажем
Краски Розовый, красный, серый, чёрный Чёрный, серый, свинцовый Чёрный, жёлтый, зелёный, белый, серебристый Белый, серый, чёрный
Художественные средства:
Эпитеты Последний луч, розовая дремота, красный диск луны. Буря злая, ужасная ночь, холод сырой. Разливные бубенцы, неприглядная дорога, мёрзлые осины, чахленькая местность, звоны осин. Серые вороны, бесконечная дорога.
Олицетворение Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня. Бушует буря, несутся тучи, сожаления гонят, изнывая ветер. Юность веселиться, зарыдали бубенцы. Валит снег, стеллит шаль, дорога убегает, дремлет лес.
Сравнение Белой косынкой подвязалася сосна, поднагнулась как старушка
Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя, неясности цели и страха за свою судьбу
Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром.
Мир природы сказочен, необычен.
Настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность.
Пожаловаться 30 ноября 2012
Файлы
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. 5кл.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.


Сергей Александрович Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша».


Цель урока: выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.

пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; выявить художественные средства в творчестве поэта.

Задачи:

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунок;

  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему «Изображение родной природы поэтами ХХ века». На предыдущем занятии мы проанализировали два стихотворения А.А.Блока и выявили, что?

В чём особенность лирики Блока?

(его два стихотворения контрастны по изображаемому в них пейзажах: покой летнего вечера противопоставлен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется вихрем, разладом, безумием бури.)

Дома вы попробовали самостоятельно поработать со стихотворением другого поэта ХХвека _ С.А.Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось.

  1. (Идёт проверка заполнения таблиц в тетрадях, одновременно открываются ответы на доске).

- Какой образ наполняет стихотворение? В чём его особенность? (это автобиографический образ: «У меня отец-крестьянин, / Ну, а я – крестьянский сын..»).

- Какие воспоминания будит пейзаж? Чем дороги поэту родные места? (пейзаж будит воспоминания лирического героя о малой родине, где он родился, о детстве, о юности).

- Какие чувства (настроение) пробуждаются в поэте? (чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти берёзки каждой/ Ножки рад поцеловать», «Как же не прослезиться..»).

- Какие глаголы помогают услышать эти мотивы?

- Отчего возникают мотивы грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?

- Какими красками рисуется настроение лирического героя, пейзаж?

- Какие художественные приёмы создают картину дороги, воспоминаний и грусти?

- Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении (образ берёзки, дороги, удали, бубенцы)

Физкультурная минутка.

  1. Переходим к следующему стихотворению С.Есенина. Чтение стихотворения.

- Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная дорога, простор, даль)

- Чем отличается первое стихотворение Есенина от последующего?

- Послушайте музыку Чайковского, есть ли в ней созвучие со стихотворением С.Есенина?

4. Работа по группам: заполнение таблицы. ( Таблица )

5. Каждая группа знакомит со своим заполнением таблицы.

6. Делается вывод по стихотворениям С. Есенина:

- В стихотворениях С.Есенина звучит

а) особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром;

б) мир природы сказочен, необычен;

в) настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность.

- Для чего писали и пишут поэты стихотворения о природе? ( подвести к цели урока)

7. Теперь посмотрим и послушаем ваше творчество (чтение стихотворений А.Блока и С.Есенина наизусть, своих стихотворений, показ рисунков, прослушивание подобранной музыки о природе).

8. Домашнее задание: выучить любое стихотворение поэтов ХХ века, попробовать изобразить чувства лирического героя в рисунке.



Название

Летний вечер

О, как безумно за окном

Мелколесье. Степь и дали

Пороша

Образ

Природа

Буря, дождь

Поэт

Сказочный лес

Глаголы

Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели

Ревёт, бушует, несутся, льют, замирает, жаль, гонит, бороться, разделяет, изнывает

Восхищение, умиление, нежность, воспоминание о детстве

Спокойствие, восхищение зимним пейзажем

Краски

Розовый, красный, серый, чёрный

Чёрный, серый, свинцовый

Чёрный, жёлтый, зелёный, белый, серебристый

Белый, серый, чёрный

Художественные средства:

Эпитеты

Последний луч, розовая дремота, красный диск луны.

Буря злая, ужасная ночь, холод сырой.

Разливные бубенцы, неприглядная дорога, мёрзлые осины, чахленькая местность, звоны осин.

Серые вороны, бесконечная дорога.

Олицетворение

Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня.

Бушует буря, несутся тучи, сожаления гонят, изнывая ветер.

Юность веселиться, зарыдали бубенцы.

Валит снег, стеллит шаль, дорога убегает, дремлет лес.

Сравнение




Белой косынкой подвязалася сосна, поднагнулась как старушка

Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя, неясности цели и страха за свою судьбу

Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром.

Мир природы сказочен, необычен.

Настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность.












Природа – дивное творенье,

Растут прекрасные цветы.

И дождь, как будто наводненье,

Рисует каплями воды.

Мороз на окнах всё рисует

Узоры чистой красоты.

Блестят красивые сугробы,

Как будто инеем осыпаны они.

Стилиди Софья, ученица 5 «Б» класса

Как хороша ты, зимушка-зима!

Люблю твои морозы и метели.

Особенно, когда идёт пушистый снег,

В снегу мне поваляться, словно в колыбели.

Коньки и лыжи, санки тоже

Мне применить возможно только по зиме.

Морозы!? Ну что же

Ведь в них есть чудо тоже:

Ресницы в инее, узоры на стекле.

Деревья в белоснежных шубах

И снег весь в серебре.

Теперь скажите мне

Всё это будет летом?

Так как же не любить мне

Зимушку – зиму?

Шульга Алла , ученица 5 «Б»




Рисунок Хрычева Степана, ученика 5 «Б» класса






Мы долго ждали и дождались

К нам, наконец, пришла весна.

Запели птицы, разбежались

На синем небе облака.

Набухли почки на деревьях,

С полей уже сошли снега.


И на полях, и в огородах

Настала жаркая пора

Трава уже зазеленела

И птицы гнёзда стали вить

А с неба солнце посылает

На землю тёплые лучи.

Муктар Сонунгуль, ученица5 «Б» класса




















Лето – чудная пора,

Когда сияет всё на свете.

Солнце светит ярко-ярко,

Значит, будет очень жарко


Дождик льётся, гром гремит

В небе радуга висит

И когда придёт пора

Вновь наступят холода

Значит, осень к нам пришла.


Бадиков Иван, ученик 5 «Б» класса

Лето – дивная пора!

Солнце ярко светит,

Птички весело поют

И цветы везде растут!

В речке тёплая вода.

Прямо с раннего утра

Хочется бежать туда! Коробейникова Таня, ученица 5 «А»класса




Рисунок Хрычева Степана, ученика 5 «Б» класса


Птицы песенки поют.

Ручейки везде бегут.

Солнце светит очень ярко-

Пригревает спинки нам.

Нагревается водичка,

Чтоб не сжариться от солнца,

Мы все лезем покупаться,

Там плескаемся все в ней,

А потом бежим погреться.

Всё, что сказано сейчас

Назовём мы это лето!

Нарежный Антон, ученик 5 «А» класса

Вот уже настала осень золотая,

Все в лесу деревья кроны украшают.

Издали посмотришь – как весь лес оделся,

Осеннею порою так принарядился.

И стоит берёзка, вся позолочена,

Только на пригорке ель стоит зелёна.

А чуть-чуть пониже вся в пурпур одета

Красавица черёмуха свой наряд одела.

Я топчу ногами опавшие все листья,

Вниз иду тропинкою, хорошо мне дышится!

Рычков Руслан, ученик 5 «Б» класса



Рисунок Хрычева Степана, ученика 5 «Б» класса























Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. 5кл.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru