Однокоренные слова
Краткое описание
Цель: Познакомить детей с билингвизмом с родственными и однокоренными словами. Обогащать словарный запас данной категории детей.
Описание
Конспект логопедического занятия во 2-ом классе по теме: «Однокоренные слова». Составила: Терентьева Наталья Александровна
учитель – логопед МБОУ СОШ №3 г. Салехард 2012 год Тема: Однокоренные слова. Формирование навыка слогового анализа и синтеза трехсложных слов со стечением согласных. Цель: Познакомить детей с родственными и однокоренными словами.
Задачи:
· развивать навыки звукового анализа и синтеза на уровне слова, словосочетания и предложения;
· развивать связную речь;
· закреплять правильный подбор однокоренных слов.
Оборудование: картинки: картофель, капуста, баклажан, яблоко, груша, персик, лук, апельсин. Карточки со словами. Презентация.
Ход занятия:
1. Орг. Момент
2. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова
На доске картинки капуста, картофель, баклажан, свекла, яблоко, груша, персик, лук, апельсин.
-Назовите овощи в название, которых состоит из трёх слогов?
Верно это (капуста, картофель, баклажан) в них 3 слога.
— Нарисуй схему слова, и сделайте звукобуквенный разбор слов.
Поставьте ударение.
Карточки со словами
капуста, картофель, баклажан.
__\___\___ ____\____\___ ___\____\____
Проверка: — сколько слогов?
-куда падает ударение?
— что интересного в слове картофель? Букв больше чем
звуков, так как ь знак звука не обозначает.
3. Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Поиграем большой — маленький картинки большой баклажан, капуста, картофель, маленькая капусточка, картофеленка, баклажанчик.
Баклажан и баклажанчик.
-Эти слова похожи?
-А чем они похожи? –
-Один корень, а как называют такие слова?
Однокоренные слова– это слова с одинаковым корнем и одинаковым значением.
4. Работа по словоизменению.
-Что можно приготовить из капусты?
Салат, а как его назовём?
— Салат (какой?) капустный
-Пирожки (какие?) капустные
-Что можно приготовить из картофеля?
Суп (какой?) картофельный.
Пирожки (какие?) картофельные.
-Что можно приготовить из баклажан?
Икра (какая?) баклажанная
Баклажаны (какие?) жаренные
5. Развитие слогового анализа и синтеза
Разгадайте зашифрованные слова, корень у всех слов будет один капуст от слова капуста к нему нужно добавлять те части слова, которые написаны.
(капуст)ный,(капуст)ы, (капуст)ница.
_________, _________, __________.
Кто такая капустница? Бабочка, которая
6. Работа на уровне предложения
Вместо картинок вставьте слова.
Бабушка посадила в огороде (капуст) у. Вокруг кочанов (капуст)ы летало много бабочек. Бабочки (капуст)ницы с белыми крыльями тёмным телом. Осенью бабушка собрала большой урожай (капуст)ы.
Из капусты она сделала вкусный салат. Мы очень любим (капуст)ный салат.
7. Развитие языкового анализа
-Давайте представим наш рассказ в виде картинок, что бы нам было легче пересказывать.
8. Итог занятия
-Какие слова называются однокоренными?
учитель – логопед МБОУ СОШ №3 г. Салехард 2012 год Тема: Однокоренные слова. Формирование навыка слогового анализа и синтеза трехсложных слов со стечением согласных. Цель: Познакомить детей с родственными и однокоренными словами.
Задачи:
· развивать навыки звукового анализа и синтеза на уровне слова, словосочетания и предложения;
· развивать связную речь;
· закреплять правильный подбор однокоренных слов.
Оборудование: картинки: картофель, капуста, баклажан, яблоко, груша, персик, лук, апельсин. Карточки со словами. Презентация.
Ход занятия:
1. Орг. Момент
2. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова
На доске картинки капуста, картофель, баклажан, свекла, яблоко, груша, персик, лук, апельсин.
-Назовите овощи в название, которых состоит из трёх слогов?
Верно это (капуста, картофель, баклажан) в них 3 слога.
— Нарисуй схему слова, и сделайте звукобуквенный разбор слов.
Поставьте ударение.
Карточки со словами
капуста, картофель, баклажан.
__\___\___ ____\____\___ ___\____\____
Проверка: — сколько слогов?
-куда падает ударение?
— что интересного в слове картофель? Букв больше чем
звуков, так как ь знак звука не обозначает.
3. Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Поиграем большой — маленький картинки большой баклажан, капуста, картофель, маленькая капусточка, картофеленка, баклажанчик.
Баклажан и баклажанчик.
-Эти слова похожи?
-А чем они похожи? –
-Один корень, а как называют такие слова?
Однокоренные слова– это слова с одинаковым корнем и одинаковым значением.
4. Работа по словоизменению.
-Что можно приготовить из капусты?
Салат, а как его назовём?
— Салат (какой?) капустный
-Пирожки (какие?) капустные
-Что можно приготовить из картофеля?
Суп (какой?) картофельный.
Пирожки (какие?) картофельные.
-Что можно приготовить из баклажан?
Икра (какая?) баклажанная
Баклажаны (какие?) жаренные
5. Развитие слогового анализа и синтеза
Разгадайте зашифрованные слова, корень у всех слов будет один капуст от слова капуста к нему нужно добавлять те части слова, которые написаны.
(капуст)ный,(капуст)ы, (капуст)ница.
_________, _________, __________.
Кто такая капустница? Бабочка, которая
6. Работа на уровне предложения
Вместо картинок вставьте слова.
Бабушка посадила в огороде (капуст) у. Вокруг кочанов (капуст)ы летало много бабочек. Бабочки (капуст)ницы с белыми крыльями тёмным телом. Осенью бабушка собрала большой урожай (капуст)ы.
Из капусты она сделала вкусный салат. Мы очень любим (капуст)ный салат.
7. Развитие языкового анализа
-Давайте представим наш рассказ в виде картинок, что бы нам было легче пересказывать.
8. Итог занятия
-Какие слова называются однокоренными?
23 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Перфорирование как нетрадиционная техника декоративно-прикладного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Воспитатель и родители: формы и секреты успешного сотрудничества (ФГОС ДО)»
- Вебинар «Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»