Беседа "Плотник-лучший на селе работник"
Форма проведения:беседа.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются?
Д. - «Теремок» – терем; «Василиса Премудрая» – палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему веленью» – изба, дворец.
Далее на доску по ходу разговора учитель прикрепляет карточки с кратинками: терем, палаты, изба, дворец, землянка.
Упражнение: «Что было сначала, а что потом».
У.- Давайте попробуем определить, какие из перечисленных строений появились раньше других.
— В какой последовательности менялось жильё славян? ( Землянки – избы – терема — дворцы).
Введение в тему.
-Кто занимался строительством на Руси?
На доске висит подсказка. А это ключ к отгадке.
Основная часть.
Плотницкое дело пришло к нам из глубокой старины вместе с земледелием. Перед тем как вспахать землю, надо было вырубить лес. Рубили избы и вырубали деревья очищали лесную площадку. Люди смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать. Шутили над женщинами, которые плохо пряли, не умели ни ткань, ни вышивать, ни плести кружева. Люди стремились овладеть мастерством. И постигали по мере своих способностей. Кто-то хорошо рубил многие виды углов и знал о них все, другой знал лишь половину, а третий только и научился, что рубить угол в охряпку. Кто ничего не умел, но из-за стыда все равно стремился учиться. И научался хотя бы колья завостривать. Так было в любом деле.
Плотницкий мир широк и многообразен. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище – значит, сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Не с первого раза получалось настоящее топорище: иной испортит много березовых плашек. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего. Топорище-то надо было еще и насадить, и правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Сама по себе каждая эта последовательно сменяющаяся операция требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Нельзя же точить топор, пока его не расклинили, хоть и невтерпеж! Также нельзя метать сено, не высушив, или месить пироги, которые не выходили. Обычно умение незаметно переходит от старшего к младшему прямо в семействе. Оно углублялось и развивалось в артели. Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один — два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором. В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струганок. Рубанок и молоток для плотника были необязательны.
Вывешивается таблица с инструментом плотника.
Плотницким топором тесали брёвна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое.
Для чистовой, после топора, окорки брёвен и снятия заболони применяли струг, или скобель (от скоблить). Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками. Скобелем снимали с брёвен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали брёвна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Брёвна с неповреждённой, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.
. Пилой-ножовкой пользовались для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках. Для точной обработки шипов в местах соединения деталей и перепиливания досок под разными углами, например, при соединении деталей оконных рам, применяли специальный шаблон — стусло. Но это уже не столько плотничное, сколько столярное приспособление.
Плотники и столяры всегда работали остро заточенным инструментом. Острый инструмент, во-первых, требует меньших усилий при обработке древесины вручную и, во-вторых, уплотняет перерезанные волокна древесины, что способствует её сохранности. Заточку инструментов выполняли на точильном круге из природного камня, установленном на оси в корытообразной колоде, реже — бруском. Зубья пилы надо не только заточить, придав им определённый профиль, но и поочерёдно развести в разные стороны в зависимости от предназначения пилы. Правильная разводка облегчает и ускоряет работу.
Металлические молоты (молоток, или ручник; молот, или кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные — необходимы.
Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен. Это столярный инструмент. Складной аршин (позднее метр) плотнику тоже необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (отвесы, шнурок, клинья и т. п.).
Прикидочную проверку вертикальности элементов опытные плотники производили, легко удерживая опущенный вниз топор за конец топорища и пристреливая вертикаль намётанным глазом. Для проверки строгой вертикальности установки конструкций использовали отвес (весок) в виде шнура с грузиком. Профессиональный плотник делал для себя деревянный уровень с отвесом — гирькой. Уровень в виде деревянного бруска с воздушным пузырьком в стеклянной трубке с жидкостью появился много позже. Называли его немецким словом ватерпас. Не каждый мог иметь такой покупной уровень: штука дорогая. Долгое время пользовались деревянным, самодельным.
Нужен был и шнур, в первую очередь для окладывания строения, т. е. разметки плана, выкладывания плана будущей постройки в натуральную величину с помощью мерного шнура, узлами разделённого на простые сажени и аршины. Шнур применяли и для разметки брёвен, отбивки на них прямой линии с целью раскалывания на плахи для последующего вытёсывания досок. Для этого окорённое бревно укладывали на ровную поверхность и в каждый его конец у торцов вбивали по одному гвоздю или клинышку — посередине, или по два — на необходимом расстоянии по ширине бревна. За эти гвозди в натяг, аккуратно, чтоб не испачкать бревно, привязывали шнур, перед этим натерев его углем (протягивали по головёшке). Затем посередине длины бревна шнур оттягивали, чтобы он отошёл от бревна, и отпускали — от удара шнура на бревне оставался идеально прямолинейный чёрный след.
Работа плотника физически очень тяжёлая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост.
Физминутка.
Игра «Дровосек»
Обратная связь.
Разгадывание кроссворда с ключевым словом «плотник» (повертикали).
1.Основное орудие труда плотника. (Топор.) 2.Деревянный инструмент для забивания. (Молоток) 3.Для распиливания нетолстых досок. (Ножовка) 4.Веревка для разметки плана постройки. (Отвес). 5.Столярный инструмент. (Рубанок)
6.Для запиливания бревен. (Пила).
7.Инструмент для снятия окорки с брёвна. (Скобель)
Итог.
Какие пословицы вы знаете о плотнике?
Плотник без топора — что изба без угла.
Плотник — первый на селе работник.
Плотник и в поле работник.
Плотник топором думает.
Плотника не шуба греет, а топор.
Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
Плотника не шуба греет, а топор.
Ссылка: images.yandex.ru›
Внеклассное занятие
Плотник – лучший на селе работник
Учитель-логопед:
Коноплева Е.Д.
Тема: Плотник – лучший на селе работник.
Цели:
-
расширение и обобщение по теме;
-
обозначение преемственности между строительством в древности и современностью;
-
воспитание уважения к истории страны;
-
коррекция зрительно-моторной координации, конструктивного мышления;
-
развитие аналитико-синтетической деятельности, художественного вкуса.
Форма проведения: беседа.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются?
Д. -
«Теремок» – терем; «Василиса Премудрая»
– палаты белокаменные, хоромы; «Сказка
о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему
веленью» – изба, дворец.
Далее на
доску по ходу разговора учитель
прикрепляет карточки с кратинками:
терем, палаты,
изба, дворец,
землянка.
Упражнение: «Что было сначала, а что потом».
У.- Давайте попробуем определить, какие из перечисленных строений появились раньше других.
- В какой последовательности менялось жильё славян? ( Землянки – избы – терема - дворцы).
Введение в тему.
-Кто занимался строительством на Руси?
На доске висит подсказка. А это ключ к отгадке.
Основная часть.
Плотницкое дело пришло к нам из
глубокой старины вместе с земледелием.
Перед тем как вспахать землю, надо было
вырубить лес. Рубили избы и вырубали
деревья очищали лесную площадку. Люди
смеялся над теми мужчинами, которые не
умели плотничать. Шутили над женщинами,
которые плохо пряли, не умели ни ткань,
ни вышивать, ни плести кружева. Люди
стремились овладеть мастерством. И
постигали по мере своих способностей.
Кто-то хорошо рубил многие виды углов
и знал о них все, другой знал лишь
половину, а третий только и научился,
что рубить угол в охряпку. Кто ничего
не умел, но из-за стыда все равно стремился
учиться. И научался хотя бы колья
завостривать. Так было в любом деле.
Плотницкий мир широк и многообразен.
Подросток начинал постигать его с
обычного топорища. Сделать топорище –
значит, сдать первый экзамен. Дед, или
отец, или старший брат подавал мальчишке
свой топор и сухую березовую плашку из
лучинных запасов. Не с первого раза
получалось настоящее топорище: иной
испортит много березовых плашек. Но
мало было случаев, когда парень не
добивался своего и не заслужил бы похвалы
старшего. Топорище-то надо было еще и
насадить, и правильно расклинить, чтобы
топор не слетел, и зачистить стеклянным
осколком. После всего этого топор точили
на мокром точиле. Сама по себе каждая
эта последовательно сменяющаяся операция
требовала смекалки, навыков и терпения.
Так жизнь еще в детстве и отрочестве
приучала будущего плотника к терпению
и последовательности. Нельзя же точить
топор, пока его не расклинили, хоть и
невтерпеж! Также нельзя метать сено, не
высушив, или месить пироги, которые не
выходили. Обычно умение незаметно
переходит от старшего к младшему прямо
в семействе. Оно углублялось и развивалось
в артели. Уже в первый сезон артельной
работы подросток постигал один - два
способа рубить угол, учился прирубать
косяки, обзаводился собственным
инструментом. Просить у кого-либо
инструмент, особенно топор, считалось
дурным тоном. Давали неохотно и вовсе
не из скопидомства. Топор у каждого
плотника был как бы продолжением рук,
к нему привыкали, делали топорище
сообразно своим особенностям. Хороший
плотник не мог работать чужим топором.
В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струганок. Рубанок и молоток для плотника были необязательны.
Вывешивается таблица с инструментом плотника.
Плотницким топором тесали брёвна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое.
Для чистовой, после топора, окорки брёвен и снятия заболони применяли струг, или скобель (от скоблить). Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками. Скобелем снимали с брёвен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали брёвна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Брёвна с неповреждённой, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.
. Пилой-ножовкой пользовались для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках. Для точной обработки шипов в местах соединения деталей и перепиливания досок под разными углами, например, при соединении деталей оконных рам, применяли специальный шаблон — стусло. Но это уже не столько плотничное, сколько столярное приспособление.
Плотники и столяры всегда работали остро заточенным инструментом. Острый инструмент, во-первых, требует меньших усилий при обработке древесины вручную и, во-вторых, уплотняет перерезанные волокна древесины, что способствует её сохранности. Заточку инструментов выполняли на точильном круге из природного камня, установленном на оси в корытообразной колоде, реже — бруском. Зубья пилы надо не только заточить, придав им определённый профиль, но и поочерёдно развести в разные стороны в зависимости от предназначения пилы. Правильная разводка облегчает и ускоряет работу.
Металлические молоты (молоток, или ручник; молот, или кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные — необходимы.
Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен. Это столярный инструмент. Складной аршин (позднее метр) плотнику тоже необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (отвесы, шнурок, клинья и т. п.).
Прикидочную проверку вертикальности элементов опытные плотники производили, легко удерживая опущенный вниз топор за конец топорища и пристреливая вертикаль намётанным глазом. Для проверки строгой вертикальности установки конструкций использовали отвес (весок) в виде шнура с грузиком. Профессиональный плотник делал для себя деревянный уровень с отвесом — гирькой. Уровень в виде деревянного бруска с воздушным пузырьком в стеклянной трубке с жидкостью появился много позже. Называли его немецким словом ватерпас. Не каждый мог иметь такой покупной уровень: штука дорогая. Долгое время пользовались деревянным, самодельным.
Нужен был и шнур, в первую очередь для окладывания строения, т. е. разметки плана, выкладывания плана будущей постройки в натуральную величину с помощью мерного шнура, узлами разделённого на простые сажени и аршины. Шнур применяли и для разметки брёвен, отбивки на них прямой линии с целью раскалывания на плахи для последующего вытёсывания досок. Для этого окорённое бревно укладывали на ровную поверхность и в каждый его конец у торцов вбивали по одному гвоздю или клинышку — посередине, или по два — на необходимом расстоянии по ширине бревна. За эти гвозди в натяг, аккуратно, чтоб не испачкать бревно, привязывали шнур, перед этим натерев его углем (протягивали по головёшке). Затем посередине длины бревна шнур оттягивали, чтобы он отошёл от бревна, и отпускали — от удара шнура на бревне оставался идеально прямолинейный чёрный след.
Работа плотника физически очень тяжёлая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост.
Физминутка.
Игра «Дровосек»
Обратная связь.
Разгадывание кроссворда с ключевым словом «плотник» (по вертикали).
1.Основное орудие труда плотника. (Топор.)
2.Деревянный инструмент для забивания. (Молоток)
3.Для распиливания нетолстых досок. (Ножовка)
4.Веревка для разметки плана постройки. (Отвес).
5.Столярный инструмент. (Рубанок)
6.Для запиливания бревен. (Пила).
7.Инструмент для снятия окорки с брёвна. (Скобель)
Итог.
Какие пословицы вы знаете о плотнике?
Плотник
без топора - что изба без угла.
Плотник
- первый на селе работник.
Плотник и в
поле работник.
Плотник топором думает.
Плотника не шуба греет, а топор.
Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
Плотника не шуба греет, а топор.
Иллюстрации: Ссылка: images.yandex.ru›
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»