В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ИКТ в деятельности современного учителя

Галина Сидоренко Галина Сидоренко
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 7677    комментариев: 1
Краткое описание
Цель работы:
Показать значимость информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя.
Задачи:
1.Раскрыть понятие «компетентностный подход», «ИКТ-компетентность».
2.Рассмотреть методы и приемы применения средств информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения.
3.Раскрыть преимущества использования информационно-коммуникационных технологий.

Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Г.Мегиона, Ханты-Мансийского округа-Югры Тюменской области Реферат ИКТ в деятельности современного учителя Выполнила: Сидоренко Галина Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы
Мегион-2012 Содержание
I. Введение. 3
II. ИКТ-компетентность учителя-предметника. 5
III. Использование ИКТ в учебном процессе. 9
IV. Заключение. 14
V. Список использованной литературы и электронных ресурсов. 16

I. Введение

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. Педагогические исследования Бахтияровой Л.Н., Викулиной М.А., Кручининой Г.А., Кулик Е.Ю., Марковой С.М., Майоровой С.Н., Шевцовой Л.А., и др. показывают, что развитие информационной культуры обучаемых является заботой преподавателей всех предметных областей. Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений [Ильина, Шилова, 2006, с. 120-123]. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. В связи с реорганизацией образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно — коммуникационных технологий. Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества. Современный учитель должен обладать базовыми качествами учителя — предметника (базовой ИКТ — компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения. Учитель — предметник должен обладать предметно — ориентированной ИКТ — компетентностью, то есть осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность. Цель работы: Показать значимость информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя. Задачи:
1.Раскрыть понятие «компетентностный подход», «ИКТ-компетентность».
2.Рассмотреть методы и приемы применения средств информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения.
3.Раскрыть преимущества использования информационно-коммуникационных технологий.

II. ИКТ-компетентность учителя-предметника

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя — синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий «компетенция» и «компетентность». «ИКТ-компетентность учителя-предметника», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [Урсова, 2006, с.51]. Обладая ИКТ-компетентностью, учитель должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность. Компетенция  — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (А.В.Хуторской) Компетентность  — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход  — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ — компетентности учителей-предметников. Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности. Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
· наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
· овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
· использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
· формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю рекомендуется 1) участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; 2) участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; 3) использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; 4) обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет; 5) формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; 6) разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ. Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя: 1) ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.); 2) учитель — предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы; 3) для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы; 4) учитель — предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows - Delphi, Java Script,Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков; 5)  учитель — предметник с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна; 6) использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: · дистанционное обучение; · оn-line тестирование; · участие в дистанционных олимпиадах; · конференции; · виртуальные экскурсии; · поиск различной информации. Компетентный учитель — предметник в области ИКТ должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.  ИКТ — компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный учитель — предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.

III. Использование ИКТ в учебном процессе

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, правилами русского языка «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета. Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование компьютера в преподавании русского языка и литературы, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной лингвистической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление. Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний. Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко могут использоваться ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Примером такой деятельности могут служить проекты к уроку развития речи в 6 классе по программе С.И. Львовой «Подготовка к написанию сочинения по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном журнале на компьютере учителя. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым учеником. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей компьютера. ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:
· При объяснении нового материала:
презентации
информационные Интернет – сайты
информационные ресурсы на дисках
· При отработке и закреплении навыков:
компьютерные обучающие программы;
компьютерные тренажеры;
ребусы;
компьютерные игры;
печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
печатный иллюстративный материал.
· На этапе контроля знаний:
компьютерные тесты (открытые, закрытые);
кроссворды (с автоматической обработкой результата).
· На этапе самостоятельной работы обучающихся
цифровые энциклопедии;
словари;
справочники;
таблицы;
шаблоны;
электронные учебники;
интегрированные задания.
· Для исследовательской деятельности обучающихся:
цифровые естественнонаучные лаборатории;
Интернет.
Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране. В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей. Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики. Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, при проведении различных викторин по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри. Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
· развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;
· приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

IV. Заключение

Мониторинг среди моих учеников разных классов с целью выявления заинтересованности их в использовании ИКТ при обучении показал следующее: 87 % считают интересным, 5 % считают неинтересным и 8 % затруднились ответить. Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей на более высоком творческом уровне. ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современно­го учителя и ученика. Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а именно: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников; более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности; усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности. Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
V. Список использованной литературы и электронных ресурсов: 1. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ — компететности учителей — предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М. : Изд-во ИТО — Томск, 2009. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
2. Бондаренко, Е. А.,. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под. ред. А.А. Журина. — М.: «ЮНВЕС»: 2004
3. Вильямс, Р., Макли К. Компьютер в школе — M.: Просвещение, 2008.
4. Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. — М.: 2007.
5. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6(12)).
6.  Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2003.
Пожаловаться 06 ноября 2012
Файлы
Реферат Сидоренко Г.И..docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    9 декабря 201214:51
    Сергей Колодин

    Уважаемая Галина Ибрагимовна!

    Оформление предложенной разработки должно соответствовать критериям Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Также прошу Вас обратить внимание на наличие пунктуационных и орфографических ошибок в тексте конспекта. Тема раскрыта поверхностно, некоторые положения необходимо углубить, кое-что уже устарело. Для этого можно воспользоваться статьями Е.С. Полат и других исследователей. Например, задача создания презентаций педагогом и учащимися была решена ещё на исходе первого этапа КПМО, т.е. в 2009 году. Также прошу Вас обратить внимание на отсутствие в списке использованной литературы источников сети Интернет.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru