В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Светлана Криницкая
Тип материала: Урок
просмотров: 5508
Краткое описание
учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно  и соответствующие им буквы на письме;
формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации       учебной деятельности;
развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи;     учить детей пользоваться изученной терминологией ( согласный звук, гласный   звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук); расширять активный словарный запас .
Описание
Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия:учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на письме.

Задачи:
1. Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в произношении и на слух);
упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных 2 ряда.
2. Развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи.
3. Учить детей пользоваться изученной терминологией ( согласный звук, гласный звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук) Расширять активный словарный запас .
4. Развивать мелкую моторику рук через упражнения на обведение контура геометрических фигур, игры с пальчиками. Способствовать развитию пространственных представлений, чувства ритма, общей координации, фонематического слуха.
5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности ( через повтор инструкции, задания с использованием изученной терминологии, через построение полных ответов на вопросы). Учить детей работать по алгоритму.
6. Воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться и выполнять задание в паре.

Оборудование:
Гномы Тим и Том, звуковые домики для этих гномов, фланелевые подушечки, камешки того же размера; слоги, записанные на карточках различной геометрической формы, «Звуковое лото» ( чёрно- белая картинка с пустым окошечком для записи буквы), флажки красного цвета, тетради, цветные карандаши, контурные изображения мальчика и девочки ( для рефлексии), мяч, буквы Г, Н, О, М, Ы на цветном картоне различного цвета и разной высоты.

Ход занятия. Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с гостями. Создание эмоционального настроя.
— На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Это такие же учителя-логопеды, как и я. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Представьтесь им, скажите, как вас зовут.

Рефлексия. — игра «Фотограф»
Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Я пойму это, если вы нарисуете как будто своё лицо на этом схематичном изображении ребёнка.
( раздаются контурные изображения мальчика и девочки)
После выполнения задания эти «фотографии» вывешиваются на доску.

Введение в тему занятия.
Звуковой анализ слов.
-Сегодня мы опять отправимся в город Красивой речи. Но того, кто поведёт нас туда, вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
(гномы) -Кто помнит, как зовут наших гномов?
(Тим и Том) — А вот и их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?

(предлагаю звуковые схемы слов Тим и Том на домиках.)
--
— Что мы можем рассказать о слове по его схеме?
(в нём 3 звука, 1 гласный, 2 согласных, 1 слог.)
-Чем отличаются звуковые схемы слов?
(в схеме для слова Тим первый согласный звучит мягко, а в слове Том– твёрдо.)
— В городе красивой речи гномам отведена почётная роль: гном Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А гном Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание

Целеполагание.
-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в городе Красивой речи?
( Учиться различать твёрдые и мягкие согласные )
— Да, мы с вами будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

Основная часть.
— Вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква» (обращение к карте над доской). – Что мы видим в окошечках? (буквы)
-А какие звуки они могут обозначать? (тв. и мяг.)
1. Развитие фонематического слуха.
Игра «Позвоним в дверь»
— Тим любит, когда согласные звучат мягко, даже звонок у его двери в виде мягкой подушечки. Давайте позвоним в дверь его домика, прикасаясь к мягкой подушечке и произнося мягкий звук.: Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь. У двери Тома лежит твёрдый камешек. Прикасаясь к нему, мы произнесём звуки твёрдо: б-б-б, з-з-з, м-м-м. ( дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечке и камешку, лежащим на партах.)
2. Игра «Поменяй звучание согласного» ( с мячом)
( Работа в парах)
— Тим и Том любят играть. Выберите себе пару. Решите, кто будет Тим, а кто – Том. Перекидывая мяч друг другу, дети произносят и изменяют звучание согласного на противоположное по твёрдости- мягкости.
Например, с---сь, п---пь, л---ль.
Когда поиграют, гномы поют песенки, произнося звуки и постукивая по камешку и подушечке.
Сейчас мы споём песенку Тима и Тома ( с постукиванием по подушечке и по камешку): ла----ля-ля----ла-----ля-ля----ла----ля-ля.
Фа-фа-фа----фя----фа-фа-фа----фя----фа-фа-фа----фя
Ду-ду----дю-дю-дю----ду-ду----дю-дю-дю

3.Слоговой анализ и синтез слов.
Игра «Слова рассыпались».
(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)
— Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.
–А из каких частей состоят слова?
(из слогов )
-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?
(квадрат, овал, треугольник и т.д.) — Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом .

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО

ТЁ ТЯ ЛЮ ДИ
Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.
Проверка: чтение слов по цепочке.
— Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.
-Справа от него положите слово из треугольников.
-Между ними расположите слово на кругах.
-Слева от квадратов поместите слово в овалах.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)
А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).

Вывод:
— Какие гласные буквы помогают Тому прочитать согласные твёрдо?
(а-о-у-ы-э)
— Покажите беззвучную артикуляцию этих звуков.( можно добавить чередование артикуляций в качестве речевой гимнастики)

— Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко?
( я-ё-ю-и-е)
4..Работа с индивидуальными карточками.
Игра «Вставь пропущенное слово в предложение».
-Давайте впишем эти слова в предложения.
(раздаю индивид. карточки)

В лесу живёт рыжая…
Мы купили для рук душистое …
Ложку держат в правой…

5.Физминутка.( в парах)
— Встаньте из-за парт, мы немного отдохнём.
Пальчик к пальчику приставим,

а потом на них надавим.
Крепко пальчики стоят,
стать сильней они хотят.


6.Игра «Звуковое лото».

— Сейчас прошу вас поработать самостоятельно. Каждый из вас получил несколько (3) чёрно-белых картинок с окошечком возле них.
Вам нужно произнести это слово, выделить первый звук из названия картинки, раскрасить клеточку в зелёный или синий цвет.В окошечко запишите первую букву из названия картинки.

Порядок работы: (вывешиваю на доску)

Рот, схема в три окошка и крестик на первом окошке, цветные карандаши, ручка.
Проверка у доски.
Вывешиваются все картинки на доску .

7.Классификация предметов.
– Расположите картинки в три группы.
— В каждой группе найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.
Дети находят «лишние» картинки .
( можно расположить картинки в порядке увеличения количества слогов в них: лист, петух, паровоз)

8.Игра«Носик — хвостик»
Придумывание предложений со словами. На какое слово 1 игрок закончил предложение, на такое слово 2 игрок должен придумать предложение.

9.Запись лучшего предложения в тетрадь.
Распространение предложений ( возможно, по наводящим вопросам)

Итог занятия
Гномы сегодня очень устали.Изобразите, как устали Тим и Том, расслабьте тело, руки, голову.
Им пора возвращаться в свои домики.
Завтра они расскажут своим друзьям из города Красивой речи о том, что многому вас сегодня научили.
— А чему вы у них сегодня учились?
-Для чего нам такие знания?
-Что было интересным?
— В чём испытывали затруднения?

Рефлексия.
Подарим гномам на память свои «фотографии», только снова дорисуйте на них свои лица. Скажем Тиму и Тому слова благодарности, которые им приятно будет слышать от нас.
Гномы шепнули мне на ушко отметить работу ребят и наградить флажками:
( перечисляю, даю краткую оценку выбору от имени гномов.)

Я думаю, что Тим и Том ещё не раз придут к нам на занятия, чтобы поучить нас.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru