В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Светлана Криницкая Светлана Криницкая
Тип материала: Урок
просмотров: 4957
Краткое описание
учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно  и соответствующие им буквы на письме;
формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации       учебной деятельности;
развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи;     учить детей пользоваться изученной терминологией ( согласный звук, гласный   звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук); расширять активный словарный запас .

Описание
Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия:учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на письме.

Задачи:
1. Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в произношении и на слух);
упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных 2 ряда.
2. Развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи.
3. Учить детей пользоваться изученной терминологией ( согласный звук, гласный звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук) Расширять активный словарный запас .
4. Развивать мелкую моторику рук через упражнения на обведение контура геометрических фигур, игры с пальчиками. Способствовать развитию пространственных представлений, чувства ритма, общей координации, фонематического слуха.
5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности ( через повтор инструкции, задания с использованием изученной терминологии, через построение полных ответов на вопросы). Учить детей работать по алгоритму.
6. Воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться и выполнять задание в паре.

Оборудование:
Гномы Тим и Том, звуковые домики для этих гномов, фланелевые подушечки, камешки того же размера; слоги, записанные на карточках различной геометрической формы, «Звуковое лото» ( чёрно- белая картинка с пустым окошечком для записи буквы), флажки красного цвета, тетради, цветные карандаши, контурные изображения мальчика и девочки ( для рефлексии), мяч, буквы Г, Н, О, М, Ы на цветном картоне различного цвета и разной высоты.

Ход занятия. Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с гостями. Создание эмоционального настроя.
— На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Это такие же учителя-логопеды, как и я. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Представьтесь им, скажите, как вас зовут.

Рефлексия. — игра «Фотограф»
Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Я пойму это, если вы нарисуете как будто своё лицо на этом схематичном изображении ребёнка.
( раздаются контурные изображения мальчика и девочки)
После выполнения задания эти «фотографии» вывешиваются на доску.

Введение в тему занятия.
Звуковой анализ слов.
-Сегодня мы опять отправимся в город Красивой речи. Но того, кто поведёт нас туда, вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
(гномы) -Кто помнит, как зовут наших гномов?
(Тим и Том) — А вот и их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?

(предлагаю звуковые схемы слов Тим и Том на домиках.)
--
— Что мы можем рассказать о слове по его схеме?
(в нём 3 звука, 1 гласный, 2 согласных, 1 слог.)
-Чем отличаются звуковые схемы слов?
(в схеме для слова Тим первый согласный звучит мягко, а в слове Том– твёрдо.)
— В городе красивой речи гномам отведена почётная роль: гном Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А гном Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание

Целеполагание.
-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в городе Красивой речи?
( Учиться различать твёрдые и мягкие согласные )
— Да, мы с вами будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

Основная часть.
— Вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква» (обращение к карте над доской). – Что мы видим в окошечках? (буквы)
-А какие звуки они могут обозначать? (тв. и мяг.)
1. Развитие фонематического слуха.
Игра «Позвоним в дверь»
— Тим любит, когда согласные звучат мягко, даже звонок у его двери в виде мягкой подушечки. Давайте позвоним в дверь его домика, прикасаясь к мягкой подушечке и произнося мягкий звук.: Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь. У двери Тома лежит твёрдый камешек. Прикасаясь к нему, мы произнесём звуки твёрдо: б-б-б, з-з-з, м-м-м. ( дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечке и камешку, лежащим на партах.)
2. Игра «Поменяй звучание согласного» ( с мячом)
( Работа в парах)
— Тим и Том любят играть. Выберите себе пару. Решите, кто будет Тим, а кто – Том. Перекидывая мяч друг другу, дети произносят и изменяют звучание согласного на противоположное по твёрдости- мягкости.
Например, с---сь, п---пь, л---ль.
Когда поиграют, гномы поют песенки, произнося звуки и постукивая по камешку и подушечке.
Сейчас мы споём песенку Тима и Тома ( с постукиванием по подушечке и по камешку): ла----ля-ля----ла-----ля-ля----ла----ля-ля.
Фа-фа-фа----фя----фа-фа-фа----фя----фа-фа-фа----фя
Ду-ду----дю-дю-дю----ду-ду----дю-дю-дю

3.Слоговой анализ и синтез слов.
Игра «Слова рассыпались».
(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)
— Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.
–А из каких частей состоят слова?
(из слогов )
-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?
(квадрат, овал, треугольник и т.д.) — Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом .

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО

ТЁ ТЯ ЛЮ ДИ
Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.
Проверка: чтение слов по цепочке.
— Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.
-Справа от него положите слово из треугольников.
-Между ними расположите слово на кругах.
-Слева от квадратов поместите слово в овалах.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)
А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).

Вывод:
— Какие гласные буквы помогают Тому прочитать согласные твёрдо?
(а-о-у-ы-э)
— Покажите беззвучную артикуляцию этих звуков.( можно добавить чередование артикуляций в качестве речевой гимнастики)

— Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко?
( я-ё-ю-и-е)
4..Работа с индивидуальными карточками.
Игра «Вставь пропущенное слово в предложение».
-Давайте впишем эти слова в предложения.
(раздаю индивид. карточки)

В лесу живёт рыжая…
Мы купили для рук душистое …
Ложку держат в правой…

5.Физминутка.( в парах)
— Встаньте из-за парт, мы немного отдохнём.
Пальчик к пальчику приставим,

а потом на них надавим.
Крепко пальчики стоят,
стать сильней они хотят.


6.Игра «Звуковое лото».

— Сейчас прошу вас поработать самостоятельно. Каждый из вас получил несколько (3) чёрно-белых картинок с окошечком возле них.
Вам нужно произнести это слово, выделить первый звук из названия картинки, раскрасить клеточку в зелёный или синий цвет.В окошечко запишите первую букву из названия картинки.

Порядок работы: (вывешиваю на доску)

Рот, схема в три окошка и крестик на первом окошке, цветные карандаши, ручка.
Проверка у доски.
Вывешиваются все картинки на доску .

7.Классификация предметов.
– Расположите картинки в три группы.
— В каждой группе найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.
Дети находят «лишние» картинки .
( можно расположить картинки в порядке увеличения количества слогов в них: лист, петух, паровоз)

8.Игра«Носик — хвостик»
Придумывание предложений со словами. На какое слово 1 игрок закончил предложение, на такое слово 2 игрок должен придумать предложение.

9.Запись лучшего предложения в тетрадь.
Распространение предложений ( возможно, по наводящим вопросам)

Итог занятия
Гномы сегодня очень устали.Изобразите, как устали Тим и Том, расслабьте тело, руки, голову.
Им пора возвращаться в свои домики.
Завтра они расскажут своим друзьям из города Красивой речи о том, что многому вас сегодня научили.
— А чему вы у них сегодня учились?
-Для чего нам такие знания?
-Что было интересным?
— В чём испытывали затруднения?

Рефлексия.
Подарим гномам на память свои «фотографии», только снова дорисуйте на них свои лица. Скажем Тиму и Тому слова благодарности, которые им приятно будет слышать от нас.
Гномы шепнули мне на ушко отметить работу ребят и наградить флажками:
( перечисляю, даю краткую оценку выбору от имени гномов.)

Я думаю, что Тим и Том ещё не раз придут к нам на занятия, чтобы поучить нас.
Пожаловаться 14 сентября 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru