В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Нравственная красота в музыке и поэзии родного края.

Любовь Воронина Любовь Воронина
Тип материала: Урок
просмотров: 1083
Краткое описание
Создать целостное представление о музыкальной культуре родного края через произведения самодеятельных авторов.

Описание

Пожаловаться 23 августа 2012
Файлы
УРОК-КАЛЕЙДОСКОП.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК – КАЛЕЙДОСКОП.

(Урок музыки, литературы и краеведения, 6 класс)



Тема: Нравственная красота в музыке и поэзии родного края.

( Родному городу посвящается… )

Эпиграф: « Исилькуль мой – начало Сибири,

Мне милее его не найти…»

( М. Дудьев )


Цели:

- создать целостное представление о музыкальной культуре родного

края через произведения самодеятельных авторов;

- развивать творческие способности обучающихся через различные

виды деятельности;

- воспитывать любовь к родным истокам, чувства патриотизма и гражданственности, нравственные качества детей.


Оборудование:

- музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано;

- музыкальный центр, DVD –плеер, компьютер, мультимедийный

проектор;

- DVD-диски, мультимедийное сопровождение урока, аудиокассета;

- поэтические сборники земляков: «Огни Исилькуля», «Первоцветы», «Я восхищаюсь красотой»;

- эмблемы для «литераторов», «музыкантов», «художников»;

- карточки с названием творческих групп;

- раздаточный материал: «Эмоциональные термины», перечень

предложенных для слушания и исполнения музыкальных

произведений;

- выставка детских рисунков «Родины уголок…».


К этому уроку ребята готовятся заранее: ведут поиск материала о творчестве

земляков – самодеятельных поэтах, композиторах, исполнительских коллективах города через взаимодействие со школой Искусств, Домом культуры, районной библиотекой, Исилькульским историко – краеведческим музеем.

За несколько дней до урока выбранные из обучающихся « консультанты»

обобщают собранный материал, знакомят учителя с результатами поисковой деятельности.

На урок приглашаются участники школьного вокального ансамбля, в репертуаре которого песни исилькульских авторов.

Класс делится на творческие группы: «литераторы», «музыканты», «художники».


Ход урока.

Учитель: Дорогие друзья! Приглашаю вас стать участниками музыкального калейдоскопа, выступить в роли «литераторов», «музыкантов», «художников». В каждой творческой группе будут работать «консультанты»,

которые будут анализировать и оценивать вашу работу.

Сегодня в музыкальном калейдоскопе сольются воедино стихи и музыка поэтов и композиторов родного края. Надеюсь, эти творения оставили особый след в ваших душах и сердцах. Наши «художники» в красках попытаются передать чувства и мысли, выраженные в звучащих произведениях. Разрешите начать наш калейдоскоп такими поэтическими строками:

Где степь с перелесками встретилась,

Где нашей Сибири исток,

Тебя повстречает приветливо

Наш тихий, простой городок.

Он сердцем на всё откликается.

И кто побывал здесь – поймёт:

Отсюда Сибирь начинается,

Отсюда и дружба идёт!

Литераторы, конечное, догадались, кто написал эти строки.

Литераторы: Это стихи заслуженного работника культуры, почётного жителя нашего города, директора Исилькульского историко- краеведческого музея, члена союза писателей России Геннадия Рудольфовича Гензеля.

Учитель: Вопрос музыкантам: с какой музыкой созвучны эти стихи?

Музыканты: Мы считаем, что этим строкам созвучен «Исилькульский вальс», написанный к 100-летию города Валерием Василюком. Это произведение стало частью музыкальной культуры нашего города, своеобразным символом, визитной карточкой Исилькуля. Главной интонацией этого вальса начинались трансляции ранее существовавшего местного радио. Более 15 лет он звучит в музыкальных программах области, города и района в исполнении вокального трио в составе Юрия Танского, Людмилы Колесник, Геннадия Гензеля.

Учитель: Предлагаю исполнить фрагмент этого произведения, передать чувства и мысли его авторов. (Исполнение под фонограмму) Эта музыка стала визитной карточкой не только нашего города, но и композиторской деятельности преподавателя школы Искусств Валерия Васильевича Василюка, который совсем недавно отметил свой 65-летний юбилей. Что вы узнали о его творчестве?

Музыканты: Валерий Васильевич Василюк родился и вырос в Исилькуле, окончил Детскую музыкальную школу, затем с отличием Омское музыкальное училище им. Шабалина. Молодым педагогом вернулся в родную Детскую музыкальную школу, вся его жизнь и творчество тесно связаны с родным городом, с родной школой Искусств. Воспитанию, обучению маленьких музыкантов отдано 45 лет педагогической деятельности. Валерий Василюк - член Союза композиторов России, его творчество разнопланово и неиссякаемо. Вокальные и инструментальные произведения разных жанров являются лауреатами областных и районных конкурсов, любимы слушателями разных поколений. Тесное творческое сотрудничество связывает композитора с Исилькульским Народным хором Ветеранов войны и труда «Красная гвоздика», Исилькульским Народным оркестром школы Искусств, вокальными коллективами города и района. Произведения В. Василюка отличаются яркой, выразительной мелодией, интересной аранжировкой. Его творчество отмечено множеством почётных грамот и дипломов.

Литераторы: Мы отметили, что Валерия Василюка связывает тесное творческое сотрудничество с Геннадием Гензелем. Их объединяет тема любви к родному краю, гордости за свой район. Нам запомнились такие его поэтические строки:

Все детьми твоими стали мы, в горе, радости с тобой.

Мы - Руси частица малая, с ней мы связаны судьбой!

Музыканты: Именно на эти стихи написана песня «Наш район».

Учитель: Прослушайте фрагмент и проанализируйте, что роднит эти два произведения: «Исилькульский вальс» и «Наш район». ( Слушание )

Музыканты: Их роднит тема любви к родному краю. Яркая, выразительная мелодия, мягкий минорный лад, светлое настроение, тембры голосов исполнителей - Людмилы Колесник и Геннадия Гензеля - передают трогательное восхищение красотой малой Родины. Слушая такую музыку, мы ощущаем себя частицей родного сибирского края.

Учитель: Какое произведение из вашей музыкальной копилки созвучно с этими произведениями ?

Дети: Нам хочется исполнить песню, рождённую в нашей школе, на стихи Омского поэта Сергея Денисенко «Серединочка России» как продолжение нашего калейдоскопа.

Учитель: Приглашаю школьный вокальный ансамбль исполнить с нами эту песню.

На какие вокальные особенности нужно обратить внимание во время исполнения?

Музыканты: Нужно исполнять мягко, напевно, обратить внимание на двухголосное пение. (Исполнение под аккомпанемент учителя)

Учитель: Предлагаю литераторам продолжить калейдоскоп.

Литераторы: Мы хотим продолжить разговор о родном городе строками стихов Татьяны Швед из первого литературного сборника наших земляков «Первоцветы».

Здесь казахи кочевали в царстве цапель и косуль,

И болото называли по-казахски «Исилькуль».

Шалаши, палатки, сенцы были здесь сто лет подряд.

Строить шли переселенцы по трясине, наугад.

Рельсы сталью зазвенели, застучали молотки,

И ложились в параллели шпалы- до Иртыш-реки.

Так в Сибири, на болоте, в царстве цапель и косуль,

В государственной заботе вырос город Исилькуль!

Музыканты: Мы считаем, что эти стихи вдохновили учителей нашей школы сочинить песню «Эх, город Исилькуль!». Предлагаем её исполнить вместе с нашими гостями.

Учитель: Как мы её будем исполнять?

Дети: Исполнять её нужно легко, ярко, выразительно. (Исполняем в сопровождении аккордеона)

Литераторы: Мы отметили, что особое место в творчестве наших земляков занимает тема Великой Отечественной Войны. Нас глубоко тронули стихи Натальи Вареник «Кто не рождён был в 45-ом».

Музыканты: Именно эти стихи в творчестве Валерия Синицына обрели второе рождение, превратившись в песню, которая стала лауреатом конкурса самодеятельных авторов, посвящённого 65-летию Великой Победы.

Учитель: Прослушайте фрагмент этой песни в исполнении автора. Попытайтесь раскрыть эмоциональное содержание песни. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт это? (Слушание)

Музыканты: Точно найденные музыкальные интонации, пунктирный ритм, сдержанный темп помогли правдиво рассказать о подвиге солдат, ощутить гордость, передать трепетное отношение к подвигу и его героям – мужественным людям, верившим в правоту своего дела. Эта песня воспитывает в человеке лучшие нравственные качества.

Учитель: Что отличает творчество Валерия Синицына?

Музыканты: Наш земляк Валерий Фёдорович Синицын родился и вырос в очень дружной и музыкальной семье. С детства его окружала музыка, став частью всей жизни. Сочинять музыку начал в годы учёбы в педагогическом училище. Более 20 лет жизни отдано вокально-инструментальному ансамблю «Романтики», для которого написано много разноплановых произведений. С годами увлечённость творчеством проявилась всё сильнее. Его песни – мягкие и задушевные, лирические и взволнованные, тревожные и скорбные зазвучали в исполнении различных вокальных коллективов.

Литераторы: Мы выяснили, что за годы педагогической деятельности в Исилькульском педучилище сложилось тесное творческое сотрудничество Валерия Синицына с учителем Алексея Цынченко, песни на стихи которого любимы и исполняются студенческими ансамблями, женским вокальным трио, солистами. Более 15 лет звучит в исполнении мужского вокального квартета песня «Сон-трава», которая побывала на конкурсе не только в Омске, но и в Новосибирске.

Учитель: Прослушайте её фрагмент и решите, что роднит эти песни? (Прослушивание)

Дети: Мы думаем, эти произведения роднит то, что в них показана нравственная красота подвига как высшего проявления красоты человеческого духа. Человек, совершающий подвиг, всегда прекрасен, и композитор нашёл такие средства музыкальной выразительности, (яркие тембровые краски, переменный лад, темповые отклонения), которые убеждают, что никогда не исчезнет из памяти народной подвиг воина-освободителя. В нашем городе вечная память героям – это Площадь Победы.

Учитель: Сохранить в памяти поколений подвиги прошлого, сохранить мир для будущего - эти чувства переданы в песне, которая рождена в нашей школе в год празднования 65-летия Победы - «Вам, матери Земли!». Школьный вокальный ансамбль принял участие в праздничном концерте, посвящённом 115-летию родного города, и сейчас исполнит её для вас.

Учитель: Что объединяет эти песни? (Ответы детей) Предлагаю литераторам продолжить наш калейдоскоп.

Литераторы: Мы продолжаем наш калейдоскоп стихами Исилькульского поэта, члена Союза писателей России, заместителя директора по учебно-воспитательной работе педагогического колледжа Ивана Григорьевича Лукьяненко:

Пусть годы летят вереницей,

Пусть в небе грохочет раскатистый гром.

Для всех деревень ты – района столица,

Для нас, город мой, ты – приветливый дом.

По веленью России родной,

Открывая бескрайние шири,

Ты стоишь на посту, город мой,

На границе Великой Сибири!

Музыканты: Мы познакомились с рядом произведений, представленных на районный конкурс самодеятельных авторов. Особо была отмечена песня художественного руководителя районного Дома культуры, Веры Владимировны Харламовой «Мой город».

Учитель: Прослушайте эту песню в исполнении автора. Вдумайтесь в текстовое содержание и сопоставьте с музыкальным языком. (Слушание)

Дети: Автор воспевает красоту родного города, и в музыкальных интонациях мы услышали любование этой красотой, чистотой человеческих чувств, призыв беречь красоту, делать всё для процветания малой Родины.

Литераторы: Нам невольно захотелось продолжить калейдоскоп такими строками Геннадия Гензеля:

Исилькуль – город славный,

В сердце моём самый главный,

Верой и правдой служи для людей.

В песнях воспетый, сердцем согретый,

Вскормленный хлебом сибирских полей!

Учитель: Предлагаю исполнить песню, которая стала визитной карточкой нашей школы, была исполнена на юбилейном гала-концерте вокальным ансамблем нашего педагогического коллектива. Её автор – учитель нашей школы Валентина Васильевна Стаценко. Эта песня полна оптимизма, веры в светлое будущее, процветание родного края, города, школы, всей России в целом! Приглашаем наших гостей исполнить её с нами.

(Исполняем песню «Исилькульская весна» под фонограмму).

Учитель: В нашем калейдоскопе переливались различными красками стихи и музыка наших земляков. А теперь давайте перейдём в нашу «картинную галерею» и попросим наших художников представить нам свои работы и рассказать о своих чувствах и мыслях, возникших у них под впечатлением услышанного. (Выставка работ и рассказы художников о своих рисунках)

Художники: Стихи и музыка заставляют нас думать, размышлять, рождают желание творить и передавать свои впечатления в красках. Они пробуждают в нас светлые, добрые чувства любви к родному краю, природе, людям, ответственность за всё живое на Земле.

Учитель: В нашем калейдоскопе прозвучали произведения, которые объединяли три значимых для нашего города юбилея: 115 - летие города, 65 -летие Валерия Василюка, 55 - летие нашей школы. Все эти произведения утверждают: «Исилькуль мой - начало Сибири, мне милее его не найти!» Все они отражали красоту окружающего мира, человеческого сердца, все они утверждают – жизнь прекрасна! Оценку вашей работы сделали консультанты.

Учитель: Дома вы попытайтесь продолжить наш калейдоскоп своим творчеством: может быть, вы напишете мини-сочинение о нашей сегодняшней встрече с поэзией и музыкой, может быть, у вас родятся какие-то поэтические строки или мелодии, а может быть, это будут рисунки о нашей малой Родине. Людей искусства принято благодарить аплодисментами. Давайте подарим их авторам произведений, звучавших на уроке и нашим гостям!

Выход из класса: под звучание вальса «Исилькульская весна».

(Продолжением данного урока послужит серия уроков-концертов «Творческие портреты наших земляков».)










калейдоскоп.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru