В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде

Марина Рамазанова Марина Рамазанова
Тип материала: другое
просмотров: 1310
Краткое описание
Цель: ознакомить родителей с основными показателями речевой готовности ребенка к школе и причинах возникновения трудностей в усвоении чтения и письма.

Описание
Цель: ознакомить родителей сосновными показателями речевой готовности ребенка к школе и причинах возникновения трудностей в усвоении чтения и письма.
Оборудование:1.Компьютер и мультимедийный проектор; 2.Презентация «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде» (Приложение).
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно, а для этого он должен быть готов к школьному обучению.Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в формировании речи. Дело в том, что речь вашего ребёнка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и много другого.
К сожалению, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из нихв дошкольном возрасте, пока
к речи не предъявляют особых требований,

поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться ею.

Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, составлять предложения и т.п. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок. При этом около 35% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. И одной из
основных причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии.
Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:·Звукопроизношение полностью соответствует норме.Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?

Приведу небольшую таблицу, чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.(слайд 2, гиперссылка
→3сл.,
→2сл. )





ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

ЗВУКИ


А О Э

П Б М

И Ы УФ ВТ Д Н К Г Х Й


С З Ц

Ш Ж Ч Щ


Л

Р


·Полная сформированность фонематических процессов:(слайд 2)
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. При неразличении звуков на слух, ребёнок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. В подобных случаях в письме ребёнка неизбежно появятся специфические ошибки. (слайд 2, гиперссылка →
4сл., гиперссылка
→ 5сл., гиперссылка
для возвращения к 2 слайду)
Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых звуков.
·Владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов: üумение выделять начальный гласный звук из состава слова;üслышать и выделять первый и последний согласный звук;üсоставлять слова с определенным звуком,üумение из звуков составить слово, üпосчитать количество звуков;Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребёнок не может правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах, что приводит к самым непредсказуемым ошибкам на письме.(слайд 2, гиперссылка →6сл.,→2сл.)
·Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при
отсутствии к тому же искажений звуко-слоговой структуры слов;
Ребёнок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, что позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном. Словарный запас обширен и включает в себя слова различных частей речи.Ребёнок должен уметь безошибочно произносить сложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.Бедность словарного запаса мешает в овладении и устными предметами.
·Сформированность грамматических систем;
Умение пользоваться разными способами словобразования, словоизменения,правильно связывать слова между собой (согласование и управление). Умение работать с предложением, правильно строить простые предложения.
Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, строить связное высказываниеЕсли в устной речи проявляются аграмматизмы то каким же образом он может правильно написать все эти слова и словосочетания?(слайд 2, гиперссылка → 7сл., →2сл.)·Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;Умение определять «право-лево» в различных условиях, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.(сл.2, гиперссылка →
8сл.,
→2сл.)
·Достаточно развитая тонкая ручная моторика;
·Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма, обладать достаточным уровнем познавательной активности, готовность к решению познавательных задач, готовность к интелектуальному усилию. Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики.
Своевременное и постепенное формирование у ребёнка всех рассмотренных здесь предпосылок письма, является по сути единственным надёжным путём профилактики трудностей в усвоении русского языка. (слайд2, гипер. к 9сл. далее по щелчку) Примеры письменных работ обучающихся с нарушениеми чтения и письма.
Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Чёткая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная
и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.

Список литературы1.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. АПН РСФСР.М. 1960
2.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Просвещение. М., 1991.
3.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда-М… Просвещение, 1991.
4.

Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Специальная школа – М., 1963.
5.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001. (Коррекционная педагогика).

Пожаловаться 01 августа 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru