В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Тема: Лирика А. С. Пушкина Поэтическая картина зимы в стихотворении "Зимний вечер"

Тема: Лирика А. С. Пушкина Поэтическая картина зимы в стихотворении "Зимний вечер"

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
просмотров: 14524 комментариев: 1
Краткое описание
Цели:
1. обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,
2. развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,
3. воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Описание
Урок литературы в 5 классе
Урок подготовила:
Ченозуб И. В. — 2007 год

Тема:

Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Цель:
обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Наглядность:
портрет А. С. Пушкина, репродукция картины Шишкина «На севере диком», иллюстрации пейзажа, схемы – опоры.
Эпиграф:
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.
М. Горький.

Ход урока: Слово учителя
«Поэзия повсюду… Только нужно всмотреться, увидеть ее», — говорил К. Паустовский. И он, наверное, прав. Только далеко не каждый наделен таким даром: увидеть необычное в обычном и не каждый, увидев это, может подарить радость и красоту от общения с прекрасным окружающим. Но поэт в России больше, чем поэт. И в этом мы все больше убеждаемся, изучая литературу. Мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и сегодня на уроке мы попытаемся увидеть и услышать поэтическую картину зимы, созданную в стихотворении поэта. (Запись темы и эпиграфа)
Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Эпиграф: 
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.М. Горький. Вы уже знакомы со многими произведениями Пушкина. Он оставил нам богатое наследие.
В каждом из этих жанров Пушкин чувствадобрые лирой пробуждал.А это значит учил видеть необычное в обычном, учил добру, справедливости и красоте. Мы изучаем лирику. Давайте вспомним известные вам стихотворения Пушкина. Зимнее Зимняя Зимний утро! дорога! вечер! картины природы
Пейзаж (франц.) – изображение природы. — Только ли поэт, писатель может изобразить пейзаж, зимнее утро? — Скажите, пожалуйста, можно ли прочитав стихотворение, понять настроение автора?
Настроение – внутреннее состояние человека, которое не является постоянным и неизбежным.
В чем выражается настроение?
— Скажите, а когда у поэта рождается стихотворение? В какой момент он берется за перо, ручку? (когда ему очень хочется поделиться тем, что у него на душе) И оттого, какими чувствами переполнена душа зависит и настроение, которым проникнуто стихотворение.
Стихотворение, о котором пойдет речь на уроке, написано в ссылке 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни.
Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт в то время? Давайте прочитаем стихотворение «Зимний вечер» и попытаемся соотнести картины, изображенные поэтом с его внутренним миром. Тема стихотворения -___________________(совпадает с названием). Посмотрим, как построено стихотворение? (Композиция)
Работа со схемой – опорой.Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?
Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Работа со схемой – опорой.
Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?

Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод: Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 8.doc Скачать

Локотская средняя общеобразовательная школа №2






Урок литературы

в 5 классе






























Урок подготовила:

Ченозуб И. В.

2007 год



Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»




Цель:



  1. обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,

  2. развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,

  3. воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.



Наглядность:


портрет А. С. Пушкина, репродукция картины Шишкина «На севере диком», иллюстрации пейзажа, схемы – опоры.



Эпиграф:


Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.

М. Горький.









Ход урока:

Слово учителя


«Поэзия повсюду… Только нужно всмотреться, увидеть ее», - говорил К. Паустовский. И он, наверное, прав. Только далеко не каждый наделен таким даром: увидеть необычное в обычном и не каждый, увидев это, может подарить радость и красоту от общения с прекрасным окружающим. Но поэт в России больше, чем поэт. И в этом мы все больше убеждаемся, изучая литературу.

Мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и сегодня на уроке мы попытаемся увидеть и услышать поэтическую картину зимы, созданную в стихотворении поэта.

(Запись темы и эпиграфа)

Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Эпиграф:

Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.

М. Горький.

Вы уже знакомы со многими произведениями Пушкина. Он оставил нам богатое наследие.

ЖАНРЫ



СКАЗКА ПОЭМЫ ПОВЕСТИ СТИХИТВОРЕНИЯ


В каждом из этих жанров Пушкин чувства

добрые лирой пробуждал.

А это значит учил видеть необычное в обычном, учил добру, справедливости и красоте. Мы изучаем лирику. Давайте вспомним известные вам стихотворения Пушкина.

Зимнее Зимняя Зимний

утро! дорога! вечер!


картины природы

Пейзаж (франц.) – изображение природы.

- Только ли поэт, писатель может изобразить пейзаж, зимнее утро?

- Скажите, пожалуйста, можно ли прочитав стихотворение, понять настроение автора?




Настроение – внутреннее состояние человека, которое не является постоянным и неизбежным.


В чем выражается настроение?



как человек говорит

(каким тоном, какие слова использует)

как относится к другим

как поступает

как воспринимает окружающий мир


веселое настроение отличное


хорошее печальное грустное плохое


- Скажите, а когда у поэта рождается стихотворение? В какой момент он берется за перо, ручку?

(когда ему очень хочется поделиться тем, что у него на душе)

И оттого, какими чувствами переполнена душа зависит и настроение, которым проникнуто стихотворение.


радостными грустными

Стихотворение, о котором пойдет речь на уроке, написано в ссылке в 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни.

Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт в то время?

Давайте прочитаем стихотворение «Зимний вечер» и попытаемся соотнести картины, изображенные поэтом с его внутренним миром.

Тема стихотворения -___________________(совпадает с названием).

Посмотрим, как построено стихотворение?

(Композиция)


Работа со схемой – опорой.



Буря! Ветхая лачужка Спой мне песню Сердцу станет веселей!








ц з ц з ц з ц з

тьма свист темнота щуршание голубой

мрак ветра жужжание белый

мгла завывание мирное

бури


(Р)

страх печаль доброта вера!

сердечность надежда!

Аллитерация - ____________________

(повторение однородн. соглас.)



кольцевая композиция

Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач)

Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)?

Как меняется интонация стихотворения?


Читаем стихотворение.

Обращаемся к эпиграфу.


Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения.

Обращаемся к эпиграфу!

Вывод:

Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.


Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
20.06.2012 14:15
Уважаемая Ирина!

Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. также прошу Вас исправить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте конспекта урока.

В конспекте отсутствует этап рефлексии, слабо прослеживается деятельность учащихся. Было бы уместнее разместить материал урока, переработанный в соответствии с критериями новых ФГОС.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос