В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературы - 10 класс. Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»

Ирина Чернозуб Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:3    просмотров: 1651    комментариев: 1
Краткое описание
Расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию.

Описание
Урок литературы в 10 классе Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»
 (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)

Подготовила: Чернозуб И. В.

Цели и задачи:
расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию
Оборудование: музыкальное оформление «Авэ Мария».

Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры, выставка книг писателя.
Эпиграф:

Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.
В. Распутин.
Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.
 В. Чалмаев.

I.Вступительное слово учителя

«Мы не хирурги, мы боль», — говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен. Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке. Это Валентин Распутин.  Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами. Тема урока (запись темы, эпиграфы). Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.


II.Беседа с классом
— Скажите, когда писатель берется за перо? — Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.

Обращаюсь к выставке книг.

Определение жанра произведения. Повесть — … Ретроспектива -… Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение. — О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности) — Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).
Назовите признаки современной жизни безработица учебники истории телепередачи И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»

Читаю:
Как страшно в этом мире жить,
Где все давно решают деньги
Где можно все продать, купить
А совести где нет и тени.
Вдруг стало как – то все не так
И друг не друг, и враг не враг
Нельзя по совести решить
Что делать и как дальше жить
Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»
 Анализ произведения — С чего начинается повествование? — Почему так волнуется Тамара Ивановна? (нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно) Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца. — Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали. — Как ведут себя родители?

Бессонная ночь Отец уходит матери спать (о чем думает, что вспоминает)
Утро. — Что будем делать дальше? — Не знаю? Не знаю? — В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу? (недоверие милиции, нет надежды на власть). Зачитываем эпизод. В милиции.  (С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети — «дурное время») Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию. — Встреча родителей Светки. Какие чувства переполняют Т. И.? (, боль больнее боли) Описание Светки (зачитываем). — Кто нашел преступника и привел в милицию? Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно. — На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление) Начинается хождение по мукам. Душа разрывается от боли, а кругом тишина. Как переживают трагедию в семье?
Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому? Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия) Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя) Русский народ отличается долготерпением? Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника. Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день. После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу. — Что будем делать, отец? И снова ответ: — Не знаю. (возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях — они сопротивляются перед опасностью) — Встреча с прокурором (зачитываем). Происходит перелом в характере Т. И. Больше терпеть она не в силах.
Тема «А я не хочу так жить, не умею…»
— Сцена семейного ужина. — Какое решение принимает Т. И.? Почему она не говорит об этом мужу? — Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку) — Почему Т. И не прислушалась к голосу отца? (необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу, беззаконию – иначе это никогда не кончится). Самосуд, наказание. Речь на суде Т. И. — Как оценил поступок Т. И. муж? Встреча матери со Светкой (читаем).
Работаем со схемой. Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое? Смысл названия повести. Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед! С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?
Вывод: (Иван восстанавливает церковь) В чем заключается основная мысль повести? (Что же с нами происходит, предупреждение о нравственной катастрофе). Ты проснешься ль?.. Эпиграф №2.
III.Домашнее задание
Пожаловаться 17 июня 2012
Файлы
Урок литературы 6.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 10 классе

Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»


(по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)





Подготовила : Чернозуб И. В.


Цели и задачи:


расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию


Оборудование : музыкальное оформление «Авэ Мария».



Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры,

выставка книг писателя.


Эпиграф:


  1. Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.

В. Распутин.

  1. Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.

В. Чалмаев.







  1. Вступительное слово учителя


«Мы не хирурги, мы боль», - говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен.

Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке.

Это Валентин Распутин.

Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами.

Тема урока (запись темы, эпиграфы).

Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.



  1. Беседа с классом



- Скажите, когда писатель берется за перо?

- Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.



Обращаюсь к выставке книг.




















Определение жанра произведения.

Повесть - …

Ретроспектива -…

Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение.

- О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности)

- Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).


Назовите признаки современной жизни



рынок беззаконие наркомания бомжи

безработица учебники истории телепередачи

И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»


Читаю:

Как страшно в этом мире жить,

Где все давно решают деньги

Где можно все продать, купить

А совести где нет и тени.

Вдруг стало как – то все не так

И друг не друг, и враг не враг

Нельзя по совести решить

Что делать и как дальше жить


Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»

Анализ произведения

- С чего начинается повествование?

- Почему так волнуется Тамара Ивановна?

(нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно)

Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца.

- Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали.

- Как ведут себя родители?



Бессонная ночь Отец уходит

матери спать

(о чем думает, что вспоминает)


Утро.

- Что будем делать дальше?

- Не знаю? Не знаю?

- В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу?

(недоверие милиции, нет надежды на власть).

Зачитываем эпизод. В милиции.

(С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети - «дурное время»)

Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию.

- Встреча родителей Светки.

Какие чувства переполняют Т. И.? (,боль больнее боли)

Описание Светки (зачитываем) .

- Кто нашел преступника и привел в милицию?

Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно.

- На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление)

Начинается хождение по мукам.

Душа разрывается от боли, а кругом тишина.

Как переживают трагедию в семье?

Т. И. --------------- Анатолий -------- Иван -------- Светка

(мать) (отец) (сын)


замкнулась

Страшно переживает, молчит много в себе

всю боль берет на себя размышляет о жизни


Как жить дальше?


Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому?

Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия)

Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя)

Русский народ отличается долготерпением?

Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника.

Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день.

После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу.

- Что будем делать, отец?

И снова ответ:

- Не знаю.

(возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях - они сопротивляются перед опасностью)

- Встреча с прокурором (зачитываем) .

Происходит перелом в характере Т. И.

Больше терпеть она не в силах.

Тема «А я не хочу так жить, не умею…»

- Сцена семейного ужина.

- Какое решение принимает Т. И.?

Почему она не говорит об этом мужу?

- Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку)

- Почему Т. И не прислушалась к голосу отца?

(необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу,

беззаконию – иначе это никогда не кончится) .

Самосуд, наказание.

Речь на суде Т. И.

- Как оценил поступок Т. И. муж?

Встреча матери со Светкой (читаем) .


Работаем со схемой.


Егоровна Иван Савельевич


«Я бы так не «А как мы в войну»

смогла…а она

героиня» «Надо быть

сильной, сильнее себя…»

Анатолий


«Это я должен Светка Иван

был сделать»

«Как же мне «Необходимо

жить мама?» создавать из

себя крепкий

орешек»

Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое?

Смысл названия повести.


Тамара Ивановна


Иван Савельевич, отец Дочь Ивана, мать Ивана сын Иван



Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед!

С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?


Вывод: (Иван восстанавливает церковь)

В чем заключается основная мысль повести?

(Что же с нами происходит, предупреждение о

нравственной катастрофе) .

Ты проснешься ль ?... Эпиграф №2.


  1. Домашнее задание






ChernozubI_Literatura.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    19 июня 201216:01
    Сергей Колодин

    Уважаемая Ирина!

    Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Пожалуйста, исключите шапку с указанием на школу. Также прошу Вас проверить текст конспекта занятия на наличие орфографических, грамматических ошибок, а также ошибок форматирования текста (ненужные пробелы между словами и пунктуационными знаками). В конспекте урока пропущен этап рефлексии, результаты проделанной работы необходимо закрепить.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru