В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок литературы - 10 класс. Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»

Урок литературы - 10 класс. Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:3просмотров: 3106 комментариев: 1
Краткое описание
Расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию.
Описание
Урок литературы в 10 классе Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»
 (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)

Подготовила: Чернозуб И. В.

Цели и задачи:
расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию
Оборудование: музыкальное оформление «Авэ Мария».

Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры, выставка книг писателя.
Эпиграф:

Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.
В. Распутин.
Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.
 В. Чалмаев.

I.Вступительное слово учителя

«Мы не хирурги, мы боль», — говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен. Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке. Это Валентин Распутин.  Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами. Тема урока (запись темы, эпиграфы). Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.


II.Беседа с классом
— Скажите, когда писатель берется за перо? — Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.

Обращаюсь к выставке книг.

Определение жанра произведения. Повесть — … Ретроспектива -… Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение. — О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности) — Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).
Назовите признаки современной жизни безработица учебники истории телепередачи И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»

Читаю:
Как страшно в этом мире жить,
Где все давно решают деньги
Где можно все продать, купить
А совести где нет и тени.
Вдруг стало как – то все не так
И друг не друг, и враг не враг
Нельзя по совести решить
Что делать и как дальше жить
Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»
 Анализ произведения — С чего начинается повествование? — Почему так волнуется Тамара Ивановна? (нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно) Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца. — Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали. — Как ведут себя родители?

Бессонная ночь Отец уходит матери спать (о чем думает, что вспоминает)
Утро. — Что будем делать дальше? — Не знаю? Не знаю? — В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу? (недоверие милиции, нет надежды на власть). Зачитываем эпизод. В милиции.  (С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети — «дурное время») Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию. — Встреча родителей Светки. Какие чувства переполняют Т. И.? (, боль больнее боли) Описание Светки (зачитываем). — Кто нашел преступника и привел в милицию? Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно. — На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление) Начинается хождение по мукам. Душа разрывается от боли, а кругом тишина. Как переживают трагедию в семье?
Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому? Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия) Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя) Русский народ отличается долготерпением? Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника. Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день. После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу. — Что будем делать, отец? И снова ответ: — Не знаю. (возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях — они сопротивляются перед опасностью) — Встреча с прокурором (зачитываем). Происходит перелом в характере Т. И. Больше терпеть она не в силах.
Тема «А я не хочу так жить, не умею…»
— Сцена семейного ужина. — Какое решение принимает Т. И.? Почему она не говорит об этом мужу? — Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку) — Почему Т. И не прислушалась к голосу отца? (необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу, беззаконию – иначе это никогда не кончится). Самосуд, наказание. Речь на суде Т. И. — Как оценил поступок Т. И. муж? Встреча матери со Светкой (читаем).
Работаем со схемой. Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое? Смысл названия повести. Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед! С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?
Вывод: (Иван восстанавливает церковь) В чем заключается основная мысль повести? (Что же с нами происходит, предупреждение о нравственной катастрофе). Ты проснешься ль?.. Эпиграф №2.
III.Домашнее задание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 6.doc Скачать


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 10 классе

Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»


(по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)





Подготовила : Чернозуб И. В.


Цели и задачи:


расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию


Оборудование : музыкальное оформление «Авэ Мария».



Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры,

выставка книг писателя.


Эпиграф:


  1. Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.

В. Распутин.

  1. Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.

В. Чалмаев.







  1. Вступительное слово учителя


«Мы не хирурги, мы боль», - говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен.

Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке.

Это Валентин Распутин.

Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами.

Тема урока (запись темы, эпиграфы).

Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.



  1. Беседа с классом



- Скажите, когда писатель берется за перо?

- Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.



Обращаюсь к выставке книг.




















Определение жанра произведения.

Повесть - …

Ретроспектива -…

Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение.

- О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности)

- Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).


Назовите признаки современной жизни



рынок беззаконие наркомания бомжи

безработица учебники истории телепередачи

И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»


Читаю:

Как страшно в этом мире жить,

Где все давно решают деньги

Где можно все продать, купить

А совести где нет и тени.

Вдруг стало как – то все не так

И друг не друг, и враг не враг

Нельзя по совести решить

Что делать и как дальше жить


Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»

Анализ произведения

- С чего начинается повествование?

- Почему так волнуется Тамара Ивановна?

(нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно)

Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца.

- Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали.

- Как ведут себя родители?



Бессонная ночь Отец уходит

матери спать

(о чем думает, что вспоминает)


Утро.

- Что будем делать дальше?

- Не знаю? Не знаю?

- В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу?

(недоверие милиции, нет надежды на власть).

Зачитываем эпизод. В милиции.

(С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети - «дурное время»)

Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию.

- Встреча родителей Светки.

Какие чувства переполняют Т. И.? (,боль больнее боли)

Описание Светки (зачитываем) .

- Кто нашел преступника и привел в милицию?

Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно.

- На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление)

Начинается хождение по мукам.

Душа разрывается от боли, а кругом тишина.

Как переживают трагедию в семье?

Т. И. --------------- Анатолий -------- Иван -------- Светка

(мать) (отец) (сын)


замкнулась

Страшно переживает, молчит много в себе

всю боль берет на себя размышляет о жизни


Как жить дальше?


Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому?

Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия)

Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя)

Русский народ отличается долготерпением?

Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника.

Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день.

После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу.

- Что будем делать, отец?

И снова ответ:

- Не знаю.

(возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях - они сопротивляются перед опасностью)

- Встреча с прокурором (зачитываем) .

Происходит перелом в характере Т. И.

Больше терпеть она не в силах.

Тема «А я не хочу так жить, не умею…»

- Сцена семейного ужина.

- Какое решение принимает Т. И.?

Почему она не говорит об этом мужу?

- Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку)

- Почему Т. И не прислушалась к голосу отца?

(необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу,

беззаконию – иначе это никогда не кончится) .

Самосуд, наказание.

Речь на суде Т. И.

- Как оценил поступок Т. И. муж?

Встреча матери со Светкой (читаем) .


Работаем со схемой.


Егоровна Иван Савельевич


«Я бы так не «А как мы в войну»

смогла…а она

героиня» «Надо быть

сильной, сильнее себя…»

Анатолий


«Это я должен Светка Иван

был сделать»

«Как же мне «Необходимо

жить мама?» создавать из

себя крепкий

орешек»

Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое?

Смысл названия повести.


Тамара Ивановна


Иван Савельевич, отец Дочь Ивана, мать Ивана сын Иван



Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед!

С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?


Вывод: (Иван восстанавливает церковь)

В чем заключается основная мысль повести?

(Что же с нами происходит, предупреждение о

нравственной катастрофе) .

Ты проснешься ль ?... Эпиграф №2.


  1. Домашнее задание






ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
19.06.2012 16:01
Уважаемая Ирина!

Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Пожалуйста, исключите шапку с указанием на школу. Также прошу Вас проверить текст конспекта занятия на наличие орфографических, грамматических ошибок, а также ошибок форматирования текста (ненужные пробелы между словами и пунктуационными знаками). В конспекте урока пропущен этап рефлексии, результаты проделанной работы необходимо закрепить.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос