В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Песочная терапия в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда учреждения интернатного типа

Татьяна Пак Татьяна Пак
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 3622
Краткое описание
Использование песочной терапии в работе логопеда.

Описание
КГОКУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.
Учитель-логопед
ПАК Т.Н.
8(42344)55238
С. Покровка, 2012г.

Сведения об авторе.

Пак Татьяна Николаевна-10 июля 1968г.р. Джамбульская область, Казахстан.
В 1990году закончила Ленинградский ордена Трудового красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности логопедия с дополнительной специальностью педагогика и методика начального обучения. Присвоена квалификация- учитель-логопед, учитель начальных классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопед дошкольных учреждений. Диплом- УВ № 334846 №175.
В период с 1990- 1999гг. работала в республике Узбекистан.
В 1999г. принята на должность логопеда в детский сад №12 «Морячок», г. Владивостока. В 2005г. присвоена высшая квалификационная категория.
В 2008г. принята в КГОКУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка» в должности учитель-логопед, где и работаю в настоящее время.
С 07.12.09г. по 19.12.09г. прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО «Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме «Развитие речемыслительной деятельности детей с речевой патологией».
С 2010г. по 2012г. обучалась по программе Юнгианская песочная терапия Санкт-Петербургского Государственного Университета (факультет психологии).
Темы по самообразованию:
«Методы нейропсихологической диагностики в работе учителя-логопеда»,
«Песочная терапия в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда учреждения интернатного типа».
Пояснительная записка.
Работа учителя-логопеда в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка, имеет свои особенности. Объясняются эти особенности и контингентом воспитанников, и условиями их проживания.
Дети поступают в наш интернат в возрасте от 7 лет и старше, со всех районов Приморского края. Теперь они будут жить и учиться в стенах детского дома до окончания 11 класса. Часто у них непростые показатели в своём биографическом прошлом и в истории болезни. Каждый ребёнок привозит с собой свою трагедию, свою печаль, тяжёлый опыт жизни в семье или без семьи. Какая связь между прошлым, часто негативным, маленького человека и коррекционно-педагогической работой учителя-логопеда? Как это может повлиять на успех или неудачи при достижении поставленной цели- развитие ребёнка как личности в условиях общения со взрослыми и детьми в повседневной жизни, и на занятиях на школьном логопедическом пункте?
Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребёнок, с трудом усваивает навыки продуктивного общения. «Его общение не развито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны- он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение»(В. С. Мухина). Важнейшее средство общения- речь, находится в фокусе внимания логопеда.
Прежде всего, нельзя рассматривать речь в отрыве от личности. Речь- это высшая психическая функция. Именно язык придаёт деятельности человека специфический характер. «Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие» (А. Р. Лурия). Формирование речи тесно связано с развитием мышления, с умением сравнивать и обобщать, выделять признаки и анализироватьрезультаты. Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Но, помимо этого, нужно уметь сделать вывод в письменном или устном виде. И этот вывод надо презентовать обществу, окружению, социуму. А это ещё одна функция речи- социальная.
От того как и что будет сказано, зависят дальнейшие отношения между вступившими в контакт. Любой неспециалист, поговорив с незнакомцем 5 минут, может, по крайней мере, определить, представляет ли он для него опасность или нет. Помните, притчу о мудреце: «Скажи же что-нибудь и я скажу – кто ты». «Свои языковые и мыслительные навыки ребёнок приобретает лишь в общении с другими людьми. Только это общение и делает его человеком, т.е. существом говорящим и думающим» (К. И. Чуковский).
С момента рождения между матерью и грудным младенцем устанавливается психофизиологическое единство. Ребёнок «заражается» эмоцией матери. И любовь к нему даёт младенцу чувство защиты, безопасности и стимулирует к общению. Потребность в эмоциональном общении, поддержанию контакта не является врождённой- она воспитывается в раннем детском возрасте. Именно поэтому материнские эмоции так нужны малышу с самых первых дней его жизни.
Если малыш был этого лишён, то он пытаться адаптироваться к этой жизни, используя различные механизмы. Мониторинг развития речи детей 1-7 класса показывает, что дети прибывающие в 1 класс, вступают в контакт без телесной зажатости, напряжения. Они свободно рассказывают о себе, о родителях.
Чем старше становятся дети, тем большее количество из них начинает говорить очень быстро, сжав зубы, невнятно, часто в агрессивно-повышенном тоне. Возможно, это глобальная неудовлетворённость потребности в общении и принятии, накладывается на особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст является таким периодом в жизни, когда формируется самознание, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Дети 12-16 лет начинают ощущать «несправедливость» к ним судьбы в настоящий момент и опасаются своего будущего. Они становятся в позицию-Я- плохой, вы-хорошие, и агрессивно спрашивают: «А какие бы вы были, если бы у вас был отец-алкоголик, а мать-наркоманка?».У них формируется заниженная самооценка.
В условия такого эмоционального дискомфорта, ситуации «неуспешности», очень тяжело идёт работа по коррекции логоневрозов (заикания). В рассматриваемом в этой работе случае, заикание возникло после травмирующей ситуации в возрасте 7 лет. В ходе занятий у Ромы К. был сформирован навык «речи с рукой» по методу Андрониковой- Арутюнян. Но переноса навыка «за стены» кабинета не происходило. Иными словами, навык в самостоятельной речи, вне занятий с логопедом, не использовался. Помимо того, что на поддержку окружения рассчитывать не приходилось, у самого Ромы была склонность к аффективным реакциям, отсутствовал самоконтроль своей речи.
Анализ результатов работы показал необходимость изыскания новых приёмов и методов в формировании речемыслительных навыков, в обучении умению свободно излагать свои мысли, в коррекционной работе с учащимися, страдающими заиканием. С одним из таких методов я познакомилась благодаря сотрудничеству с детским фондом «Виктория», АНО СМС «Венец». Сначала это была литература по песочной терапии, а потом и курсы во Владивостоке, организованные факультетом психологии Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета.
История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд(Lowenfeld, 1935;1979) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми.
Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техникапостроения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию лично у Ловенфельд в Лондоне. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.

Основным атрибутом является поднос размером 50х70х7см, выкрашенный голубой краской изнутри и заполненный песком. Рядом на полках располагается большое количество миниатюрных предметов, которые используются при создании песочной композиции.
Чем удобно использовать песочницу в работе? Часто дети не могут выразить, сказать словами, что их тревожит. Они не понимают своих эмоций, не обладают языковыми средствами для их выражения. Они стесняются рисовать, петь. Невозможность выразить свои чувства- алексетимия- может провоцировать возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергий. Долго сдерживаемые негативные эмоции выливаются в конфликты, которые конструктивно не решаются.
Песочница имеет четыре измерения- ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-то особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени- здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет принять ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших родителей и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше.
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Ведь способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Работа с песком выступает как средство компенсации незащищённости или недостаточной тактильной коммуникации.
Проект
«Мой мир песочного листа»
Итак, на Медико-психолого-педагогическом консилиуме было принято решение о проведении курса занятий по песочной терапии с тремя учениками 5-7 классов в рамках проекта личностного развития. Один из них, Рома К.- с заключением логоневроз, а двое других детей– Ваня А. и Настя Д., из так называемой «группы риска», нуждались в психолого-педагогическом сопровождении. У всех троих в детстве были серьёзные травмирующие ситуации, отмечалась неуверенность в положительной оценке своего будущего, поведение характеризовалось вербальной агрессией.
Актуальность проекта:

1.Необходимо выделить территорию, на которой дети могут побыть наедине с самим собой.
2. Строя песочные миры, каждый из участников находит ответы на свои вопросы, решает проблемы, говорить о которых не хочет или не может.
3. В работе с песком происходит развитие сенсомоторной, координатной чувствительности.

Цель:

Создание условий для возможности остаться наедине с самим собой и смоделировать проблемную ситуацию в игре с песком.
Задачи:
1. Приобрести песочницу размером 50х70х7см.
2. Изготовить миниатюры (фигурки) для работы в песочнице из:
-природного материала,
-солёного теста,
-керамопласта.
3. Собрать коллекцию миниатюр.
4. Закончить обучение на 2-х годичных курсах по песочной терапии во Владивостоке.
Факторы успеха:
1. Методическая помощь специалистов проекта «Страна детей» детского фонда «Виктория».
2. Изучение специальной литературы.
3. Обучение на курсах Юнгианской песочной терапии
4. Заинтересованность детей в занятиях.
5. Помощь педагогов школы-интернат в создании коллекции миниатюр.
Препятствия.
1. Сложно определить кому из воспитанников требуется такой вид психолого-педагогического сопровождения в первую очередь.
2. Достаточно трудно создать безопасное пространство во время сессии- занятия по песочной терапии, т.к. всегда были желающие попасть на занятие «вне очереди».
Ресурсы:

а) материальные-
специальная литература,
коллекция миниатюр,
маленькая песочница, стандартная песочница,
пластилин, керамопласт, солёное тесто.
б) человеческие-
Лосева Т. П. -арт- терапевт, г. Владивосток;
Первова Е. В. – педагог- психолог, школы-интернат с. Покровка;

ученики 6-7-9кл.- участники проекта, воспитанники школы-интернат

План:

Что делаем?

Кто делает?

Сроки

Песочницу.

Ученики 6-9кл.-участники проекта, под руководством учителя труда.

Декабрь 2010г.

Миниатюры.

Ученики 6-9кл.-участники проекта.

Декабрь-май 2011г.

Обучение на курсах по песочной терапии.

ПАК Т.Н.

Февраль 2011,

Июль 2011,

Февраль 2012,

Июль 2012г.


Результативность проекта
2010-2011уч.г.

1. Проведены занятия в 2011г-
с уч-ся 8кл.:
Глухоедова А., Титенков А.
с учениками 7кл.:
Погалов Е., Дудник Н., Козуб П., Гонтарь В.
с учениками 6кл.:
Жданов С., Манастырёв С., Сусталов К.
2. Примерно на 6-7 занятии участники проекта начинают видеть решение некоторых сложных ситуаций, проигрывают их на песке, пересматривают своё отношение к негативному опыту из прошедшей жизни.
3. Дети проявляют искреннюю заинтересованность на занятиях.
4. Самостоятельно лепят миниатюры для работы из пластилина и солёного теста.
5. Результаты занятий с песком используются на МППк для разработки индивидуальной программы по коррекции социальной дезадаптации сроком на 3 месяца.
Второй год работы
2011-2012 уч.г

1.Трое из участников проекта в 2010-2011 году, изъявили желание пройти повторный курс занятий.
2. Воспитанники, прошедшие курс занятий в прошлом году, самостоятельно приглашают своих друзей на занятия.
3. Дети, обращающиеся с запросом на прохождение курса терапии, учатся формулировать ожидаемый результат от занятий.

4. Участники проекта начинают примиряться с негативным опытом прошлой жизни, у них выстраивается более оптимистическое отношение к будущему.

Ребята охотно посещали занятия. Они стали организовывать своё время – следили за днями недели, приходили в назначенное время, заботились о том, чтобы к этому моменту их бытовые дела были улажены и не отрывали от занятия. Хочу отметить заинтересованность в занятиях со стороны воспитателей. При установлении обратной связи, выяснялось, что сессии (занятия песочной терапией) помогали детям расслабиться, найти конструктивные способы решения конфликтов.
В коррекции логоневроза наметилась положительная динамика- на сессиях Рома рассказывал о построенной на песке стране без запинок в речи, свободно фантазировал. Ваня и Настя на сессиях пытались понять причину возникновения частых конфликтов с учителями, проговаривали различные варианты конструктивного их разрешения.
Совершенно неожиданными стали просьбы приходить на занятия ребят из 9-11 классов. Количество желающих пришлось ограничить условием: «Нужно пройти не меньше 10 сессий, один раз в неделю». В 2010-2011 учебном году таких участников было 15, в 2011-2012 г.-10 (у меня уменьшилось количество учебных часов), из них- трое проходили курс повторно по собственному желанию.Работа с детьми ещё далеко не закончена и нуждается в серьёзном осмыслении её результатов. Но уже сейчас мне кажется правомерным говорить о целесообразности использования песочной терапии в коррекции заикания вместе с другими методами.
Литература:
1. А.Р. Лурия «Язык и сознание». Ростов-на-Дону, 1998г.
2. Л.С. Выготский «Психология». М. 2000г.
3. В.С. Мухина «Возрастная психология». М. 2003г.
4. Е.Ф. Соботович «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции». М. 2003г.
5. М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин «Плохой хороший ребёнок». Спб. 2003г.
6. «Коррекционно-воспитательная работа в формировании личности детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Вл-к.2008г.
7. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в семье». Вл-к. 2009г.
8. Под редакцией Е. Г. Трошихиной «Тренинг развития жизненных целей». Спб. 2007г.
9. С. Рыбакова «Арт-терапия для детей с задержкой психического развития». Спб. 2007г.
10.К.И. Чуковский «От двух до пяти». М. 1990г.
11. Г. Эль «Человек, играющий в песок» Спб.2010г.
12. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке». Спб. 2010г
13. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб. 2001г.
14. «Педагогическое проектирование в условиях интернатного учреждения» М. 2011г.
Пожаловаться 16 мая 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru