В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Учимся писать и мыслить у Пушкина" для 8-11 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Учимся писать и мыслить у Пушкина" для 8-11 классов

Светлана Кожевникова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 6404
Краткое описание
•    соприкоснуться с творчеством А.С. Пушкина – символом нашей культуры;
•    вызвать чувство национальной гордости за великого русского поэта 19 века и осознать роль России в мировом историко – литературном процессе..
Описание
В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Средний и старший возраст – период самоутверждения, проверки своих возможностей, активного самопознания. Школьники стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую они просто не умеют или не знают, как это сделать, как организовать свое свободное время с целью развития в себе таких способностей, как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные. В связи с этим возникла необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, направленные на развитие этих способностей.
Разработка данного мероприятия представляет собой внеурочное занятие, которое может проводиться в рамках декады гуманитарных наук и предполагает развитие логического мышления школьника, способности обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует активизации игровой деятельности и поддержанию устойчивого интереса учащихся.
Школьникам заранее предлагается ознакомиться с материалом на данную тему и выполнить домашнее задание.
Муниципальное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»
----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Учимся писать и мыслить у Пушкина»
(интеллектуальная игра «Своя игра»)
Внеклассное мероприятие по литературе и русскому языку
Номинация:«История в событиях и лицах»
Разработчики:Кожевникова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ БСОШ № 14, Iкв. кат.;
Васёва Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ БСОШ № 14, Iкв. кат.
Свердловская область
Белоярский район
Пос. Гагарский
2012 год
Конспект занятия
Интеллектуальная игра
«Учимся писать и мыслить у А.С. Пушкина»
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое может проводиться в рамках декады гуманитарных наук. Школьникам заранее предлагается ознакомиться с материалом на данную тему и выполнить домашнее задание.
Учебный предмет: русский язык, литература.
Участники игры: учащиеся 8-11 классов
Область:русский язык, литература, истории, МХК, обществознание.
Форма учебной работы: интеллектуальная игра «Своя игра».
Приобретаемые навыки. В ходе подготовки ребята приобретают навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации. В ходе игры – навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность учащихся, повышается эрудиция игроков.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, презентация, раздаточный материал.
Этапы работы над мероприятием.
1. Организационная работа (работа педагога, определение темы, постановка задач, разработка сценария)
2. Подготовительная работа: объявление темы, подготовка информации на стенд, репетиция творческого блока, задание по группам:
ü 8 класс – подготовить выступление и презентацию на тему «Роковая дуэль»,
ü 9 класс – подбор стихотворений на тему «Пушкин глазами современников»,
ü 10 класс – представление фильма «Последняя дуэль».
ü Классы с 5-11 выполняют подборку стихов на тему «Пушкин глазами современников» и оформляют результат работы в виде страничек книги.
3. Выбор формы интеллектуальной игры (разнообразные формы интеллектуальных игр: морской бой, своя игра, ролевая игра, суд, викторина…)
4. Рефлексия:
ü Мониторинг,
ü Подведение итогов,
ü Продукт деятельности – страницы альманаха.
Цель игры:

  • соприкоснуться с творчеством А.С. Пушкина – символом нашей культуры;
  • вызвать чувство национальной гордости за великого русского поэта 19 века и осознать роль России в мировом историко – литературном процессе..
Задачи игры:

·
Обобщить знания о биографии поэта и его творчестве, понять истоки его творчества;
·
Повторить и закрепить знания по правилам русского языка на материале из произведений А.С. Пушкина;
·
Формировать учебные и культурные навыки работы с информацией;
  • Развивать творческие способности, коммуникативные навыки при работе в группе,
  • Воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к ее наследию.

Ход игры .
1.Вступление (презентация).
Ведущие:
-Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашем празднике.
-Тема нашего заседания в очередной раз посвящена А.С. Пушкина.
-Мы уже не раз говорили о значении Пушкина в становлении русского литературного языка:
-Почему же такое пристальное внимание к творчеству одного поэта?
-Да потому, что Пушкин настолько многогранен, велик…, что изучению его творчества можно посвятить всю жизнь и в конце сказать, что я так и не познал этого гения до конца.
Он – это чудное мгновенье,
Запечатлённое в веках.
Он – воплощенье вдохновенья,
И перед ним бессилен прах.
Пускай он стар для современья,
Но современье для него
Ничтожно: ведь его мгновенье
Прекрасней века моего! – писал И. Северянин.
…Пускай он стар для современья….
Пушкин до сих пор современен и интересен людям всех времен и возрастов? – на этот вопрос каждый для себя должен найти ответ и решить: «Современен ли Пушкин?»
2. Творческий отчет о проделанной работе.
В рамках декады гуманитарных наук вам было дано домашнее задание, одно из которых – создание страничек в нашу книгу на тему «Образ Пушкина глазами современников» -стихотворения о Пушкине.
Вы поработали отлично и подготовили материал для создания собственного альманаха.
Группа 1: 8 февраля….Черная речка…Роковая дуэль…Дантес….Пушкин…Вспомним, как это было…
Группа 2: Столько лет прошло, но Пушкин, его поэзия, история его жизни по – прежнему волнуют читателей. Многие поэты посвящают ему свои стихи и признают его поэтом № 1 («Черная речка» Н. Рубцова, «Пушкину» С. Есенина, «Пушкин» И. Северянина)
Группа 3:Начало 20 века…Цветаева, Ахматова, Блок, Гумилев, Северянин пишут стихи о Пушкине.
-Прошло 100 лет. Начало 21 века…И опять в центре внимания Пушкин…история его дуэли. (рассказ о фильме «Пушкин. Последняя дуэль»)
3. Интеллектуальная игра.
«Учимся писать и мыслить у Пушкина» — такова тема интеллектуальной игры, в ходе которой мы предлагаем вам проверить свои знания по теории практике современного русского литературного языка на примерах, взятых из произведений А.С. Пушкина.
Сегодня игра будет проходить в форме интеллектуальной дуэли двух команд. Напоминаем вам правила игры: вы выбираете цену вопроса и номер задания. Вы зарабатываете балы только при условии полного правильного ответа. Игра заканчивается по звуковому сигналу через 40 минут. Побеждает та команда, которая заработает больше всего марок – балов.
За ходом игры будет наблюдать и оценивать ход дуэли наше уважаемое жюри.
А мы, ведущие, секунданты. Каждый правильный ответ – точный выстрел.
Проведение игры.
4. Рефлексия.
Игра завершена. Осталось подвести итоги.
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги игры, мы просим участников команд выбрать самого активного игрока в команде (подведение итогов сопровождается музыкальным исполнением песен о А.А. Пушкине)
Всех остальных мы просим подумать над вопросом, который мы задали в начале нашей игры: «Современен ли Пушкин?»
Вам предложены черный и белый квадрат (черный – нет, белый – да) – голосование.
Слово жюри.
Слово командам
Слово счетной комиссии.
Список используемых информационных ресурсов
Беляева Н.В. Олимпиада по литературе. Искусство побеждать/Авт.- сост. Н.В. Беляева.- М.: Вербум, 2006
Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя/ О.Н.Зайцева.- М.: Вербум, 2005
Лебедев н.м. турниры знатоков русского языка: дидактические материалы/Авт.-сост. Н.М. Лебедев.- М.: Вербум, 2006
Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон/авт.- сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая.-Волгоград: Учитель,2009
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2/А.М. Камчатнов.-М.: Просвещение,2009
Тандит И. В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: Педагогическая литература,2008
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины XIXвека.- М.: Материк – Альфа, 2006

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект занятия.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Конспект занятия

Интеллектуальная игра

«Учимся писать и мыслить у А.С. Пушкина»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое может проводиться в рамках декады гуманитарных наук. Школьникам заранее предлагается ознакомиться с материалом на данную тему и выполнить домашнее задание.

Учебный предмет: русский язык, литература.

Участники игры: учащиеся 8-11 классов

Область: русский язык, литература, истории, МХК, обществознание.

Форма учебной работы: интеллектуальная игра «Своя игра».

Приобретаемые навыки. В ходе подготовки ребята приобретают навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации. В ходе игры – навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность учащихся, повышается эрудиция игроков.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, презентация, раздаточный материал.

Этапы работы над мероприятием.

  1. Организационная работа (работа педагога, определение темы, постановка задач, разработка сценария)

  2. Подготовительная работа: объявление темы, подготовка информации на стенд, репетиция творческого блока, задание по группам:

  • 8 класс – подготовить выступление и презентацию на тему «Роковая дуэль»,

  • 9 класс – подбор стихотворений на тему «Пушкин глазами современников»,

  • 10 класс – представление фильма «Последняя дуэль».

  • Классы с 5-11 выполняют подборку стихов на тему «Пушкин глазами современников» и оформляют результат работы в виде страничек книги.

  1. Выбор формы интеллектуальной игры (разнообразные формы интеллектуальных игр: морской бой, своя игра, ролевая игра, суд, викторина…)

  2. Рефлексия:

  • Мониторинг,

  • Подведение итогов,

  • Продукт деятельности – страницы альманаха.

Цель игры:

  • соприкоснуться с творчеством А.С. Пушкина – символом нашей культуры;

  • вызвать чувство национальной гордости за великого русского поэта 19 века и осознать роль России в мировом историко – литературном процессе..

Задачи игры:

  • Обобщить знания о биографии поэта и его творчестве, понять истоки его творчества;

  • Повторить и закрепить знания по правилам русского языка на материале из произведений А.С. Пушкина;

  • Формировать учебные и культурные навыки работы с информацией;

  • Развивать творческие способности, коммуникативные навыки при работе в группе,

  • Воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к ее наследию.



Ход игры .



1.Вступление (презентация).

Ведущие:

-Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашем празднике.

-Тема нашего заседания в очередной раз посвящена А.С. Пушкина.

-Мы уже не раз говорили о значении Пушкина в становлении русского литературного языка:

-Почему же такое пристальное внимание к творчеству одного поэта?

-Да потому, что Пушкин настолько многогранен, велик…, что изучению его творчества можно посвятить всю жизнь и в конце сказать, что я так и не познал этого гения до конца.

Он – это чудное мгновенье,

Запечатлённое в веках.

Он – воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах.

Пускай он стар для современья,

Но современье для него

Ничтожно: ведь его мгновенье

Прекрасней века моего! – писал И. Северянин.

Пускай он стар для современья….

Пушкин до сих пор современен и интересен людям всех времен и возрастов? – на этот вопрос каждый для себя должен найти ответ и решить: «Современен ли Пушкин?»

2. Творческий отчет о проделанной работе.

В рамках декады гуманитарных наук вам было дано домашнее задание, одно из которых – создание страничек в нашу книгу на тему «Образ Пушкина глазами современников» -стихотворения о Пушкине.

Вы поработали отлично и подготовили материал для создания собственного альманаха.

Группа 1: 8 февраля….Черная речка…Роковая дуэль…Дантес….Пушкин…Вспомним, как это было…

Группа 2: Столько лет прошло, но Пушкин, его поэзия, история его жизни по – прежнему волнуют читателей. Многие поэты посвящают ему свои стихи и признают его поэтом № 1 («Черная речка» Н. Рубцова, «Пушкину» С. Есенина, «Пушкин» И. Северянина)

Группа 3: Начало 20 века…Цветаева, Ахматова, Блок, Гумилев, Северянин пишут стихи о Пушкине.

-Прошло 100 лет. Начало 21 века…И опять в центре внимания Пушкин…история его дуэли. (рассказ о фильме «Пушкин. Последняя дуэль»)

3. Интеллектуальная игра.

«Учимся писать и мыслить у Пушкина» - такова тема интеллектуальной игры, в ходе которой мы предлагаем вам проверить свои знания по теории практике современного русского литературного языка на примерах, взятых из произведений А.С. Пушкина.

Сегодня игра будет проходить в форме интеллектуальной дуэли двух команд. Напоминаем вам правила игры: вы выбираете цену вопроса и номер задания. Вы зарабатываете балы только при условии полного правильного ответа. Игра заканчивается по звуковому сигналу через 40 минут. Побеждает та команда, которая заработает больше всего марок – балов.

За ходом игры будет наблюдать и оценивать ход дуэли наше уважаемое жюри.

А мы, ведущие, секунданты. Каждый правильный ответ – точный выстрел.

Проведение игры.

4. Рефлексия.

Игра завершена. Осталось подвести итоги.

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги игры, мы просим участников команд выбрать самого активного игрока в команде (подведение итогов сопровождается музыкальным исполнением песен о А.А. Пушкине)

Всех остальных мы просим подумать над вопросом, который мы задали в начале нашей игры: «Современен ли Пушкин?»

Вам предложены черный и белый квадрат (черный – нет, белый – да) – голосование.

Слово жюри.

Слово командам

Слово счетной комиссии.





Список используемых ресурсов.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Список используемых информационных ресурсов

Беляева Н.В. Олимпиада по литературе. Искусство побеждать/Авт.- сост. Н.В. Беляева.- М.:Вербум, 2006

Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя/ О.Н.Зайцева.- М.:Вербум, 2005

Лебедев н.м. турниры знатоков русского языка: дидактические материалы/Авт.-сост. Н.М. Лебедев.- М.:Вербум, 2006

Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон/авт.- сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая.-Волгоград: Учитель,2009

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2/А.М. Камчатнов.-М.:Просвещение,2009

Тандит И. В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: Педагогическая литература,2008

Фогельсон И.А. Русская литература первой половины XIX века.- М.: Материк – Альфа, 2006



вопросы игры.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

балл

вопрос

ответ

10

Но дней минувших АНЕКДОТЫ

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

«Евгений Онегин»

Каково было значение слова АНЕКДОТ во времена А.С.Пушкина?


Во времена Пушкина слово АНЕКДОТ означало «краткий рассказа об историческом событии».


10

У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строчки:

Вот неделя, другая проходит…

Все ли названия дней недели имеют славянское происхождение?


Все дни недели, кроме субботы. Слово СУББОТА - из древнееврейского языка, в котором означает «день отдыха». Графической приметой иностранного происхождения слова являются удвоенные согласные –ББ-.


10

Ещё Пушкин писал:

«Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость (?) вялым оборотом.»

О какой части речи идёт речь?


В этих словах Пушкина обращается внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастия в устной речи. Однако у тех современных людей, которые постоянно имеют дело с книжной литературой, в устной речи причастия встречаются, и нередко.


10

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда…

Найдите устаревшую форму слова. Напишите как можно больше слов, образованных при помощи этого суффикса. Определите значение этого суффикса.


В древнерусском языке весьма продуктивным был суффикс –АРЬ- (со значением лица).

Бондарь, пекарь, лекарь, пушкарь, звонарь, токарь, рыбарь, пахарь, грабарь, гвоздарь, главарь, вратарь.


10

Балда – это глупый человек. Но у А.С.Пушкина мы встречаем это слово с большой буквы. Где и почему?


В сказке А.С.Пушкина Балда - имя собственное.


20

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Напишите, сколько изобразительно – выразительных приемов вы нашли в этой строке.

2 (синтаксический параллелизм, ряды антонимов)


20

(Полу)милорд, (полу)купец,

(Полу)мудрец, (полу) невежда,

(Полу)подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

«На Воронцова»

Объясните правописание слов.


По правилу слова с ПОЛУ- пишутся слитно, но Пушкин сознательно пошел на нарушение и написал ПОЛУ- через дефис, чтобы подчеркнуть половинчатость образа.

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

20

Что-то слышится родное

В долгой ПЕСНЕ ямщика…

«Песнь о Вещем Олеге».

Одинаковы ли по значению слова ПЕСНЬ и ПЕСНЯ?


Это разные слова. Песнь – это литературный жанр, эпическое или лироэпическое произведение на историческую или героическую тему.

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения.

20

У А.С. Пушкина встречаются слова: луковка, излучина, лучник, лукавый.

Являются ли однокоренными данные слова? Докажите свою точку зрения.


Слово ЛУКОВКА не однокоренное остальным.

Лук(1)- огородное растение.

Лук(2) –ручное оружие для метания стрел; тот же корень в слове ЛУКА (изгиб, поворот).

Луковка –от ЛУК(1).

Лучник – от ЛУК(2).

Излучина (изгиб реки) – от ЛУКА (2).

От этого же корня в результате переноса значения образовалось прилагательное ЛУКАВЫЙ – изворотливый, хитрый (о человеке).


20

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» начинается с целой вереницы вопросов:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение. Грубость и неисправность?

Какой литературный прием использовал Пушкин?

Вопросы такого типа называются в лингвистике риторическими: они не требуют ответа. С помощью таких вопросов говорящий, во-первых, экспрессивно выражает своё отношение к описываемой ситуации, а во-вторых, пытается найти в слушающем единомышленника, вызвать в нём сочувствие.


30

Вознесся он главою непокорной

Александрийского стол…а.

Вставьте и объясните пропущенную букву.

Александрийского

столпа.


30

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старуха говорит:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой.

Что значит выражение СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА?


СТОЛБОВЫМИ ДВОРЯНАМИ назывались потомственные дворяне из старинных родов, чьё дворянство длится несколько поколений и составляет генеалогическое древо, или столб. В старину были и столбовые бояре. Звание столбовых давало их обладателям значительные привилегии пред вновь пожалованными («личными»).

30




























Вспомните, что А.С. Пушкина в лицее называли «француз» за отличное знание французского языка. Посоревнуемся с Пушкиным: из предложенных фразеологических оборотов найдите французского происхождения: купить кота в мешке, подложить свинью, лезть на рожон, войти в раж, гвоздь программы, чудеса в решете. Ответ запишите.



















Французские:

Купить кота в мешке- значит: приобрести что-либо за глаза, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки.

войти в раж- соответственно значит обезуметь, выйти из-под самоконтроля (РАЖ, ярость, неистовство, исступление, сильное волнение)

гвоздь программы - Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

Исконно – русские:

Подложить свинью - Треугольный боевой порядок "свинья" считался весьма грозным. Возможно, потому-то слова "подложить свинью" (кому-либо) и стали означать: устроить крупную неприятность.

Лезть на рожон - предпринимать что-нибудь заведомо рискованное, обреченное на неудачу. Рожон - устаревшее слово: заостренный кол (рогатина), который употребляли при охоте на медведя.

Чудеса в решете - шутливое обозначение чего-то необычного, удивительного, невероятного. Оборот собственно русский. 1. По одной из версий, является первой частью шутливой пословицы "Чудеса в решете: дыр много, в выскочить некуда".

30

Расставьте и объясните знаки препинания:

Что-то слышится родное

В долгой песне ямщика

То раздолье удалое

То сердечная тоска.

«Зимняя дорога»

Что-то слышится родное

В долгой песне ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска.


30

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. «Осень»

Замените выделенные словосочетания на синонимичные: согласование -на управление, управление -на согласование. Какое словосочетание не имеет синонимичной пары.

Пора уныния

Природное увяданье

Дыханье свежести

Солнечный луч


40

В отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дается описание бала в день именин Татьяны Лариной:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Какое фонетическое средство использовал автор для того, чтобы помочь читателю увидеть картину и услышать «звучание» старинной мазурки?

Аллитерация


40

В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина говорится:

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовёт их в гости…

Дважды употреблённое здесь ГОСТИ – одно и то же слово или нет?


В двустишии из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина употреблены два разных слова ГОСТИ:

Вот на берег вышли гости.- Гости –(кто?) – одушевленное существительное, в И.п., в предложении является подлежащим.

Царь Салтан зовёт их в гости- зовёт (куда?) в гости, наречие места, в предложении выполняет роль обстоятельства; образовано от существительного с предлогом.

Ты куда ? – в гости ( а не «Ты во что? – в гости» или «Ты в кого? – в гости»).

40

Расставьте недостающие знаки препинания, напишите их количество:

В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны-

А мне пора, пора уж отдохнуть

И погасить лампадку.


40

К какому типу лексических единиц относится выделенное слово в строчках А.С. Пушкина:

Я сражен, я очарован, словом, я ОГОНЧАРОВАН.

Окказионализмы – индивидуально – авторские слова, новые слова, употребляющиеся только в определенном произведении.

40

Найдите максимальное количество изобразительно – выразительных средств.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный—
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела...

А нынче, погляди в окно…

«Зимнее утро»


50

А.С. Пушкин так охарактеризовал личность И.А. Крылова:

«Крылов знает главные европейские языки, и, сверх того, он пятидесяти лет выучился древнему греческому. В других землях таковая характеристическая черта известного человека была бы прославлена во всех журналах; но мы в биографии славных писателей наших довольствуемся означением года их рождения и подробностями послужного списка, да сами же потом и жалуемся на неведение иностранцев о всём, что до нас касается. Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врождённое свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое- то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться; Лафонтен и Крылов - представители духа обоих народов».

Найдите в тексте максимальное количество устаревших грамматических форм. Количество напишите.


50

В «Капитанской дочке» Пушкин использует много пословиц и поговорок. Посоревнуемся с Пушкиным. Попробуйте найти русский вариант английских пословиц.

  • Не вози уголь в Ньюкасл.

  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

  • Всего желать – всё потерять.


  • Не вози уголь в Ньюкасл (центр угледобычи в Англии). – Ездить в Тулу со своим самоваром.

  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. – Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

  • Всего желать – всё потерять.- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

50

В черновых вариантах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:

Подумала, что скажут люди,

И подписала : Т.Л.

Что значит Т.Л., это понятно – «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма? Прочтите эти строки, называя букву так, как она звучит в старославянской азбуке.

В черновых строках А.С.Пушкина сокращение т.л. Надо прочитать как «твердо», «люди». Это старые названия букв Т и Л в русской азбуке.


50

«Что за прелесть эти сказки!» – писал А.С. Пушкин. Сейчас слово ПРЕЛЕСТЬ – очарование, обаяние, привлекательность. Постарайтесь определить значение слова ПРЕЛЕСТЬ в старину.

А подсказкой вам будет тот факт, что давным – давно ПРЕ- была приставкой.

Первичное значение слова ПРЕЛЕСТЬ – обман, коварство, совращение. По библейскому преданию, змей-искуситель хитростью прельстил (обманул) Еву.


50

Посоревнуемся с Пушкиным. Он много путешествовал, посетил некоторые из этих городов: Псков, Рязань, Тула, Одесса, Курск. И, конечно же, знал, как называют их жителей. А знаете ли вы?

Псковичи, рязанцы, туляки, одесситы, куряне.






пояснительная записка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

1) Авторы: Кожевникова Светлана Александровна

Васёва Елена Сергеевна;

2) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14», учителя русского языка и литературы;

3) Внеклассное мероприятие по литературе и русскому языку:

«Учимся писать и мыслить у Пушкина»;

4) В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.

Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Средний и старший возраст – период самоутверждения, проверки своих возможностей, активного самопознания. Школьники стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую они просто не умеют или не знают, как это сделать, как организовать свое свободное время с целью развития в себе таких способностей, как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные. В связи с этим возникла необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, направленные на развитие этих способностей.

Разработка данного мероприятия представляет собой внеурочное занятие, которое может проводиться в рамках декады гуманитарных наук и предполагает развитие логического мышления школьника, способности обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует активизации игровой деятельности и поддержанию устойчивого интереса учащихся.

Школьникам заранее предлагается ознакомиться с материалом на данную тему и выполнить домашнее задание.

5) перечень дополнительных материалов:

Игра «Учимся писать и мыслить у А.С. Пушкина»

смерть поэта к презентации.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

4



Выступление 1 группы

1 слайд РОКОВАЯ ДУЭЛЬ

2 слайд

27 января около половины пятого пополудни А.С.Пушкин стрелялся на Чёрной речке с Дантесом, приёмным сыном голландского посланника, масона Луи Борхарда Бевернаарда Геккерена, а около 6 часов смертельно раненого Пушкина его секундант Данзас доставил домой. Старый и верный дядька Пушкина Никита Козлов внёс его на руках по лестнице в дом, на Мойке. К 7 часам вечера в кабинете Пушкина, где он лежал, собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушный: никакой надежды на спасение нет. Около двух дней и ночей продолжались последние мучения Пушкина. Он достойно жил – и умирал с достоинством. Перед смертью проносится вся жизнь. У Пушкина было время подумать: дуэль состоялась 27 января по старому стилю ( 8 февраля – по новому), а умер поэт – 29 января (10 февраля – по новому стилю).

Вспомним, как это было

3 слайд

Французский кавалергард Жорж Шарль Дантес, приёмный сын нидерландского посла в Петербурге барона Луи Геккерна

В глазах светского общества Дантес предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену (Н. Н. Пушкину) ревнивого мужа

Пушкин знал Дантеса как одного из французов-карьеристов, который благодаря поддержке двора, или, точнее сказать, личной симпатии императрицы, попал в гвардию

4 слайд

Они встретились на балу в начале 1835 г. Дантес стал открыто ухаживать за женой Пушкина. Наталья Николаевна принимала его знаки внимания, но и только.

Свет был заинтригован, все столичные сплетники с замиранием сердца наблюдали за развитием скандального «романа».

Ну а сам Пушкин стал предметом насмешек.

5 слайд

4 ноября 1836 года Пушкин и его друзья получили анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»; в «дипломе» содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя.

Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны, свояченице Пушкина.

Пушкин был вынужден отозвать свой вызов

6 слайд

Барон!

Позвольте мне подвести итог тому, что произошло недавно. Поведение вашего сына было мне известно уже давно и не могло быть для меня безразличным. Я довольствовался ролью наблюдателя, готовый вмешаться, когда сочту это своевременным. Случай, который во всякое другое время был бы мне крайне неприятен, весьма кстати вывел меня из затруднения: я получил анонимные письма. Я увидел, что время пришло, и воспользовался этим. Остальное вы знаете: я заставил вашего сына играть роль столь жалкую, что моя жена, удивленная такой трусостью и пошлостью, не могла удержаться от смеха, и то чувство, которое, быть может, и вызывала в ней эта великая и возвышенная страсть, угасло в презрении самом спокойном и отвращении вполне заслуженном.

Я вынужден признать, барон, что ваша собственная роль была не совсем прилична. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением (впрочем, в достаточной степени неловким) руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните мне моего сына.

Вы хорошо понимаете, барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел и возможность и намерение. Я не желаю, чтобы моя жена выслушивала впредь ваши отеческие увещания. Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь.

Имею честь быть, барон, ваш нижайший и покорнейший слуга

26 января 1837.

Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи.

26 января 1837 года Пушкин направил письмо оскорбительного характера Геккерну-отцу, осознавая, что это приведёт к дуэли.

В тот же день Геккерн объявил Пушкину, что его вызов в силе, и Жорж готов принять его.

7 слайд

Секунданты выработали и подписали условия дуэли. Один экземпляр остался у д'Аршиака для Дантеса,

второй Данзас взял с собой для Пушкина.

Условия дуэли:

  1. "Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.

  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.

  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.

  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз...

  5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.

  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и обличенные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий".

8 слайд

Пушкин принял условия дуэли, даже не ознакомившись с ними. Выпив стакан лимонада, он вышел с Данзасом на улицу, оба сели в сани и отправились через Троицкий мост к месту дуэли, за Черной речкой, близ так называемой Комендантской дачи.

...Все было готово. Противники встали на свои места. Данзас махнул шляпой, и они начали сходиться. Пушкин сразу подошел вплотную к своему барьеру. Дантес выстрелил, не дойдя одного шага до барьера.

Пушкин упал.

- Я ранен, - сказал он.

Секунданты бросились к Пушкину, но когда Дантес хотел подойти, он остановил его:

- Подождите! Я чувствую достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел...

Дантес стал на свое место боком, прикрыв грудь правой рукой. На коленях, полулежа, опираясь на левую руку, Пушкин выстрелил.

9 слайд

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоня

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были открыты глаза.

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно

Что выражалось на нем, - в жизни такого

Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья

Пламень на нем; не сиял острый ум;

Нет! Какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью

Было объято оно: мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто виденье,

Что-то сбывалось над ним...

И спросить мне хотелось, что видишь?

В.А. Жуковский "На смерть Пушкина«,

1837г.

Пушкин скончался 29 января

Минут за пять до смерти он тихо сказал:

- Жизнь кончена!

- Теснит дыхание...

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза...

10 слайд

Отпевание его совершилось в церкви Спаса на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении его дяди, единственного друга поэта А.И.Тургенева и жандарма.

6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре Пушкина похоронили у алтарной стены собора.


11 слайд судьба участников дуэли

Дантес был арестован, предан военному суду, который приговорил его за участие в дуэли к повешению по законам Петра I. При прохождении по инстанциям приговор постепенно смягчался…

По распоряжению императора, Дантес был разжалован в рядовые и выдворен за границу.

Нидерландский посол Геккерн был отозван из Петербурга. Последние годы жизни Геккерна прошли в семье Дантеса.

Секундант Пушкина К. К. Данзас также содержался в крепости, был приговорён к смертной казни, затем к разжалованию и лишению наград, затем и этот приговор был отменён.

Секундант Дантеса виконт д'Аршиак был убит нечаянно на охоте в 1851 г.


12 слайд






титульный лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»

----------------------------------------------------------------------------------------------------









«Учимся писать и мыслить у Пушкина»

(интеллектуальная игра «Своя игра»)

Внеклассное мероприятие по литературе и русскому языку

Номинация: «История в событиях и лицах»



Разработчики: Кожевникова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ БСОШ № 14, I кв. кат.;

Васёва Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ БСОШ № 14, I кв. кат.





Свердловская область

Белоярский район

Пос. Гагарский

2012 год

учимся писать и мыслить у Пушкина конкурс.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru