)«Цикл бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность».
Ольга Туманова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 15866 комментариев: 1
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 15866 комментариев: 1
Краткое описание
Беседы проводятся с целью воспитания чувства патриотизма толерантности; любви к России; к народам населяющим малую Родину к их традициям.
Описание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова»
« Дружба народов: традиции и современность»
Цикл бесед для младших школьников
Авторы:
Поморова Мария Евгеньевна,
студентка 3 курса очного отделения
ПиМНО педагогического факультета
Ишимского педагогического института;
Туманова Ольга Александровна,
студентка 3 курса очного отделения
ПиМНО педагогического факультета
Ишимского педагогического
института
Научный руководитель:
Шилина Наталья Валерьевна,
кандидат педагогических наук,
ст. преп. кафедры СПиПДИшимского педагогического Института
Ишим, 2012
Пояснительная записка
а)Поморова Мария Евгеньевна,
Туманова Ольга Александровна,
Научный руководитель: Шилина Наталья Валерьевна.
b) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова»,
студентки 3 курса очного отделения ПиМНО педагогического факультета под руководством к.п.н, ст. преп. кафедры СПиПДИшимского педагогического института.
c)«Цикл бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность».
d)Предлагаем результат работытворческой группы студентов педагогического ВУЗа -цикл бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность» как путь воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста. Беседы проводятся с целью воспитания чувства патриотизма; любви к России; к народам населяющим малую Родину к их традициям; толерантности.
e) Презентация 1 «Традиции русского народа»;
презентация 2 «Казахский народ и его традиции»;
презентация 3 «Обычаи и традиции украинцев»;
презентация 4 «Цыганский народ: традиции и обычаи»;
презентация 5 «Народы севера на юге области».
Содержание цикла бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность» .
От авторов...
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город нам нужно показать их с привлекательной стороны. И гораздо лучше это удаётся сделать подросткам и молодежи. Дети младшего школьного возраста стремятся общаться, подражают своим старшим братьям и сестрам, им нравится, когда с ними общаются студенты во время педагогической практики. Поэтому мы решили, что одним звеном в системе воспитания патриотизма у младших школьников будем являться мы – будущие педагоги – студенты отделения ПиМНО педагогического факультетаИшимского государственного института.
В школе обучаются дети разных национальностей: русские, казахи, цыгане, украинцы и других национальностей. Поэтому мы ставим своей целью знакомить всех детей с национальными традициями этих народов и показывать на примерах проведения праздников и игр, как дружат эти народы и каковы историко-культурные традиции каждого народа.
Беседа 1.
Русские традиции и обычаи
Цели:
1. Знакомство детей с русским народом. Введение понятий обряд и ритуальные куклы.
2. Воспитание любви к родине через традиции и обычаи своего народа, приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотического чувства, нравственного отношение к миру через эстетическое развитие.
3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
4.Формирование навыков работы с компьютером.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1-й ведущий.
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2-й ведущий.
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
1-й ведущий.
Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2-й ведущий.
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
1 ведущий:А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. (Презентация 1, слайд 2).
2 ведущий:Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
1 ведущий:А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
2-й ведущий.Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
А отправимся мы в русскую деревню.
Одним из символов Руси, заложенных в нас, является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками. (Презентация 1, слайд 3, 4, 5)
Основой избы является сруб, с очагом внутри, то есть – печью, и во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом возводился вокруг печи. Именно возможность получать тепло и сохранять его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. Печь в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». (Презентация 1, слайд 6)
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем). (Презентация 1, слайд 7)
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка. Штаны. Гачи. Порты (одежда). Заправлялись в сапоги. (Презентация 1, слайд 8)
Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни.
С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ
Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, — были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
1-ый ведущий:Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
2-ой ведущий:Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств. (Презентация 1, слайд 12)
2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила. (Презентация 1, слайд 13)
4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами. (Презентация 1, слайд 14)
Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.
5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево». (Презентация 1, слайд 15)
6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу. (Презентация 1, слайд 16)
7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши. (Презентация 1, слайд 17)
8. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. (Презентация 1, слайд 18)
Итог:Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу, нарисовать ее в Paintи приурочить к какому-нибудь празднику.
Представление кукол.
Беседа 2.
Казахский народ и его традиции
Цель:Обзорное знакомство детей с казахским народом; воспитание толерантности к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству, обычаям, традициям.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии я бы хотела вас познакомить с казахской культурой.
Казахи — довольно музыкальный народ. В качестве музыкальных инструментов чаще всего используют домру и свирель (сбызгы). Во время праздников женщины поют, аккомпанируя себе на домбре. (Презентация 2, слайд 1) Живут казахи в юртах. (Презентация 2, слайд 2)
Юрта — древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой – тепло. Юрта для нас — одна из связующих нитей между прошлым и настоящим. Полностью из натуральных материалов выполнено жилище кочевых народов — круглая юрта. Строение её сложно, но собрать такой дом могли 2-3 женщины за один час. Если вкратце, «юрта (уй, книизуй) имеет две основные части — деревянный каркас и кошомный покров. Каркас сотоит из трёх частей: кереге (решетчатых остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) — каждая из которых составляет определённый уровень по вертикали. Мягкие детали юрт, войлочный покров, маты из степной травы чия (ший), тканые полосы, веревки и другие украшения из материи выделывали женщины. (Презентация 2, слайд 3 — 5)
Казахский национальный костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. Распашной характер верхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок, украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахский народным костюм своеобразным. А ношение тона — тулупа, шаровар со вставками-клиньями из окрашенной в естественные цвета овчины, сапог — саптама на высоких каблуках с войлочным чулком — байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом — подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями. (Презентация 2, слайд 6 – 8)
Саптамаетык — это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.
В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулишкойлек, женского широкого платья жазкойлек — с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, то есть соседей казахов. (Презентация 2, слайд 9)
Традиционными материалами для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен — самотканое из верблюжьей, реже — бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили нагольные тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду.
Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся на протяжении столетий искусством и талантом, помноженными на труд многих умельцев, придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатое тканье, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и др.
Традиционную одежду современные казахи одевают только в дни национальных праздников. Женский наряд шьется из яркого, как правило, малинового бархата, с вышивкой золотой нитью. На голову надевают небольшую шапочку. В повседневной жизни женщины носят головные платки, цвет и узор которых свидетельствует о возрасте и статусе. Самые пожилые женщины, например, надевают гладкие белые платки. Мужчины носят тюбетейку, причем ее цвет и узор также говорят о социальном положении человека. Так, старейшина рода, самый уважаемый человек, носит черную тюбетейку с белой аппликацией.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Всю свою одежду казахи украшают красивым и своеобразным орнаментом. Также казахские женщины украшают орнаментом и ковры которые ткут сами. А теперь каждый из вас попробуйте нарисовать в Paint ковер с казахским орнаментом. (Презентация 2, слайд 10, 11, 12)
Итог:Демонстрация работ. Казахи, как и люди других национальностей трепетно относятся к своим традициям и культуре и стараются их сохранить. Давайте ребята и мы будем уважать их традиции.
Беседа 3.
Обычаи и традиции украинцев.
Цель:знакомство детей с традициями украинского народа; воспитание толерантности к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству, обычаям, традициям, работа с компьютером.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Ответьте, пожалуйста на вопрос, с какими мы народами познакомились на прошлых занятиях? Правильно. Молодцы! А сегодня мы с вами отправимся в путешествие, на встрече украинской культуре. Украинцы очень веселый и добрый народ. (Презентация 3, слайд 1, 2) Жилище украинцев называется — Хата.(Презентация 3, слайд 3)
Хата представляет собой деревянный каркас обмазанный саманом (смесь глины, конского навоза и соломы), имеющий соломенную крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило — земляной. (Презентация 3, слайд 4 – 8)
В украинской культуре много чего поразительного и очень красивого. Особое внимание хотелось бы уделить национальным костюмам.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. (Презентация 3, слайд 9)
Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. (Презентация 3, слайд 10)
Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. (Презентация 3, слайд 11)
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. (Презентация 3, слайд12, 13)
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция. Одежду, предметы быта украинцы украшают своим национальным орнаментом. (Презентация 3, слайд 14, 15)
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Также предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. (Презентация 3, слайд 16 – 18)
Украинцы с большим размахом отмечают свои национальные праздники. Устраивая представления с песнями, шутками, танцами. (Презентация 3, слайд 19 -21).
А сейчас ребята попробуйте каждый сам нарисовать в Paint свой узор для вышивки.
Итог: Представление и защита своих узоров.
Беседа 4.
Цыганский народ: традиции и обычаи
Цель:Знакомство с традициями цыган, расширение кругозора, работа с компьютером
Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас познакомить с удивительным цыганским народом.(Презентация 4, слайд 1)
За прошедшие столетия цыгане заслужили репутацию прирождённых бродяг, которые, повинуясь голосу крови, не могут долго усидеть на одном месте. Цыгане, по сути, очень, танцевальный, доброжелательный народ (Презентация 4, слайд 2).
Цыгане от природы музыкальны, выступление на публике являлось традиционным средством их заработка. (Презентация 4, слайд 3) Основным средством передвижения у цыган всегда были лошади. (Презентация 4, слайд 4)
Женский цыганский костюм – яркая широкая юбка или платье с уборкой, кофта с широкими рукавами, мониста. (Презентация 4, слайд 5,6, 7, 8) Цыганки очень любят драгоценности, обязательной приметой цыган являются золотые украшения, серебро, браслеты, серьги, кольца. (Презентация 4, слайд 9)
Мужской костюм — жилетка, куртка, тюрбаны, рубахи из широкого сукна. (Презентация 4, слайд 10, 11)
Жилище цыган выглядит в виде шатра, палатки. Конструкции жилищ иногда напоминают цыганскую повозку накрытую тканью. Цыгане могут также спать на земле. Места для стоянок цыгане выбирают близ воды, рядом с лесом. (Презентация 4, слайд 12 — 15)
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Гадание – старинный цыганский промысел и добыча денег. (Презентация 4, слайд 16, 17)
Праздники цыгане очень любят, это органично вплетено в их жизнь. Самыми важными праздниками у цыган считаются религиозные: «Рождество» и «Пасха», которые они справляют пышно, обязательно в кругу семьи. Как правило, праздники растягиваются на несколько дней, а иногда даже и недель. (Презентация 4, слайд 18, 19)
Ребята вы многое узнали сегодня о цыганах. А теперь нарисуйте в Paintто что вам больше всего запомнилось.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие всем спасибо. До свидания!
Беседа 5.
Народы севера на юге области
Цель:Обзорно познакомить учащихся с традициями народов севера; воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас познакомить с народами севера.
Город Ишим, в котором мы живем – многонациональный город. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека.
Народы и принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая опыт многих поколений.
К нам в город приезжают народы с севера ханты и манси. Сегодня на занятии я хочу вас с ними познакомить. (Презентация 5, слайд 1)
Живут эти люди в тундре. Их дома называется – Чум. (Презентация 5, слайд 2, 3). Передвигаются эти люди на оленьих упряжках (Презентация 5, слайд 4).
Верхняя одежда хантов и манси одинакова.(Презентация 5, слайд 5,6)
Мужской верхней одеждой у хантов и манси являются шубы. Зимние шубы двойные, верх собирается из беличьих лапок, оленьих ушей, подклад делается из заячьих шкурок. Иногда верх шьют из грубого оленьего меха. Шубы прямые, на ровдужных завязках.
Женская одежда манси и хантов распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Шьют ее из шкур, сукна, бумажных тканей.
Меховые шубы ханты и манси украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру, а также вышивкой из бисера. Узорные полосы располагали вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивали широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.
Кисы — теплые сапоги из оленей шкуры. (Презентация 5, слайд 7)
Украшают обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шьют обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывают: по традиции старые вещи уносят в тайгу и вешают на деревья.
Летней женской одеждой у хантов обычно служит изношенная зимняя одежда или же одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей, по покрою и украшениям совпадавшая с зимней. (Презентация 5, слайд 8 — 10)
Знакомство с узорами из бисера в одежде народов Севера. (Презентация 5, слайды с 11 – 24)
Трудно перечислить предметы, на которые не наносился бы орнамент – ханты и манси. Это и орудия труда, одежда и утварь, средства передвижения, языческие атрибуты шамана — другими словами весь комплекс материальной и отчасти духовной культуры.
При выборе того или иного способа украшения учитывается, прежде всего, особенность самого предмета, его форма, конструкция и назначение в быту.
Каждой народности Севера присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым, тепло и нежно отображается скупая прелесть северной природы.
Среди мотивов, входящих в состав орнаментов народов Севера встречаются полосы, квадраты, треугольники, заимствованные от предков.
Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениями реального мира.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Рассмотрев с вами богатое разнообразие узоров. Давай те попробуем нарисовать каждый свой узор вPaint.
7 апреля ханты и манси отмечают традиционный Вороний праздник. По поверьям, ворона является предвестницей весны, а кто в этот день увидит ворону, весь год будет счастлив. (Презентация 5, слайд 25 – 28)
Заключение.
Ведущий:
- Поговорили? Поговорили!
О том, что было, есть и будет
Еще о том, что душу нам разбудит…
О разном и прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знали вы!
Что-то мне известно!
Поговорили? Поговорили!
Вам было интересно?
Учащиеся ……
Всем спасибо за работу.
« Дружба народов: традиции и современность»
Цикл бесед для младших школьников
Авторы:
Поморова Мария Евгеньевна,
студентка 3 курса очного отделения
ПиМНО педагогического факультета
Ишимского педагогического института;
Туманова Ольга Александровна,
студентка 3 курса очного отделения
ПиМНО педагогического факультета
Ишимского педагогического
института
Научный руководитель:
Шилина Наталья Валерьевна,
кандидат педагогических наук,
ст. преп. кафедры СПиПДИшимского педагогического Института
Ишим, 2012
Пояснительная записка
а)Поморова Мария Евгеньевна,
Туманова Ольга Александровна,
Научный руководитель: Шилина Наталья Валерьевна.
b) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова»,
студентки 3 курса очного отделения ПиМНО педагогического факультета под руководством к.п.н, ст. преп. кафедры СПиПДИшимского педагогического института.
c)«Цикл бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность».
d)Предлагаем результат работытворческой группы студентов педагогического ВУЗа -цикл бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность» как путь воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста. Беседы проводятся с целью воспитания чувства патриотизма; любви к России; к народам населяющим малую Родину к их традициям; толерантности.
e) Презентация 1 «Традиции русского народа»;
презентация 2 «Казахский народ и его традиции»;
презентация 3 «Обычаи и традиции украинцев»;
презентация 4 «Цыганский народ: традиции и обычаи»;
презентация 5 «Народы севера на юге области».
Содержание цикла бесед для младших школьников поизучению традиций народов, населяющих малую Родину «Дружба народов: традиции и современность» .
От авторов...
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город нам нужно показать их с привлекательной стороны. И гораздо лучше это удаётся сделать подросткам и молодежи. Дети младшего школьного возраста стремятся общаться, подражают своим старшим братьям и сестрам, им нравится, когда с ними общаются студенты во время педагогической практики. Поэтому мы решили, что одним звеном в системе воспитания патриотизма у младших школьников будем являться мы – будущие педагоги – студенты отделения ПиМНО педагогического факультетаИшимского государственного института.
В школе обучаются дети разных национальностей: русские, казахи, цыгане, украинцы и других национальностей. Поэтому мы ставим своей целью знакомить всех детей с национальными традициями этих народов и показывать на примерах проведения праздников и игр, как дружат эти народы и каковы историко-культурные традиции каждого народа.
Беседа 1.
Русские традиции и обычаи
Цели:
1. Знакомство детей с русским народом. Введение понятий обряд и ритуальные куклы.
2. Воспитание любви к родине через традиции и обычаи своего народа, приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотического чувства, нравственного отношение к миру через эстетическое развитие.
3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
4.Формирование навыков работы с компьютером.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1-й ведущий.
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2-й ведущий.
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
1-й ведущий.
Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2-й ведущий.
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
1 ведущий:А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. (Презентация 1, слайд 2).
2 ведущий:Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
1 ведущий:А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
2-й ведущий.Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
А отправимся мы в русскую деревню.
Одним из символов Руси, заложенных в нас, является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками. (Презентация 1, слайд 3, 4, 5)
Основой избы является сруб, с очагом внутри, то есть – печью, и во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом возводился вокруг печи. Именно возможность получать тепло и сохранять его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. Печь в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». (Презентация 1, слайд 6)
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем). (Презентация 1, слайд 7)
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка. Штаны. Гачи. Порты (одежда). Заправлялись в сапоги. (Презентация 1, слайд 8)
Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни.
С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ
Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, — были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
1-ый ведущий:Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
2-ой ведущий:Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств. (Презентация 1, слайд 12)
2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила. (Презентация 1, слайд 13)
4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами. (Презентация 1, слайд 14)
Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.
5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево». (Презентация 1, слайд 15)
6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу. (Презентация 1, слайд 16)
7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши. (Презентация 1, слайд 17)
8. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. (Презентация 1, слайд 18)
Итог:Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу, нарисовать ее в Paintи приурочить к какому-нибудь празднику.
Представление кукол.
Беседа 2.
Казахский народ и его традиции
Цель:Обзорное знакомство детей с казахским народом; воспитание толерантности к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству, обычаям, традициям.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии я бы хотела вас познакомить с казахской культурой.
Казахи — довольно музыкальный народ. В качестве музыкальных инструментов чаще всего используют домру и свирель (сбызгы). Во время праздников женщины поют, аккомпанируя себе на домбре. (Презентация 2, слайд 1) Живут казахи в юртах. (Презентация 2, слайд 2)
Юрта — древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой – тепло. Юрта для нас — одна из связующих нитей между прошлым и настоящим. Полностью из натуральных материалов выполнено жилище кочевых народов — круглая юрта. Строение её сложно, но собрать такой дом могли 2-3 женщины за один час. Если вкратце, «юрта (уй, книизуй) имеет две основные части — деревянный каркас и кошомный покров. Каркас сотоит из трёх частей: кереге (решетчатых остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) — каждая из которых составляет определённый уровень по вертикали. Мягкие детали юрт, войлочный покров, маты из степной травы чия (ший), тканые полосы, веревки и другие украшения из материи выделывали женщины. (Презентация 2, слайд 3 — 5)
Казахский национальный костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. Распашной характер верхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок, украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахский народным костюм своеобразным. А ношение тона — тулупа, шаровар со вставками-клиньями из окрашенной в естественные цвета овчины, сапог — саптама на высоких каблуках с войлочным чулком — байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом — подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями. (Презентация 2, слайд 6 – 8)
Саптамаетык — это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.
В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулишкойлек, женского широкого платья жазкойлек — с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, то есть соседей казахов. (Презентация 2, слайд 9)
Традиционными материалами для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен — самотканое из верблюжьей, реже — бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили нагольные тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду.
Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся на протяжении столетий искусством и талантом, помноженными на труд многих умельцев, придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатое тканье, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и др.
Традиционную одежду современные казахи одевают только в дни национальных праздников. Женский наряд шьется из яркого, как правило, малинового бархата, с вышивкой золотой нитью. На голову надевают небольшую шапочку. В повседневной жизни женщины носят головные платки, цвет и узор которых свидетельствует о возрасте и статусе. Самые пожилые женщины, например, надевают гладкие белые платки. Мужчины носят тюбетейку, причем ее цвет и узор также говорят о социальном положении человека. Так, старейшина рода, самый уважаемый человек, носит черную тюбетейку с белой аппликацией.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Всю свою одежду казахи украшают красивым и своеобразным орнаментом. Также казахские женщины украшают орнаментом и ковры которые ткут сами. А теперь каждый из вас попробуйте нарисовать в Paint ковер с казахским орнаментом. (Презентация 2, слайд 10, 11, 12)
Итог:Демонстрация работ. Казахи, как и люди других национальностей трепетно относятся к своим традициям и культуре и стараются их сохранить. Давайте ребята и мы будем уважать их традиции.
Беседа 3.
Обычаи и традиции украинцев.
Цель:знакомство детей с традициями украинского народа; воспитание толерантности к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству, обычаям, традициям, работа с компьютером.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Ответьте, пожалуйста на вопрос, с какими мы народами познакомились на прошлых занятиях? Правильно. Молодцы! А сегодня мы с вами отправимся в путешествие, на встрече украинской культуре. Украинцы очень веселый и добрый народ. (Презентация 3, слайд 1, 2) Жилище украинцев называется — Хата.(Презентация 3, слайд 3)
Хата представляет собой деревянный каркас обмазанный саманом (смесь глины, конского навоза и соломы), имеющий соломенную крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило — земляной. (Презентация 3, слайд 4 – 8)
В украинской культуре много чего поразительного и очень красивого. Особое внимание хотелось бы уделить национальным костюмам.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. (Презентация 3, слайд 9)
Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. (Презентация 3, слайд 10)
Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. (Презентация 3, слайд 11)
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. (Презентация 3, слайд12, 13)
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция. Одежду, предметы быта украинцы украшают своим национальным орнаментом. (Презентация 3, слайд 14, 15)
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Также предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. (Презентация 3, слайд 16 – 18)
Украинцы с большим размахом отмечают свои национальные праздники. Устраивая представления с песнями, шутками, танцами. (Презентация 3, слайд 19 -21).
А сейчас ребята попробуйте каждый сам нарисовать в Paint свой узор для вышивки.
Итог: Представление и защита своих узоров.
Беседа 4.
Цыганский народ: традиции и обычаи
Цель:Знакомство с традициями цыган, расширение кругозора, работа с компьютером
Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас познакомить с удивительным цыганским народом.(Презентация 4, слайд 1)
За прошедшие столетия цыгане заслужили репутацию прирождённых бродяг, которые, повинуясь голосу крови, не могут долго усидеть на одном месте. Цыгане, по сути, очень, танцевальный, доброжелательный народ (Презентация 4, слайд 2).
Цыгане от природы музыкальны, выступление на публике являлось традиционным средством их заработка. (Презентация 4, слайд 3) Основным средством передвижения у цыган всегда были лошади. (Презентация 4, слайд 4)
Женский цыганский костюм – яркая широкая юбка или платье с уборкой, кофта с широкими рукавами, мониста. (Презентация 4, слайд 5,6, 7, 8) Цыганки очень любят драгоценности, обязательной приметой цыган являются золотые украшения, серебро, браслеты, серьги, кольца. (Презентация 4, слайд 9)
Мужской костюм — жилетка, куртка, тюрбаны, рубахи из широкого сукна. (Презентация 4, слайд 10, 11)
Жилище цыган выглядит в виде шатра, палатки. Конструкции жилищ иногда напоминают цыганскую повозку накрытую тканью. Цыгане могут также спать на земле. Места для стоянок цыгане выбирают близ воды, рядом с лесом. (Презентация 4, слайд 12 — 15)
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Гадание – старинный цыганский промысел и добыча денег. (Презентация 4, слайд 16, 17)
Праздники цыгане очень любят, это органично вплетено в их жизнь. Самыми важными праздниками у цыган считаются религиозные: «Рождество» и «Пасха», которые они справляют пышно, обязательно в кругу семьи. Как правило, праздники растягиваются на несколько дней, а иногда даже и недель. (Презентация 4, слайд 18, 19)
Ребята вы многое узнали сегодня о цыганах. А теперь нарисуйте в Paintто что вам больше всего запомнилось.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие всем спасибо. До свидания!
Беседа 5.
Народы севера на юге области
Цель:Обзорно познакомить учащихся с традициями народов севера; воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас познакомить с народами севера.
Город Ишим, в котором мы живем – многонациональный город. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека.
Народы и принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая опыт многих поколений.
К нам в город приезжают народы с севера ханты и манси. Сегодня на занятии я хочу вас с ними познакомить. (Презентация 5, слайд 1)
Живут эти люди в тундре. Их дома называется – Чум. (Презентация 5, слайд 2, 3). Передвигаются эти люди на оленьих упряжках (Презентация 5, слайд 4).
Верхняя одежда хантов и манси одинакова.(Презентация 5, слайд 5,6)
Мужской верхней одеждой у хантов и манси являются шубы. Зимние шубы двойные, верх собирается из беличьих лапок, оленьих ушей, подклад делается из заячьих шкурок. Иногда верх шьют из грубого оленьего меха. Шубы прямые, на ровдужных завязках.
Женская одежда манси и хантов распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Шьют ее из шкур, сукна, бумажных тканей.
Меховые шубы ханты и манси украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру, а также вышивкой из бисера. Узорные полосы располагали вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивали широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.
Кисы — теплые сапоги из оленей шкуры. (Презентация 5, слайд 7)
Украшают обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шьют обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывают: по традиции старые вещи уносят в тайгу и вешают на деревья.
Летней женской одеждой у хантов обычно служит изношенная зимняя одежда или же одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей, по покрою и украшениям совпадавшая с зимней. (Презентация 5, слайд 8 — 10)
Знакомство с узорами из бисера в одежде народов Севера. (Презентация 5, слайды с 11 – 24)
Трудно перечислить предметы, на которые не наносился бы орнамент – ханты и манси. Это и орудия труда, одежда и утварь, средства передвижения, языческие атрибуты шамана — другими словами весь комплекс материальной и отчасти духовной культуры.
При выборе того или иного способа украшения учитывается, прежде всего, особенность самого предмета, его форма, конструкция и назначение в быту.
Каждой народности Севера присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым, тепло и нежно отображается скупая прелесть северной природы.
Среди мотивов, входящих в состав орнаментов народов Севера встречаются полосы, квадраты, треугольники, заимствованные от предков.
Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениями реального мира.
В качестве физминуткипредлагаем выполнить движения национального танца под музыку.
Рассмотрев с вами богатое разнообразие узоров. Давай те попробуем нарисовать каждый свой узор вPaint.
7 апреля ханты и манси отмечают традиционный Вороний праздник. По поверьям, ворона является предвестницей весны, а кто в этот день увидит ворону, весь год будет счастлив. (Презентация 5, слайд 25 – 28)
Заключение.
Ведущий:
- Поговорили? Поговорили!
О том, что было, есть и будет
Еще о том, что душу нам разбудит…
О разном и прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знали вы!
Что-то мне известно!
Поговорили? Поговорили!
Вам было интересно?
Учащиеся ……
Всем спасибо за работу.
01 апреля 2012
Файлы
Дружба народов традиции и современность.docx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Международный вебинар «Социально-педагогическая сущность создания ситуации успеха для обучающихся в системе дополнительного образования детей»