В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года

Лариса Захарова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 14237 комментариев: 1
Краткое описание
Цель создания данной разработки:
ознакомить учащихся  с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.  Урок должен способствовать формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России.  Направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории  своей Родины.
Описание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Гимназия №3»
Отечественная война 1812 года
Урок окружающего мира 4 класс.
(ситема Л. В. Занкова)
Автор:
Захарова Лариса Васильевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №3»
учитель начальных классов
г. Рубцовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Захарова Лариса Васильевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3» г. Рубцовск Алтайский край
Учитель начальных классов
Отечественная война 1812 года.
Урок окружающего мира  4 класс (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Цель создания данной разработки:
ознакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.  Урок должен способствовать формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России.  Направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории  своей Родины. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, обучающиеся учатся работать с историческими картами.
Дополнительные материалы:
Краткая аннотация разработки.
Конспект урока.
Презентация.
Аннотация

q
Урок окружающего мирас названием «Отечественная война 1812 года»
разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок  посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого  века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Данный урок должен способствовать формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории своего государства. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся учатся работать с историческими картами.  На данном уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как учитель использует  отрывки из произведений великих русских поэтов  — М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, а так же цитирует высказывания Наполеона и французского историка Ф. П. Сегюра.
Работая с учебником,  учащиеся приобретают навыки самостоятельной работыс текстом исторического содержания. У детейразвивается монологическая и диалогическая речь.
Младшие школьники  обобщают полученные знанияпо данной теме. На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Увеличивается темп урока, соответственно увеличивается объём изучаемого материала.
Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.



Окружающий мир
(конспект урока)
Тема: «Отечественная война 1812 года»
(урок -  лекция)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.
2. Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
3. Воспитывать любовь к своему Отечеству.
4. Развивать у  учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
1. Вступление:
(У.) Прочитайте  тему урока. (Слайд 2)
-  Скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
— Как тема урока окружающего мира связана с уроком литературы?
— Назовите тему урока литературы. (М. Лермонтов «Бородино»)
— Рассмотрите памятник на слайде.
Что вы видите?
 Этот памятник открыт в Смоленске 12 сентября 1913 года.
— Как вы считаете, кому установлен этот обелиск?
— Вы правы, ребята, это памятник героям Отечественной войны 1812 года. Большая каменная скала символизирует Россию. Орлы – русские армии, которые соединились в Смоленске. Это памятник «войне и миру».
— Прочитайте слова А. В. Суворова  «Ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе».
— Объясните эту фразу.
— Пусть слова великого русского полководца станут эпиграфом к нашему уроку.
2. Целеполагание.
(У.) – Что вы хотите узнать сегодня на уроке? (Слайд 3)
1. Причины начала войны с Наполеоном.
2. Кто такой Наполеон?
3.  Какие сражения произошли в 1812 году?
4. Почему война с французами называется Отечественной войной?
5. Кто руководил сражениями?
6. Чем закончилась военная кампания Наполеона?
7. Кто был героями той войны?
8. Как сохраняют память о войне потомки?
3. Причины  военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.
а) (У.) Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия  была экономическим портнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тильзитского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.
б) Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821).
— Рассмотрите портрет Наполеона. (Слайд 4)
— Какие у вас сложились впечатления о человеке?
в) Работа по учебнику.
(У.) Рассмотрите карту в учебнике на странице 106.
— Что скажете?
(У.) Наполеону подчинялась практически вся Европа.
Родился Наполеон на  острове Корсика в 1769 году. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Человек  незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. Наполеон замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой его ошибкой было вторжение в Россию. Этот факт он признает намного позже.
Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце». (Слайд 4)
— Объясните слова Наполеона.
г) (У.) В начале ХIХ века правил Российской империей Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Обратите внимание на портрет Александра I. (Слайд 5)
— Поделитесь своими впечатлениями о человеке, изображенном на портрете.
Александр I был незаурядным дипломатом. Он считал
Наполеона
символом попрания законности мирового порядка.
В1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После победы над Наполеоном Александр I стал одним из могущественнейших правителей Европы.
4. Работа по теме.
а) (У.) Прочитайте слова Наполеона. (Слайд 6)
«Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»
— Посмотрите видеосюжет о начале войны 1812 г…
— Что узнали из сюжета?
(У.) В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить, что русская армия была разделена на три армии.
(работа с картой)
Слайд 7
1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала Петербургское направление. (рассмотрите портрет полководца)
Слайд 8
2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление. (обратите внимание на портрет князя)
Слайд 9
3 – й армией Томасов  — киевское направление. (рассмотрите портрет)
Слайд 10
б) 3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона.
— Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские.
— Обратите внимание на картину пылающего Смоленска и прочитайте слова очевидца тех событий. «Спектакль без зрителей, победа почти без плодов, кровавая слава, дым, который окружал нас, был, казалось единственным нашим приобретением» Ф. П. Сегюр (Слайд 11)
— Что вы поняли?
в) (У.) После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения.   Из Смоленска Наполеон направил Александру Iзаключение мирного договора, но ответа от императора не получил.
— О том, как развивались события 1812 года, вы узнаете из видеосюжета.
Слайд 12
   Александр Iпринимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова  Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца) (Слайд 13)
5. Бородинское сражение.
а) В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
— Прочитайте отрывок. Слайд 14
«Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Смелись в протяжный вой...»
М. Ю. Лермонтов
— Что вы можете сказать о сражении? (рассмотрите картины)
Слайд 14, 15
— Обратите внимание на схему Бородинского сражения. (Слайд 16)
Синими прямоугольниками обозначены французские войска – красными – русские.
(У.) Понять то, что происходило на Бородинском поле, вы можете из видео отрывка. (Слайд 17)
— Что вы поняли из видеосюжета?
   Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Об этом сражении Наполеон скажет:«Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой». (Слайд 18)
— Объясните фразу Наполеона.
б) (У.) 1 сентября1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.
Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин. (Слайд 19)
 «Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
— Прочитайте.
— Дождался ли Наполеон ключи от города?
В) (У.)  2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву. Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Тогда  Наполеон принимает решение покинуть Москву. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т. е. откуда пришёл.
— Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?
   Вы правы. Партизанские отряды, изматывали французские войска.  (Обратите внимание на одного из командиров – Денис Давыдов – герой Отечественной войны 1812 года).
Слайд 20
Французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Голод, сильные морозы все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в  битве у реки Березины   французская армия потерпела сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.
25 декабря 1812 года Александр  Iподписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года. 

6. Причины победы в войне 1812 года.
— Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?
(Сопоставляю, исправляю ответы учеников)
Слайд 21
7. Герои Отечественной Войны 1812 года.
   Я считаю, что было бы несправедливо не назвать героев той войны.  Согласитесь, ребята, перечислить всех героев невозможно сегодня на уроке. Рассмотрите  портреты некоторых героев Отечественной войны 1812 года. (Васильчиков Илларион Васильевич, Волконский Сергей Григорьевич, Голицын Дмитрий Владимирович, Раевский Николай Николаевич, Ермолов Алексей Петрович, Дурова Надежда Андреевна)
Слайд 22
8. Памятники героям Отечественной войны 1812 года.
В 2012 году исполнится 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники. (Слайды 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29)
Обратите внимание на один из них. Это Казанский собор в Санкт — Петербурге.
Слайд 30
Казанский собор воспринимался современниками как  памятник ратных  побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
9. Итог урока.
а) Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году он сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.
б)      М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.
в)      В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней. (Слайд 30)
Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.
г) Закончить урок я хочу словами Наполеона. (Слайд 33)
«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
— Объясните слова Наполеона.
— Понравился ли вам урок?
10 Домашнее задание.
Страница 105 – 108, прочитать  статью в учебнике, ответить на вопросы, подготовить пересказ статьи.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Захарова Л. В. конспект урока Окружающий мир война 1812 года.doc Скачать



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»








Отечественная война 1812 года




Урок окружающего мира 4 класс.

(ситема Л. В. Занкова)






Автор:

Захарова Лариса Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №3»

учитель начальных классов








г. Рубцовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Захарова Лариса Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Рубцовск Алтайский край

Учитель начальных классов

Отечественная война 1812 года.

Урок окружающего мира 4 класс (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Цель создания данной разработки:

ознакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Урок должен способствовать формированию у младших школьников чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории своей Родины. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, обучающиеся учатся работать с историческими картами.

Дополнительные материалы:

Краткая аннотация разработки.

Конспект урока.

Презентация.



















Аннотация

  • Урок окружающего мира с названием «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Данный урок должен способствовать формированию у младших школьников чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории своего государства. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся учатся работать с историческими картами. На данном уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как учитель использует отрывки из произведений великих русских поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, а так же цитирует высказывания Наполеона и французского историка Ф. П. Сегюра.  Работая с учебником, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстом исторического содержания. У детей развивается монологическая и диалогическая речь.  Младшие школьники обобщают полученные знания по данной теме. На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Увеличивается темп урока, соответственно увеличивается объём изучаемого материала. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.












Окружающий мир

(конспект урока)

Тема: «Отечественная война 1812 года»

(урок - лекция)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.

2. Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

3. Воспитывать любовь к своему Отечеству.

4. Развивать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.

1. Вступление:

(У.) Прочитайте тему урока. (Слайд 2)

- Скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Как тема урока окружающего мира связана с уроком литературы?

- Назовите тему урока литературы. (М. Лермонтов «Бородино»)

- Рассмотрите памятник на слайде.

- Что вы видите?

Этот памятник открыт в Смоленске 12 сентября 1913 года.

- Как вы считаете, кому установлен этот обелиск?

- Вы правы, ребята, это памятник героям Отечественной войны 1812 года. Большая каменная скала символизирует Россию. Орлы – русские армии, которые соединились в Смоленске. Это памятник «войне и миру».

- Прочитайте слова А. В. Суворова «Ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе».

- Объясните эту фразу.

- Пусть слова великого русского полководца станут эпиграфом к нашему уроку.

2. Целеполагание.

(У.) – Что вы хотите узнать сегодня на уроке? (Слайд 3)

1. Причины начала войны с Наполеоном.

2. Кто такой Наполеон?

3. Какие сражения произошли в 1812 году?

4. Почему война с французами называется Отечественной войной?

5. Кто руководил сражениями?

6. Чем закончилась военная кампания Наполеона?

7. Кто был героями той войны?

8. Как сохраняют память о войне потомки?

3. Причины военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.

а) (У.) Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия была экономическим портнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тильзитского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.

б) Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821).

- Рассмотрите портрет Наполеона. (Слайд 4)

- Какие у вас сложились впечатления о человеке?

в) Работа по учебнику.

(У.) Рассмотрите карту в учебнике на странице 106.

- Что скажете?

(У.) Наполеону подчинялась практически вся Европа.

Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. Наполеон замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой его ошибкой было вторжение в Россию. Этот факт он признает намного позже.

Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце». (Слайд 4)

- Объясните слова Наполеона.

г) (У.) В начале ХIХ века правил Российской империей Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Обратите внимание на портрет Александра I. (Слайд 5)

- Поделитесь своими впечатлениями о человеке, изображенном на портрете.

Александр I был незаурядным дипломатом. Он считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. В1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После победы над Наполеоном Александр I стал одним из могущественнейших правителей Европы.

4. Работа по теме.

а) (У.) Прочитайте слова Наполеона. (Слайд 6)

"Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

- Посмотрите видеосюжет о начале войны 1812 г..

- Что узнали из сюжета?

(У.) В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить, что русская армия была разделена на три армии.

(работа с картой)

Слайд 7

1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала Петербургское направление. (рассмотрите портрет полководца)

Слайд 8

2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление. (обратите внимание на портрет князя)

Слайд 9

3 – й армией Томасов - киевское направление. (рассмотрите портрет)

Слайд 10

б) 3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона.

- Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские.

- Обратите внимание на картину пылающего Смоленска и прочитайте слова очевидца тех событий. «Спектакль без зрителей, победа почти без плодов, кровавая слава, дым, который окружал нас, был, казалось единственным нашим приобретением» Ф. П. Сегюр (Слайд 11)

- Что вы поняли?

в) (У.) После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.

- О том, как развивались события 1812 года, вы узнаете из видеосюжета.

Слайд 12

Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца) (Слайд 13)

5. Бородинское сражение.

а) В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

- Прочитайте отрывок. Слайд 14

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Смелись в протяжный вой...»

М. Ю. Лермонтов

- Что вы можете сказать о сражении? (рассмотрите картины)

Слайд 14, 15

- Обратите внимание на схему Бородинского сражения. (Слайд 16)

Синими прямоугольниками обозначены французские войска – красными – русские.

(У.) Понять то, что происходило на Бородинском поле, вы можете из видео отрывка. (Слайд 17)

- Что вы поняли из видеосюжета?

Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Об этом сражении Наполеон скажет: "Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой". (Слайд 18)

- Объясните фразу Наполеона.

б) (У.) 1 сентября1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.

Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин. (Слайд 19)

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою».

- Прочитайте.

- Дождался ли Наполеон ключи от города?

В) (У.) 2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву. Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Тогда Наполеон принимает решение покинуть Москву. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т. е. откуда пришёл.

- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?

Вы правы. Партизанские отряды, изматывали французские войска. (Обратите внимание на одного из командиров – Денис Давыдов – герой Отечественной войны 1812 года).

Слайд 20

Французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Голод, сильные морозы все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в битве у реки Березины французская армия потерпела сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.

6. Причины победы в войне 1812 года.

- Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?

(Сопоставляю, исправляю ответы учеников)

Слайд 21

7. Герои Отечественной Войны 1812 года.

Я считаю, что было бы несправедливо не назвать героев той войны. Согласитесь, ребята, перечислить всех героев невозможно сегодня на уроке. Рассмотрите портреты некоторых героев Отечественной войны 1812 года. (Васильчиков Илларион Васильевич, Волконский Сергей Григорьевич, Голицын Дмитрий Владимирович, Раевский Николай Николаевич, Ермолов Алексей Петрович, Дурова Надежда Андреевна)

Слайд 22

8. Памятники героям Отечественной войны 1812 года.

В 2012 году исполнится 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники. (Слайды 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29)

Обратите внимание на один из них. Это Казанский собор в Санкт - Петербурге.

Слайд 30

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

9. Итог урока.

а) Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году он сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.

б) М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.

в) В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней. (Слайд 30)

Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

г) Закончить урок я хочу словами Наполеона. (Слайд 33)

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

- Объясните слова Наполеона.

- Понравился ли вам урок?

10 Домашнее задание.

Страница 105 – 108, прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы, подготовить пересказ статьи.



Захарова Л. В. презентация.zip Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
30.03.2012 12:09
Великолепная разработка: всё тщательно продумано, отшлифовано до мелочей. К сожалению, достоинство разработки снижают большое количество речевых и орфографических ошибок.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос