В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

"Мы вас в гости звали, мы вас очень ждали"

"Мы вас в гости звали, мы вас очень ждали"

Татьяна Бондаренко
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 2888 комментариев: 1
Краткое описание
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста, с жизнью и бытом русского народа.
Описание
Бондаренко Татьяна Николаевна
 г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область  «Познание»,   «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.
  Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
  Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини  — музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как «Святки», «Масленица», в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники  и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
  Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной
Методика: конспект занятия.
Использованные информационные ресурсы:
Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Народные праздники на  Святой Руси Н.П.Степанов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры  О.Л.Князева, М.Д. Маханева
Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик
Конспект занятия
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область  «Познание»,   «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
 Программное содержание:
Познакомить  детей с устройством русской избы.
Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.
Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование:  Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.
Ход занятия.
 Хозяйка приглашает детей к себе   в горницу.
 Хозяйка:  Заходите, детушки,
Заходите, малые ребятушки.
Здравствуйте, здравствуйте.
Проходите, проходите.
Мы вас в гости звали,
Мы вас очень ждали.
  Хозяйка:  Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.
  Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.
  Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо — печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).
   Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?
  Дети: С добром.
  Хозяйка: Заходите, за стол проходите.
Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
  Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.
  Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.
Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
Предложения детей.
Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.
     Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.

 Загадки из сундучка:
Что в избе за коровьи рога?  (Ухват)
Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Всех кормлю с охотою,  а сама  безротая. (Ложка)
Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
Из липы свито
Дырявое корыто, по дороге идет
Клетки кладет. (Лапти)
Хозяйка с детьми рассматривает лапти.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (Глиняный горшок)
Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице. 
Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Проводится игра.
Дид.игра «Узнай, что это»
Цель. Развитие внимания, воображения.
Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.
    Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Дети:
Баю – баюшки – баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
У ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
     Воспитатель:   Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
     Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Дети называют отличия.
Проводиться игра.
Игра “Скажи по-другому”.
Цель: закрепить значение  старинных слов.
Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.
дом — …(изба)
комната — …(горница)
угол — …(кут)
шторы — …(занавески)
шкаф — …(сундук)
ковер — …(половик)
кровать — …(полати)
кормить — …(потчевать)
женщина — …(баба)
Физминутка.
 Хозяюшка  предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.
Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,
   Песню, пляску затевайте.
 Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Хозяюшка: Кто с платочком пляшет
  Да на балалайке играет,
  Тому скучно не бывает!
    Хозяюшка: Гости кончили плясать,
Надо чаем угощать.

    Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята? 
    Дети: Из самовара чай пьют.
     Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.
    Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.
    Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.
   Сам чайком угощает.
   Самовар недаром зовется
   Самоваром! Са – мо – ва – ром!
   Всех гостей мы зазываем,
   Всех мы чаем угощаем.
     Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?
     Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.
     Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.
    Дети: Хотим попить чайку.
    Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.
    В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.
   Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.
     За угощенье.
     За приветливое слово.
     Да за ласку.
     Пора по домам расходиться.
     А хозяевам оставаться.
    Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Документ Microsoft Office Word (2).docx Скачать


г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»


Тип материала: мероприятие – занятие

Бондаренко Татьяна Николаевна

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино», старший воспитатель


г. Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА



































Бондаренко Татьяна НиколаевнаG:\годовой план\горница\uchmet_120_60.gif

г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»


Познавательно – речевое развитие

Образовательная область «Познание», «Социализация»

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема: « В русской горнице»

старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)



Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини - музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.

Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной


Методика: конспект занятия.


Использованные информационные ресурсы:

Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов

Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева

Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик



Конспект занятия

Познавательно – речевое развитие

Образовательная область «Познание», «Социализация»

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема: « В русской горнице»

старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)


Программное содержание:

Познакомить детей с устройством русской избы.

Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.

Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.


Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.


Оборудование: Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.


Ход занятия.


Хозяйка приглашает детей к себе в горницу.


Хозяйка: Заходите, детушки,

Заходите, малые ребятушки.

Здравствуйте, здравствуйте.

Проходите, проходите.

Мы вас в гости звали,

Мы вас очень ждали.


Хозяйка: Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.

Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.

Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).

Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?

Дети: С добром.

Хозяйка: Заходите, за стол проходите.

Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?


Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.


Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.


Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.


Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Предложения детей.

Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.


Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.

Загадки из сундучка:

Что в избе за коровьи рога? (Ухват)

Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.


Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)


Из липы свито

Дырявое корыто, по дороге идет

Клетки кладет. (Лапти)

Хозяйка с детьми рассматривает лапти.


На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (Глиняный горшок)


Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице.


Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.


Проводится игра.

Дид.игра «Узнай, что это»

Цель. Развитие внимания, воображения.

Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.


Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.


Дети:

Баю – баюшки – баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

У ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!



Воспитатель: Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.

Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.

Дети называют отличия.


Проводиться игра.

Игра “Скажи по-другому”.

Цель: закрепить значение старинных слов.

Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.


дом - …(изба)


комната - …(горница)


угол - …(кут)


шторы - …(занавески)


шкаф - …(сундук)


ковер - …(половик)


кровать - …(полати)


кормить - …(потчевать)


женщина - …(баба)


Физминутка.

Хозяюшка предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.

Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,

Песню, пляску затевайте.

Хороводная игра «Где был, Иванушка?»

Хозяюшка: Кто с платочком пляшет

Да на балалайке играет,

Тому скучно не бывает!


Хозяюшка: Гости кончили плясать,

Надо чаем угощать.

Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята?

Дети: Из самовара чай пьют.


Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.


Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.

Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.

Сам чайком угощает.

Самовар недаром зовется

Самоваром! Са – мо – ва – ром!

Всех гостей мы зазываем,

Всех мы чаем угощаем.


Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?


Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.


Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.


Дети: Хотим попить чайку.


Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.


В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.

Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.

За угощенье.

За приветливое слово.

Да за ласку.

Пора по домам расходиться.

А хозяевам оставаться.

Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.

































Приложение

G:\годовой план\горница\Изображение 001.jpgG:\годовой план\горница\6.jpg











G:\годовой план\горница\ен.jpg

Использованные информационные технологии:

Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов

Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева

Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик





конспект занятия.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
7.04.2012 13:18
Нарушены критерии Положения Конкурса: отсутствует оформленный список литературы, титульный лист. Работу уместнее поместить в библиотеку Портала и обсудить с коллегами в секции "Классный руководитель, воспитатель".
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос