В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Мы вас в гости звали, мы вас очень ждали"

Татьяна Бондаренко Татьяна Бондаренко
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 1578    комментариев: 1
Краткое описание
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста, с жизнью и бытом русского народа.

Описание
Бондаренко Татьяна Николаевна
 г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область  «Познание»,   «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.
  Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
  Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини  — музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как «Святки», «Масленица», в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники  и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
  Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной
Методика: конспект занятия.
Использованные информационные ресурсы:
Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Народные праздники на  Святой Руси Н.П.Степанов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры  О.Л.Князева, М.Д. Маханева
Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик
Конспект занятия
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область  «Познание»,   «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
 Программное содержание:
Познакомить  детей с устройством русской избы.
Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.
Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование:  Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.
Ход занятия.
 Хозяйка приглашает детей к себе   в горницу.
 Хозяйка:  Заходите, детушки,
Заходите, малые ребятушки.
Здравствуйте, здравствуйте.
Проходите, проходите.
Мы вас в гости звали,
Мы вас очень ждали.
  Хозяйка:  Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.
  Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.
  Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо — печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).
   Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?
  Дети: С добром.
  Хозяйка: Заходите, за стол проходите.
Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
  Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.
  Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.
Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
Предложения детей.
Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.
     Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.

 Загадки из сундучка:
Что в избе за коровьи рога?  (Ухват)
Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Всех кормлю с охотою,  а сама  безротая. (Ложка)
Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
Из липы свито
Дырявое корыто, по дороге идет
Клетки кладет. (Лапти)
Хозяйка с детьми рассматривает лапти.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (Глиняный горшок)
Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице. 
Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Проводится игра.
Дид.игра «Узнай, что это»
Цель. Развитие внимания, воображения.
Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.
    Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Дети:
Баю – баюшки – баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
У ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
     Воспитатель:   Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
     Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Дети называют отличия.
Проводиться игра.
Игра “Скажи по-другому”.
Цель: закрепить значение  старинных слов.
Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.
дом — …(изба)
комната — …(горница)
угол — …(кут)
шторы — …(занавески)
шкаф — …(сундук)
ковер — …(половик)
кровать — …(полати)
кормить — …(потчевать)
женщина — …(баба)
Физминутка.
 Хозяюшка  предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.
Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,
   Песню, пляску затевайте.
 Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Хозяюшка: Кто с платочком пляшет
  Да на балалайке играет,
  Тому скучно не бывает!
    Хозяюшка: Гости кончили плясать,
Надо чаем угощать.

    Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята? 
    Дети: Из самовара чай пьют.
     Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.
    Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.
    Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.
   Сам чайком угощает.
   Самовар недаром зовется
   Самоваром! Са – мо – ва – ром!
   Всех гостей мы зазываем,
   Всех мы чаем угощаем.
     Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?
     Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.
     Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.
    Дети: Хотим попить чайку.
    Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.
    В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.
   Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.
     За угощенье.
     За приветливое слово.
     Да за ласку.
     Пора по домам расходиться.
     А хозяевам оставаться.
    Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.
Пожаловаться 25 февраля 2012
Файлы
Документ Microsoft Office Word (2).docx
HTML Войдите для скачивания файлов


г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»


Тип материала: мероприятие – занятие

Бондаренко Татьяна Николаевна

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино», старший воспитатель


г. Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА



































Бондаренко Татьяна НиколаевнаG:\годовой план\горница\uchmet_120_60.gif

г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА

МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»


Познавательно – речевое развитие

Образовательная область «Познание», «Социализация»

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема: « В русской горнице»

старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)



Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини - музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.

Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной


Методика: конспект занятия.


Использованные информационные ресурсы:

Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов

Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева

Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик



Конспект занятия

Познавательно – речевое развитие

Образовательная область «Познание», «Социализация»

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема: « В русской горнице»

старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)


Программное содержание:

Познакомить детей с устройством русской избы.

Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.

Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.


Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.


Оборудование: Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.


Ход занятия.


Хозяйка приглашает детей к себе в горницу.


Хозяйка: Заходите, детушки,

Заходите, малые ребятушки.

Здравствуйте, здравствуйте.

Проходите, проходите.

Мы вас в гости звали,

Мы вас очень ждали.


Хозяйка: Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.

Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.

Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).

Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?

Дети: С добром.

Хозяйка: Заходите, за стол проходите.

Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?


Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.


Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.


Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.


Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Предложения детей.

Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.


Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.

Загадки из сундучка:

Что в избе за коровьи рога? (Ухват)

Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.


Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)


Из липы свито

Дырявое корыто, по дороге идет

Клетки кладет. (Лапти)

Хозяйка с детьми рассматривает лапти.


На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (Глиняный горшок)


Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице.


Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.


Проводится игра.

Дид.игра «Узнай, что это»

Цель. Развитие внимания, воображения.

Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.


Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.


Дети:

Баю – баюшки – баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

У ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!



Воспитатель: Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.

Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.

Дети называют отличия.


Проводиться игра.

Игра “Скажи по-другому”.

Цель: закрепить значение старинных слов.

Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.


дом - …(изба)


комната - …(горница)


угол - …(кут)


шторы - …(занавески)


шкаф - …(сундук)


ковер - …(половик)


кровать - …(полати)


кормить - …(потчевать)


женщина - …(баба)


Физминутка.

Хозяюшка предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.

Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,

Песню, пляску затевайте.

Хороводная игра «Где был, Иванушка?»

Хозяюшка: Кто с платочком пляшет

Да на балалайке играет,

Тому скучно не бывает!


Хозяюшка: Гости кончили плясать,

Надо чаем угощать.

Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята?

Дети: Из самовара чай пьют.


Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.


Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.

Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.

Сам чайком угощает.

Самовар недаром зовется

Самоваром! Са – мо – ва – ром!

Всех гостей мы зазываем,

Всех мы чаем угощаем.


Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?


Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.


Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.


Дети: Хотим попить чайку.


Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.


В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.

Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.

За угощенье.

За приветливое слово.

Да за ласку.

Пора по домам расходиться.

А хозяевам оставаться.

Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.

































Приложение

G:\годовой план\горница\Изображение 001.jpgG:\годовой план\горница\6.jpg











G:\годовой план\горница\ен.jpg

Использованные информационные технологии:

Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов

Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева

Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик





конспект занятия.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    7 апреля 201213:18
    Сергей Колодин

    Нарушены критерии Положения Конкурса: отсутствует оформленный список литературы, титульный лист. Работу уместнее поместить в библиотеку Портала и обсудить с коллегами в секции "Классный руководитель, воспитатель".

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru