В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе /литературная викторина "Сей город бесспорно первый в России после Москвы..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе /литературная викторина "Сей город бесспорно первый в России после Москвы..."

Рузалия Загрутдинова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 3432 комментариев: 5
Краткое описание
  Литературная викторина для учащихся 8-х классов по теме: "Сей город бесспорно первый в России после Москвы..."  расширяет кругозор ученика, способствует к поисковой деятельности, усиливает наглядность и конкретность преподавания, способность к развитию навыков самостоятельной работы, служит хорошим средством воспитания патриотизма и национальной гордости.
Описание
МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
 
 
Всероссийский конкурс

«Виват, Россия!»

 

Номинация: «История в событиях и лицах»

   
«Сей город бесспорно первый в России 
после Москвы…»
(Литературная викторина для учащихся 8-х классов)
 
 

Разработку выполнила:
  учитель русского языка и литературы 
  высшей квалификационной категории
Загрутдинова Рузалия Рафаиловна

 
 Апастово, 2012г.
 
 

.
Пояснительная записка
 

ФИО: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна
 
Название учебного заведения: 

МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
 
Название конкурсной разработки:

«Сей город бесспорно первый в России после Москвы…»
(Литературная викторина для учащихся 8-х классов).
 
Цель: создать условия для расширения научного кругозора учащихся; 
способствовать овладению приёмами последовательной работы; 
развивать поисково-исследовательскую деятельность;  
формировать интерес к изучению родного края;
воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.
 
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьников с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.
    Краеведческий материал, использованный на уроках литературы и во время внеклассных мероприятий по предмету,  содействует воспитанию лучших моральных качеств, присущих национальному характеру данного этноса. Сопоставление фактического материала помогает школьнику делать интересные наблюдения о принципах отбора, типизации и приёмах преобразования жизненных источников в законченную образную систему художественного произведения. 
   Важным источником знаний и патриотического воспитания школьников при подготовке к этому внеклассному мероприятию стал поиск материалов  о писателях, чья жизнь  или творчество связаны с нашим краем. Такая  работа   дала возможность ощутить радость познания, большую духовную полноту, глубже понять писателя как человека и творца    художественных произведений и двигателя истории.
   
Логотип портала:<a href=«https://www.uchmet.ru/contests/vivat-rus-2012/» title=«Всероссийский конкурс «Виват, Россия!», 2012»></a>

 

Ведущий: 

   Есть города, значение которых невозможно переоценить. К таким городам и относится наша древняя и молодая столица – Казань.
   Казань – громадная летопись, в которой уместилась вся история народов, живущих в нашей Республике.
   Прославленный народный поэт Г. Тукай посвятил любимой Казани многие строки и создал её проникновенный лирический образ:
  
  О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
   Здесь деянья дедов наших, здесь священные места,
   Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
   Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг, 
   Здесь живёт моя подруга,  райский свет в её очах.
 
Великая, вечная и молодая Казань, обновляясь, не перестаёт быть для всех нас и городов Республики матерью.
     Каждому поколению она являет свой неповторимый облик. Часть души каждого из нас принадлежит Казани, независимо от того, живём мы в столице или в далёкой деревеньке.
     Сегодня во время литературной викторины мы узнаем, как многие улицы, бульвары, площади, дома столицы запечатлены на страницах художественных произведений, как много поэтов и писателей не остались равнодушными к городу Казань.
   Участники викторины делятся на две команды. Каждая из них придумывает название, эмблему.

    Соперники приветствуют гостей и участников викторины. В качестве приветствий используются стихи русских и татарских поэтов о Казани.

 
1 команда

    О Казань, ты – как светильник на горе горишь в ночи,
    Словно свечи – минареты, колокольни, каланчи.
    Ярко светишь ты уездам захолустным и глухим,
    Возвышаясь горделиво, путь указываешь им.
(Г. Тукай «Казань и Заказанье»)
 
2 команда

    Чуть про Казань разговор заведут, вспомню я место родное.
    Озеро то, что Кабаном зовут, сразу встаёт передо мною.
    Озеро это и город давно с любовью народом  воспет.
    Всё там старинною славой полно, хранит вековые заветы.
 (Г. Тукай «Казань и Заказанье»)
1 команда

    Университет –
    горделивость Казани,
    и стены его и доныне
    хранят любовнейшее воспоминание
    о великом своём гражданине…
 (В.В. Маяковский «По городам Союза»)
 
2 команда

   Я поднялся на башню Сюембики,
   Передо мной раскинулась Казань.
   Как на ладони, город мой великий
   Лежит, открытый взволнованным глазам.
 (А. Ерикеев «Моя Казань»)
 
1 команда

     Я сегодня с башни Сюембики
     Пришёл взглянуть на новую Казань.
     Она с историей великой
     Открыта вся взволнованным глазам.
    (А. Ерикеев «Моя Казань»)
 
1 конкурс 

 «Они были в Казани».

 

1.Сколько музеев, посвященных русским и татарским писателям и поэтам, есть в Казани?
(Всего пять: музеи М. Горького, Е. Баратынского, Г. Тукая, Ш. Камала, М. Джалиля).

2. Где и когда  был открыт Дом – музей, посвящённый М. Горькому?
(12 мая 1970г., в пекарне А.Е. Деренкова, где будущий писатель работал в 1886-1887 годах).
3. С какой целью М. Горький приехал в Казань?
(Горький приехал в Казань в 1884 году с твёрдым намерением поступить в университет).
4. Кто ещё из русских писателей и поэтов посетили Казань или жили в нём какое-то время?
(Р.Р. Державин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.Т. Аксаков, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, В.В. Маяковский).
5. Кто из крупнейших русских поэтов XVIII века вырос и учился в Казани?
(Г.Р. Державин).
6. Почему писателю XVIII века А.Н. Радищеву пришлось дважды проехать по территории бывшей Казанской губернии?
(В 1790 году по пути в Сибирь, куда он был сослан за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» и в 1797 году – возвращаясь из ссылки).
7. Когда и почему А.С. Пушкин посетил Казань?
(А.С. Пушкин приехал в Казань в сентябре 1833 года. Чтобы собрать  материалы о крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачёва, он встретился с людьми, посетил архив,. Пробыл он  в Казани  два дня).
8. Кого из крупных писателей первой половины XIX века называют «первым казанским студентом». Почему? 
(5 ноября 1804 года был открыт Казанский университет. На первый курс университета зачислили выпускников местной гимназии. Первым в списке стояло имя 14-летнего Сергея Аксакова).
9. Кто ещё из писателей I половины  XIX века подобно А.Н  Радищеву был в Казани проездом в ссылку?
(А. И.  Герцен.  О казанском этапе пути он рассказывает в мемуарах «Былое и думы»).
10. Назовите улицы, парки, названные в честь русских писателей и поэтов?
(Л.Н. Толстого, Гоголя, Островского, Горького, Некрасова, Чехова, Достоевского, Маяковского и др. парк Горького).
11. Назовите памятники русских писателей и поэтов XIX века, установленные в Казани?
(Памятник А.С. Пушкину, Г.Р. Державину).
 
2 конкурс

 «Казань в художественной литературе».

Ведущий:  Давайте знакомые книжки откроем
  И снова пойдём от страницы к странице.
  Всегда нам приятно с любимым героем
  Опять повстречаться, сильней подружиться 
 
1. Назовите произведения М. Горького на казанскую тему.
«Мои университеты», «Коновалов», «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», «Хозяин», «Дело с застёжками», «Случай из жизни Макара» и др.).
2. В каких своих произведениях В.В. Маяковский пишет о Казани?
(«По городам Союза», «Три тысячи и три сестры», «Казань»).
3. В каком стихотворении 55-летнего поэта Державина видим его  желание вновь увидеть родные места, величавую Волгу и Каму?
(«Арфа» 1798г.).
4. В каком своём произведении Радищев пишет об изнурительно тяжёлом каторжном труде волжских бурлаков и караванных рабочих?
(«Дневник путешествия из Сибири»)
5. В каких произведениях А.С. Пушкина упоминается Казань?
(В «Истории Пугачёва», в главе «Суд» повести «Капитанская дочка»: «…я приехал в Казань, опустошённую и погорелую.  По улицам, наместо домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон.  Таков был след, оставленный Пугачёвым!»)
6. Как называется произведение, в котором Сергей Тимофеевич Аксаков пишет о своих университетских годах?
(«Воспоминания»)
7. Назовите автора рассказа «После бала» (1903). Что послужило ему поводом  написания такого сюжета?
(Рассказ «После бала» написал Л.Н. Толстой. Он жил в Казани с 1841 по 1847г.г.  Рассказ был написан по очевидным данным, которые произошли на Арском поле близ Казани).
 
3 конкурс

 «В Казань за песнями».

 
  Ведущий: Что за песни, что за песни 
   Распевает молодёжь!
   Песни весёлые, живые –
   Молодецкие!  
 
 Участникам конкурса предлагается назвать и спеть песни о Казани.
Команды называют следующие песни:
— «Казанский платок» — музыка народная, обработка С. Сайдашева,
    слова  народные, перевод Р. Хакимова.
— «Пара коней» — музыка народная, обработка З. Хабибуллина, слова Г. Тукая.
— «Новая Казань» — музыка А. Ключарёва, слова М. Хусаинова.
— «Песня о Казани» — музыка М. Музаффарова, слова Х Вахитова.
— «Вечерняя Казань» — Музыка Х. Валиуллина, слова Н. Арсланова.
 
4 конкурс

 «История в событиях и лицах»

     Вниманию учащихся предлагается кроссворд. Правильно отгадав 9 зашифрованных слов, можно будет прочесть имя исторического лица, сказавшего «Сей город бесспорно первый в России после Москвы…» 
(Екатерина II)
 
1.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Автор мемуаров «Былое и думы» (Герцен).
2.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Великий русский поэт, посетивший Казань в связи с написанием «Истории Пугачёва» (Пушкин).
3.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Кого в Казани называли «Русский Андерсен»?  (Н.П. Вагнера, автора философских сказок и притчей: «Сказки Кота Мурлыки»).
4.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Русский писатель, отразивший свои Казанские впечатления в рассказах «Утро помещика», «После бала»? (Л. Н. Толстой)
5.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Великий русский актёр, первый исполнитель ролей Фамусова («Горе от ума»), городничего («Ревизор»)? (Щепкин).
6.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Автор слов: «Казань – любимейший из моих университетов». (Горький).
7.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Фамилия известного русского поэта, крещённого в церкви  Св. влкм. Варвары. (Н. Заболоцкий).
8.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Кобзарь, украинский поэт, художник и политический деятель. (Т.Г. Шевченко).
9.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     «Студент № 1» Казанского университета. (С.Т. Аксаков).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Жюри подводит итоги. 
 
    Учащиеся читают свои стихи о Казани.
 
1.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Сверкая сквозь призму столетий,
Мой город встречает тысячелетье!
Казань, ты прекрасна, юна, величава,
Ты сказкой, ты песней – метой моей стала!
Твой кремль вознёсся под куполом неба.
Столица моя, клянусь, где б я ни был,
Я в мыслях лечу к белоснежным стенам
И дом вспоминаю – мой Татарстан.
 
2.<span st yle=«FONT: 7pt «Times New Roman»»>     Люблю тебя, прекрасный город,
Хотя тебе так много лет,
И каждый дом в тебе мне дорог,
И фонарей неяркий свет.
Вот я иду по улицам Казани,
И мысли в прошлое летят.
И то – с историей свиданье,
О том мне книги говорят.
 
 Ведущий: 

    Самая большая ценность в мире – жизнь: своя, чужая, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас красотой, неожиданной мудростью, великолепием, неповторимостью. Жизнь надо прожить с достоинством. А для этого каждый из нас должен знать  и беречь историю своей страны, своей малой Родины.
 
Использованная литература

1. М.Н. Елизаров. Они были в Казани. – Казань, 1983.
2. В.А. Клементовский. Русские писатели в Татарии. – Казань, 1974.
3. А.И. Девятых и др. Казань. Времён связующая нить. – Казань, 2000.
4. В.В. Егерев. Дома, связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Казани. – Казань, 1956.
5. С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника. – М., 1994.
6. Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. Краеведение на уроках развития речи. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
7. В. Белокопытов, Н. Шевченко. Их именами названы улицы Казани. – Казань, Татарское книжное издательство, 1973.
8. Казань. Времён связующая нить. – Казань: «Титул», 2000.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
20.03.2012 08:07
Уважаемая Рузалия Рафаиловна!

Пожалуйста, добавьте текстовый файл своей разработки, оформленный согласно критериям Положения Конкурса.

С уважением, С.А. Колодин.
Ольга Щербакова
11.04.2012 22:01
Мероприятие "пропитано" лирическими чувствами к своей малой родине, прочитывая его ты гордишься тем, что в нашей стране есть такой город. этот город стал музой для воспевания его разными поэтами, писателями. Учитель не утомляет учащихся в ходе викторины, комбинирует разные задания.Не хватило в разработке наглядного материала, возможно презентации.
Марина Токарева
12.04.2012 11:22
Методическая ценность разработки  несомненна. Краеведение в большей степени, чем другие исторические разделы воспитывает патриотические чувства. Тема раскрыта, цель достигнута. Жаль. что нет наглядности. Список литературы не по алфавиту.
Марина Токарева
12.04.2012 11:22
Методическая ценность разработки  несомненна. Краеведение в большей степени, чем другие исторические разделы воспитывает патриотические чувства. Тема раскрыта, цель достигнута. Жаль. что нет наглядности. Список литературы не по алфавиту.
Анжела Желтышева
15.04.2012 06:57
Разработка игры соответствует целям и задачам. Игра способствует формированию компетенций в предметной области и в области информационных технологий;
развитию таких ценностей, как любовь к Родине, литературе, культуре;
развитию общекультурного кругозора, способности мыслить.
К сожалению, не обнаружила ни презентации, ни каких-либо других медиаресурсов.
Сама разработка интересна и может быть использована и в урочной, и внеурочной деятельности.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос