В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Понятие об имени прилагательном

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Понятие об имени прилагательном.doc Скачать


Тема урока: Понятие об имени прилагательном.







Цель урока: Дать понятие учащимся об имени прилагательном как части речи.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Задачи урока:


  • Учить учащихся распознавать имена прилагательные, устанавливать их связь с именем существительным;

  • Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развитие кругозора учащихся, орфографической зоркости;

  • Воспитание любви к русскому языку, уважение к традициям русского народа; воспитание культуры общения, поведения.





Средства обучения: учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, колпаки поварят, мяч, карточки , тесты.
















Ход урока:


I Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, необычен он тем, что урок веду я, и на уроке у нас присутствуют гости. Мы с вами будем с сегодняшнего урока более подробно изучать часть речи, а какую, вы узнаете позже.


А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


II Чистописание.


- Сегодня будем писать букву К. Дайте характеристику этой буквы.

Напишите строчку букв Кк , обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

Прочитайте слова для чистописания:

капуста, картофель, мяч, кабачок.

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

Спишите только название овощей, поставьте ударение, подчеркните гласные буквы.


III Актуализация знаний.


- Какое слово мы не записали? Опишите его признаки.( мяч)

- Какой частью речи являются названные слова? Кто догадался о чём пой дёт речь на уроке? Какую тему мы начинаем изучать? Понятие об имени прилагательном.

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Назовите слово, обозначающее предмет? А теперь подберите слово, обозначающее признак предмета. Какое составили словосочетание? От какого слова зададим вопрос к имени прилагательному? С какой частью речи связано имя прилагательное? Приведите примеры.



- Ребята, а сейчас давайте послушаем два текста.

Мой мяч, Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь? Ты куда помчался вскачь?

Не угнаться за тобой! Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Чем похожи эти два текста? А чем отличаются? Какой текст вам больше понравился? Почему? Какие слова помогли лучше представить мяч? Какой частью речи являются эти слова? На какие вопросы отвечают?


III Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 103 упр. 5

(Спишите стихотворение, волнистой чертой подчеркните имена прилагательные.)

Назовите слова, которые вы подчеркнули. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? С каким словом связаны эти слова? Проверьте правильность выполнения задания.

( Картина о весне)


- Ребята, а какое сейчас время года? Нравится вам весна? Составьте предложения о весне, используя имена прилагательные. Картина может вам в этом помочь ( опрос 2-3 учащихся) Молодцы! А вот как о весне написал А.К.Толстой.

(с.101 упр.2) дети читают, затем читает учитель.

- Что называют и на какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются?

Выпишите словосочетания. От какого слова ставится вопрос к имени прилагательному?

( Учащиеся выходят к доске)

Хорошо! Работа в группах. А теперь выполните задание на карточках, дописав имена прилагательные (проверка).


IV Физминутка.

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.

И в последний раз присели, а теперь за парты сели.


V Наблюдение над ролью имён прилагательных.

Вот крупа, молоко, чашка.

Сварилась к завтраку вкусная (кашка)

Я предлагаю поговорить о каше. И до конца урока стать поварятами. Согласны? Наденьте ваши колпаки поварят. Какие красивые поварята! Я думаю и каша у нас получится вкусная и полезная. Ведь она не простая, а волшебная. Она научит не только правильно питаться, но и правильно употреблять имена прилагательные , чтобы наша речь была красивой и выразительной.


Каша – одно из самых старинных блюд. Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная . Человек ест их уже 9000 лет.

Рисовую кашу – 5000 лет, гречневую – 4000 лет.

Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

При рождении ребёнка варилась « бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен был съесть молодой отец.

Рецепт знаменитой суворовской каши родился 300 лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы. Суворов приказал смешать горох, перловку, пшено, гречку, добавив лук и масло. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион бойцов – гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

Я и вам советую каждый день есть кашу на завтрак. Ведь в крупах, из которых мы варим кашу содержатся витамины В1 и В2, которые помогают вам вырасти сильными, здоровыми, энергичными и сохранить хорошее зрение.


Ну что же, давайте посмотрим из какой крупы варят кашу.

(показ тарелочек с крупами)

Задание: подберите имена прилагательные к слову каша.

(запись у доски, учитель диктует)

Каша(какая?) манная, гречневая, пшённая, рисовая, перловая.


А теперь давайте похвалим кашу. Какая часть речи поможет нам?

(на экране слова) сладкая, молочная, полезная, жидкая, горячая.

Задание: спишите, подчеркните знакомые вам орфограммы. Проверка.



Работа в группах. Пословицы.

Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. А знаете, ли вы пословицы и поговорки мы сейчас проверим.

Задание: соедини пословицы.

Запись пословицы о каше. Ребята, а в какой группе пословица о каше с именем прилагательным? Назовите и объясните её смысл.


Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша – пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Гречневая каша – матушка наша.

Она вкусная и питательная, даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой.



VI Физминутка

Чтобы глазки зорче были, чтобы зрение сохранить

Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги, вправо, влево, поскорей

Быстро глазки все закроем и откроем их скорей.

А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно ну, а дальше – будь здоров!


VII Работа по развитию речи.


- Составьте предложение, используя слова, записанные на доске.

Бабушка, кашей, ребят, угощала, сладкой.

Задание: подчеркните главные члены предложения, найдите имя прилагательное.



VIII Итог урока. Оценки. Домашнее задание.


Что нового узнали на уроке?

Какую тему начинаем изучать?

Вспомните свои впечатления и скажите, с каким настроением вы работали на уроке.



Вот и окончен урок. Поварята из вас отличные! На память об уроке я вам дарю блокнотики, вы можете в них записывать рецепты любимых блюд.

И наступило время отведать волшебную кашу, которая благодаря вашим знаниям, трудолюбию, получилась ароматная и вкусная. Дорогие гости не хотите ли отведать нашей волшебной каши?








Презентация Понятие об имени прилагательном.ppt Скачать
Обсуждение материала
Billy
7.06.2013 12:50



Emily
7.06.2013 18:52



Erin
23.07.2013 11:37



Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос