В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Формирование понятия "текст"

Формирование понятия "текст"

Светлана Сафронова
Тип материала: Урок
просмотров: 4602
Краткое описание
Конспект группового занятия.
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
- совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
- формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память
- развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать культуру речи.
Описание
Тема: Формирование понятия «текст».  
 
 Цель: формировать понятие о тексте как единице речи.
 
 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
— совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
— формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:

— развивать внимание, мышление, память
— развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения;
— воспитывать культуру речи.
 
 
Оборудование:

сюжетная картинка «Кошка с котятами», предметные картинки — кораллы, кларнет, ворона, счеты.
 
ХОД  ЗАНЯТИЯ
 
I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
 
II. Речевая зарядка

—  Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте  и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— О каком качестве идет речь?
— Почему нельзя воровать?
— Что вы сейчас повторяете?
— Почему вы так решили?
— Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
— Назовите слова со звуками [р] и [л].
 
III. Сообщение темы урока. 

— Сегодня мы  поговорим о том, что такое текст, выясним, какими признаками он должен обладать. Научимся отличать текст от набора предложений.
 
IV. Актуализация знаний по теме урока.

— Прочитайте записи на доске:
 
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

 

— Определите, где написан текст? Докажите это.
— О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
— О чем говорится в записи под цифрой «два»?
— Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
— Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
— Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
— Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
 
V. Развитие логико-грамматических конструкций.

— Для того чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.
— Какие слова называются антонимами?
— Отгадайте загадки и подберите к словам-отгадкам антонимы:
Этому мальчишке
доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко  -
Все неправда, все не так.
    (Врун)
Он привык всегда, везде 
думать только о себе.
    (Эгоист)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит.
 (Ябеда)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»? 
(Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня... 
(Зазнайка)
 
— Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?
— Почему в загадке использовали слово «язычишко»?
— Какие  положительные качества характера помогают дружбе?
 
— Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.   
 — Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
— Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
— Каким словом можно заменить слово «познаются»?
 
VI. Физминутка.

— Прослушай стихотворение «Лентяй»,  выполните вместе со мной следующие упражнения:
 
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.  
Два глаза закрываются. (Дети  выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй, (Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых  подавай! (Ученики приседают, руки кладут под голову.)

 

— Подберите слово-антоним, нравятся ли вам лентяи?
 
VII. Выделение предложений из сплошного текста.  

— Прочитайте текст.
   Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара она  клювом листала книгу ворона считала на счетах  Кара ловко снимала  кольцо со столбика.
 
— Получился  рассказ?
— Почему?
— Что такое счеты?
— Что значит, ворона считала на счетах?
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
— Как еще можно показать границы предложения?
— Что такое граница?
— С какой буквы начинается предложение?
— Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
— Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
— Докажите, что вы прочитали текст.
— Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
— Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).
 

 VIII. Работа с деформированным текстом  

— Прочитайте предложения.
 
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
 
— Можно ли это назвать текстом? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
— Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
— Прочитайте предложения в нужной последовательности.
— Докажите, что вы составили текст.
— Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
— Как располагаются предложения в тексте?
— Можно ли в таком виде записать текст?
— Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
— Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.

— В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
— Красная строка показывает законченную часть текста.
—  Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
— Спишите текст.
Наша Мурка
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
 
 
IX. Итог занятия

— Что такое текст?
— Работали ли вы с текстами на других уроках?
— Какие тексты вы можете назвать?
— Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
— Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
 
X. Домашнее задание

 — Составьте текст о своем любимом животном.
 

XI. Оценка деятельности учащихся.

 

 
<lock aspectratio=«t» v:ext=«edit»>

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru