В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 2237
Описание
   Учитель. Как много вложено в это слово. Это профессия, но я считаю, что это призвание.
С детства сохранился стереотип учителя: доброго и отзывчивого, способного к самопожертвованию, конечно, грамотного, не умеющего лгать, терпеливого.
   Помню свою первую учительницу Любовь Ивановну Опарину. С каким благоговением я смотрела на неё, ловила каждое слово, старалась выполнить всё, что скажет учитель. Она для меня была непререкаемым авторитетом, кладезем мудрости и знаний. 
   Так и моя бабушка Мария Ивановна Дурнева тоже учитель, научила меня читать с раннего детства, помогала готовить домашнее задание, водила в библиотеку «на открытия». Именно она привила мне любовь к чтению, а ещё к природе и бережному отношению к ней.
   Настоящую кухню учительской жизни я увидела, когда подросла, наблюдая за своей мамой, учителем русского языка. Рано уходя в школу и поздно возвращаясь, она проводила вечер, готовясь к очередным урокам, проверяла тетради, писала планы. Мне нравилось листать ребячьи тетради, смотреть оценки. Я мечтала стать учителем. У нас дома было много детских книг, журналов, газет и мы с сестрой  любили перечитывать их и играли в школу со своими куклами.
   Обучаясь в школе и институте, я встретила много разных учителей. Может, кто-то из них и не был учителем по призванию (некоторых мы ученики, а потом студенты любили, к другим  относились снисходительно), но с детства воспитанное уважение к учителю я пронесла через всю жизнь.
   Прошли годы. Окончив педагогический институт, я уже 12 лет работаю в школе. Оглядываясь на прошлое, думаю, что у меня и не могло быть иной профессии.
    Да, теперь дети не восхищаются профессией учителя и немногие мечтают стать им. Время меняется. Изменились и ключевые отношения человека к наивысшим культурологическим ценностям. Сейчас больше речь идёт о цене. А ценности? То, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни? Ценность духовна, не имеет предметной субстанции, ощущениями её не обнаружишь. Пушкинское «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» — предельно точно оценивает границы цены и ценности. Для цены – сфера рынка, для ценности – душа.
   Как жить учителю между этих противоречий? Как не задержаться в сфере рынка и остаться там навсегда: уж очень быстро растут потребности, ставя человека в положение постоянной неудовлетворённости? И как выстроить процесс целенаправленного формирования у школьников ценностных отношений? Ведь сейчас, оказывается, знания тоже продаются и покупаются. И профессия учителя не столь престижна и высоко ценима как раньше.  
   Но, считаю, что единственная ценность учителя «слово» нельзя продать и купить. Только с помощью слова учитель может воздействовать на ученика, будь то убеждение или нотация. Кто-то критикует «словесную педагогику». Но нам не уйти от неё: просто нужно правильно выбирать путь слова. И в доказательство этому хочу привести стихи, прочитанные мною в «Учительской газете» и глубоко запавшие в душу:
Послушай слово: как оно поёт,
Звенит клинком и как морозит кожу.
Почувствуй слово: ведь оно живёт,
Убить и воскресить, восславить может.
Ты мир своей любовью обойми,
Прекрасное ты возвеличь словами
Затем воспой – твои ученики
Заговорят вдруг белыми стихами.
Из белых слов сплетём тогда венки
И все наденем белые одежды
И, слово, подхватив,  ученики
Враз оправдают все твои надежды.
Восславим слово, слово воспоём,
Оплачем, возвеличим и прославим,
Со словом белым мы в закат уйдём, 
Со словом алым мы с зарёй восстанем!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров