В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Комментирование проблемы исходного текста

Комментирование проблемы исходного текста

Елена Бауло
Тип материала: Урок
просмотров: 15828 комментариев: 4
Краткое описание
Цель:    подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту
Задачи: развивать умение учащихся комментировать проблему исходного текста;
научить школьников приемам свертывания информации при построении логической схемы     текста.
Описание
Методические и дидактические материалы
 
                                      
 Материалы
 
 Источник 
 
 Для решения каких задач предназначены
 
 А.И. Гейн «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога…»
 
 Дистанционный курс повышения квалификации
Лекция №4 «Продуктивные технологии обучения и информационная поддержка их осуществления», видео-лекции
 
 Обучение приемам свёртывания и развёртывания  информации в процессе работы с текстом
 
 А.Г. Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»
 
 Дистанционный курс повышения квалификации
Лекция №8 «Написание сочинения»
 
 Поэтапный разбор каждого содержательного критерия проверки сочинения-рассуждения по данному тексту
 
 Н.А. Сенина, 
А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»
 
 ЛЕГИОН – М, Ростов-на-Дону, 2010
 
 Типы комментария исходного текста
 
 Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов «Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С)»
 
 АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008
 
 Интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов
 
 Т.А. Долинина «Алгоритм подготовки к части С»
 
 АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008
 
 Работа над сочинением рассуждением, отвечающим критериям проверки
 
 «Развёртывание и свёртывание информации»
 
 Технологии e-learning
websoft-elearning.blogspot.com/2007/02/2-2_20.html
 
 Общие правила свёртывания информации
 
 Словопедия 
 
 www.slovopedia.com/4/202/652933.html
 
 Инфомационные  материалы
 
 А.Б. Малютин, Г.М. Крамаренко Единый Государственный Экзамен 2077
 
 Творческий центр «Сфера», М., 2007
 
 Тексты 
 
  
Участники мероприятия: учащиеся 11б класса МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской области
      директор школы Кузовлева А.Я. 
      Заслуженный учитель России Захарчук А.И.
 
     Ход урока
     
1.  
— Мы научились формулировать проблему исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – комментирование проблемы, поднятой автором данного текста.
      — Что такое комментарий? 
   1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н.)
— Что значит прокомментировать? 
Вывод: для того чтобы прокомментировать текст, необходимо понимать взаимосвязь всех его частей (в данном случае абзацев) и объяснить результаты вашего исследования уже не себе, а другим.
 
2.Работа над логической схемой текста.
 
— Что такое абзац? (Микротекст, связанный с общей темой текста. Он продолжает информацию предыдущего,  добавляет что-то новое.)
 
— Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как исследуется проблема.
В этом вам поможет логическая схема текста. Создавая логическую схему, надо помнить, что главная мысль может развиваться двумя способами:
 
  
           
                   










  
 
 
      
     
 
 Следствие
 
 
  
            
     

      
    А р г у м е н т ы
 
-Охарактеризуйте каждый из этих способов.
 (1 – параллельный способ развития мысли, 2- последовательное развитие мысли)
 
-Чем логическая схема отличается от плана? (Это фрагменты сжатой информации)
— Наша задача – научиться сжимать информацию, данную в тексте, с тем чтобы использовать её в логической схеме, а затем в комментарии к проблеме.
 
3. Построение и анализ логической схемы текста.
 Задание. 
     Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не ви­новаты, — не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то толь­ко по вине людей.
(4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явле­ний. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток — сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащи­той, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа гро­зы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с га­ком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контроли­ровать исправность этих простейших устройств, как того требу­ют правила. (11) И совсем уж зря обвиняют небесные «стре­лы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись — что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания — причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17) Зима у нас сопровождается природными явления­ми, называемыми морозами. (18) И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разру­шению этих коммуникаций — они ломаются ото льда, в ко­торый превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего преду­смотрены специальные вентили. (21) Операция простень­кая, незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть- чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне доста­точно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяй­ством систему отопления. (25) И каждый год — одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу: «Пожалев ко­пейки, поплатишься рублём»? (27) (27) Все знают. (28) Но за­чем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.  (По Г. Черникову)
     
       Логическая схема
        


     
 
 Человек сам виноват, что силы природы вредят ему
 
 
  
  
 
 
     
                     












  
 
 
 
      
        


  
 
 
 
 
 
 
 1.    Какова основная проблема текста?
2.  Какие доводы приводит автор, чтобы доказать свою точку зре­ния? Какие выводы он делает?
3.  Каким образом помогает вам в работе схема?
4.  В каких (-ом) предложениях (-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание (-я), противоречащее (-ие) его позиции?
 1)  1-3;    2)  11, 12;     3) 14;   4) 28.
5.    Определите стиль и тип речи автора:
1)   разговорный стиль, рассуждение;
2)    официально-деловой стиль, описание;
3)   публицистический стиль, рассуждение с элементами описания;
4)    художественный стиль, повествование и рассуждение.
6.  Устно составьте комментарий к поставленной автором проблеме.
 
 
— Что нужно добавить к логической схеме, чтобы получился комментарий, а не сжатый пересказ текста?
— Используя данные формулировки, мы получим текстовый комментарий:
 
Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает…) интересную (сложную, серьёзную, острую, злободневную…)проблему ….
 
В статье (тексте, очерке…) раскрывается (анализируется, исследуется…) проблема (тема) …
 
Самыми убедительными доводами являются …
 
Также автор отмечает …
 
Автор исследует …. и  на основе этого делает вывод о …
 
Свои рассуждения о … писатель  начинает с замечания о том, что…
 
Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
 
4. Типы комментария.
Перед вами сжатая информация, данная в виде схемы. Попробуйте максимально «развернуть» информацию и рассказать о типах комментария к исходному тексту.
 
        


  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5. Практическая работа
Задание. Составьте логическую схему текста, свернув исходную информацию. Воспользуйтесь общими правилами свёртывания информации. 
 
  1. Сокращайте текст без потери смысла — вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации для учебного курса.
  
  1. Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие цели он преследует.
  
  1. Сокращая текст, важно продолжать писать его как живой человек. Не стоит переходить на телеграфный стиль, жертвуя человеческим отношением ради уменьшения количества слов.
  
  1. Привести к потере смысла при свертывании информации  может  упрощение. Текст должен быть написан просто, но не слишком просто.
  
Текст
(1)Компьютеры появились во второй половине XX века. (2)Сначала словом «ком­пьютер» называли вычислительные устройства, выполнявшие самые примитивные интеллектуальные функции. (З)Потом этим словом стали называть вообще всякие устройства, имеющие дело с информацией и имитацией интеллектуальных опера­ций с нею, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. (4)Успех их был умопомрачительным, беспрецедентным. (5)В течение жизни двух-трех по­колений они покорили человечество. (6)Они стали всесильными божествами на­шего Глобального человейника.
(7)Личные компьютеры, в которые мы «записываем» информацию о нашей индивидуальной жизни, в шутку называют исповедальниками. (8)А всерьез их счи­тают материализацией нашей духовной жизни, наших бестелесных душ. (9)Они прошли три этапа в своем развитии: печатания пальцами, диктовки голосом и думания про себя. (Ю)Появились даже такие исповедальники, которые записыва­ют сны и неосознанные мозговые процессы, то есть подсознание. (11)Уже в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие пользоваться испове­дальниками на любом расстоянии от них.
(12)Точно также в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позво­ляющие получить справку по любому вопросу из глобальной информационной сети. (13)Современный человек уже немыслим без таких универсальных информа­торов, как и без исповедальников. (14)Считается, что благодаря таким универсаль­ным информаторам мы носим с собой (именно с собой, а не в себе!) все богатства познания, накопленного человечеством за всю прошлую историю, — стали сверх­людьми. (15)Но это ничуть не препятствует тому, что подавляющее большинство таких сверхлюдей является дураками и невеждами. (А.А. Зиновьев)
 
6.Обобщение и выводы.
 
— Что такое комментарий к тексту?
— Что такое логическая схема текста? Как она помогает в работе над комментарием?
 
— Научившись свёртывать информацию, вы легко построите логическую схему текста, а затем, воспользовавшись ею, напишете комментарий к проблеме данного текста.
 
Д/З. Написать комментарий к проблеме данного текста, воспользовавшись составленной логической схемой.
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
svertuvanie inf.DOC Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Дубина
26.08.2011 22:38
Замечательно! Актуально и важно.
Елена Бауло
3.09.2011 15:59
Спасибо за отзыв, Татьяна! Непонятно, почему схемы не показаны так,  как надо...?:(
Артём Мокеев
5.09.2011 09:00
Елена, возможности разметки материалов на сайтах значительно ограничены, в отличии от возможностей MS Office Word. Вы можете: писать текст, вставлять таблицы, списки, ссылки и использовать визуальное выделение (цвет, размер шрифта, жирнее,...).
Схемы никак не отобразить. Лучше, наверное, будет очистить данные места и сослаться на приложенный файл.
Елена Бауло
6.09.2011 15:03
Спасибо! Попробую.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров