В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

бирюкова ольга бирюкова ольга
Тип материала: Урок
просмотров: 5010

Описание
 
 ТЕМА: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
цели: познакомить с новой ролью ь –  показателя женского рода имён существительных.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание:
— Отгадайте, написание, каких букв мы будем сегодня повторять.
1. Эти буквы обозначают звуки парные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости. 
( Ж–Ш)
2. Эти буквы обозначают звуки непарные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости. Они обозначают глухие согласные, всегда мягкие звуки.
(Ч — Щ  )  - Как эти буквы можно назвать?  (шипящие)
Не знать — не страшно, страшно – не узнать.
3. Повторение.
( о роли ь)
— Отгадайте загадки и напишите отгадки:
 
 
  
 1. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
А потом хвалили? (КАРТОФЕЛЬ) 
2. По лужку он важно  бродит,
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.   (гусь) .
3. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд, 
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? …
   (коньки)
5. падают с ветки
 Золотые монетки.
   (листья)
 
 
 
4.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной  бляшке, 
В синей форменной рубашке?
Это он,
Это он, 
Ленинградский    
(ПОЧТАЛЬОН)
 
 
 
   — Что общего в записанных словах?
— Какую роль в словах- отгадках выполняет ь?
 ь
 
смягчает  разделяет
 
-А какую роль выполняет ь в этих словах:
Мышь, ночь, луч, нож, камыш, рожь, помощь, речь, товарищ..
  — Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
(Мы постараемся узнать, когда пишется мягкий знак  на конце существительных после шипящих и какую роль он выполняет в данных словах)
— физминутка -
5. Работа по теме урока.
-Чтобы достичь поставленной цели, давайте проанализируем слова, записанные на доске. Что общего есть у этих слов? (имена существительные, в единственном числе, на конце шипящий звук, в И. п.)
-А чем они отличаются?
 
(ПОДСКАЗКА: — Разделите слова на две группы:
 
лучмышь
ножрожь
камышпомощь
речь
-Какую ещё грамматическую характеристику можно дать словам из первой группы; из второй группы?  (м. р.   Ж. р.)  )
-Какой можно сделать вывод о написании ь на конце существительных после шипящих?
— Давайте сравним наши выводы с информацией учебника.
6. Работа по учебнику.
     (с. 29 – сам. чтение правила )
— Сравните наши выводы  с правилом в учебнике.
Упр. 46 – коллективно.
- Определите род следующих имён существительных:
 
Туш, тушь,
свищ, ретушь,
плешь, брешь,
блажь
8. Работа с толковым словарём.
(выяснение лексического значения слов — коллективная работа)
7. Определение новой роли ь.
— Вернёмся к схеме о роли ь. Что нужно добавить к этой схеме, какую же ещё роль выполняет ь?
 
 Ь
 
исцеляет   вдохновляет   указывает на 
    женский род
.
9. Итог урока.
  — Что нового узнали? Чему научились на уроке?
10. Задание на дом.
 -Поработайте дома со  словарём или вспомните сами или обратитесь за помощью к старшим  и найдите 5-10 слов с шипящим на конце, после которого пишется или не пишется ь.
Пожаловаться 30 июня 2011
Файлы
откр. урок в 3 классе.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


ТЕМА: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

цели: познакомить с новой ролью ь – показателя женского рода имён существительных.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Чистописание:

- Отгадайте, написание, каких букв мы будем сегодня повторять.

1. Эти буквы обозначают звуки парные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости.

( Ж–Ш)

2. Эти буквы обозначают звуки непарные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости. Они обозначают глухие согласные, всегда мягкие звуки.

(Ч - Щ ) - Как эти буквы можно назвать? (шипящие)

Не знать - не страшно, страшно – не узнать.

3. Повторение.

( о роли ь)

- Отгадайте загадки и напишите отгадки:


1. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

А потом хвалили? (КАРТОФЕЛЬ)

2. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь) .

3. Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки!

Кто несёт меня? …

(коньки)

5. падают с ветки

Золотые монетки.

(листья)







4.Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной рубашке?

Это он,

Это он,

Ленинградский

(ПОЧТАЛЬОН)





- Что общего в записанных словах?

- Какую роль в словах- отгадках выполняет ь?

ь



смягчает разделяет



-А какую роль выполняет ь в этих словах:

Мышь, ночь, луч, нож, камыш, рожь, помощь, речь, товарищ..

- Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

4. Сообщение темы и целей урока.

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке ?

(Мы постараемся узнать, когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих и какую роль он выполняет в данных словах)

- физминутка -

5. Работа по теме урока.

-Чтобы достичь поставленной цели, давайте проанализируем слова, записанные на доске. Что общего есть у этих слов? (имена существительные, в единственном числе, на конце шипящий звук, в И. п.)

-А чем они отличаются?



(ПОДСКАЗКА: - Разделите слова на две группы:



луч мышь

нож рожь

камыш помощь

речь

-Какую ещё грамматическую характеристику можно дать словам из первой группы; из второй группы? (м. р. Ж. р.) )

-Какой можно сделать вывод о написании ь на конце существительных после шипящих?

- Давайте сравним наши выводы с информацией учебника.

6. Работа по учебнику.

(с. 29 – сам. чтение правила )

- Сравните наши выводы с правилом в учебнике.

Упр. 46 – коллективно.

- Определите род следующих имён существительных:



Туш, тушь,

свищ, ретушь,

плешь, брешь,

блажь

8. Работа с толковым словарём.

(выяснение лексического значения слов - коллективная работа)

7. Определение новой роли ь.

- Вернёмся к схеме о роли ь. Что нужно добавить к этой схеме, какую же ещё роль выполняет ь?



Ь



смягчает разделяет указывает на

женский род

.

9. Итог урока.

- Что нового узнали? Чему научились на уроке?

10. Задание на дом.

-Поработайте дома со словарём или вспомните сами или обратитесь за помощью к старшим и найдите 5-10 слов с шипящим на конце, после которого пишется или не пишется ь.

5


Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru