В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

Наталья Денисович
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 647 комментариев: 1
Краткое описание
В статье предложен опыт работы учителя-логопеда по профилактике специфических ошибок письма у учащихся младших классов, который можно использовать как в урочное, так и внеурочное время.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ул.Солнечная, 2, г.Анжеро-Судженск Кемеровской области, 652470

тел. 8(38453) 6-55-71, 6-53-26

e-mail: an_school8@mail.ru сайт: www.8school.info






Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

(обобщение опыта)






Денисович Наталья Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории










Анжеро-Судженск 2017


Обучение в школе один из самых сложных процессов для ребенка, так как оно несет в себе определенные трудности, успехи, разочарования, удачи и т.д.

Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии (специфическое нарушение письма) - явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе. Часто предпосылки для данных видов нарушений закладываются еще и в дошкольный период и в значительном числе случаев сохраняются значительное количество времени, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

В школах, в которых есть учителя-логопеды, еще на первичной стадии диагностики можно выявить учащихся «группы риска». В учреждениях, где нет таких специалистов, опытный учитель начальных классов в процессе обучения сможет самостоятельно определить детей-дисграфиков, но это происходит гораздо позже, когда дети начинают овладевать письмом под диктовку.

Изначально, педагогу необходимо особо присматриваться к детям, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, они в большей степени испытывают трудности при звуковом анализе и синтезе. Выраженность таких трудностей может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове. Фонематическое восприятие ребенка тесно взаимосвязано со зрительно-пространственным восприятием. Имея трудности работы с фонемой ему сложно самостоятельно перевести её в графему, т.е. в букву. Графическое изображение буквы у ребенка осваивается с опозданием, что влечет за собой ряд психолого-педагогических проблем.

У учителя, на ряду с основными видами деятельности на уроках письма в первом классе возникает еще одна: профилактика ошибок письменной речи через развитие слухо-артикуляторных и зрительно-пространственных умений и навыков у младших школьников, которую можно проводить во внеурочное время. Это позволяет решить следующие задачи:

  • способствовать формированию необходимых навыков для письма, которые осуществляются за счет устно-речевых, операционных, функциональных предпосылок;

  • формировать обобщённые представления, необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма.

Весь курс занятий направлен на полноценное формирование и развитие фонематического слуха, фонематического и зрительно-пространственного восприятия у первоклассников.

Во время занятий у ребёнка происходит развитие фонематического слуха, что способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, усвоению навыков фонематического анализа и синтеза слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Вычленяя звуки из слогов или из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха), таким образом, происходит подробное знакомство учеников с понятиями гласный и согласный звуки.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа будет разделен на три периода.

  1. Подготовительный этап.

Этот период будет направлен на подготовку слухо-речевых процессов. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия будет происходить на  материале  неречевых звуков. Кроме этого, задания будут направлены на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу.

  1. Формирование навыков элементарного анализа.

Данный период включает в себя следующие виды деятельности:

  • выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;

  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;

  • нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

  1. Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг другу.

Это период будет направлен на:

  • формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, с опорой на зрительное внимание и восприятие;

  • формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый, согласный мягкий, звонкий согласный, глухой согласный);  

  • деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;

  • определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.

Работая с речевым и наглядным материалом, попутно учитель решает еще ряд немаловажных задач, направленных на развитие неречевых процессов, но влияющих на успешное овладение письмом – это обогащение зрительных представлений, развитие зрительно-двигательной координации, развитие зрительного внимания, стимуляция зрительно-познавательной активности, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и др.

В конце занятия ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Список литературы

  1. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А. Ишимиова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова.-М.: Просвещение, 2014.- С. 3-34.

  2. Коррекция письменной речи у школьников/ З.И. Бекшиева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 318 с.

  3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 336 с.



Обсуждение материала
Светлана Львова
10.11.2017 08:58
Наталья, добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru