В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

Наталья Денисович Наталья Денисович
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 52    комментариев: 1
Краткое описание
В статье предложен опыт работы учителя-логопеда по профилактике специфических ошибок письма у учащихся младших классов, который можно использовать как в урочное, так и внеурочное время.
Пожаловаться 09 ноября 2017
Файлы
Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ул.Солнечная, 2, г.Анжеро-Судженск Кемеровской области, 652470

тел. 8(38453) 6-55-71, 6-53-26

e-mail: an_school8@mail.ru сайт: www.8school.info






Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

(обобщение опыта)






Денисович Наталья Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории










Анжеро-Судженск 2017


Обучение в школе один из самых сложных процессов для ребенка, так как оно несет в себе определенные трудности, успехи, разочарования, удачи и т.д.

Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии (специфическое нарушение письма) - явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе. Часто предпосылки для данных видов нарушений закладываются еще и в дошкольный период и в значительном числе случаев сохраняются значительное количество времени, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

В школах, в которых есть учителя-логопеды, еще на первичной стадии диагностики можно выявить учащихся «группы риска». В учреждениях, где нет таких специалистов, опытный учитель начальных классов в процессе обучения сможет самостоятельно определить детей-дисграфиков, но это происходит гораздо позже, когда дети начинают овладевать письмом под диктовку.

Изначально, педагогу необходимо особо присматриваться к детям, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, они в большей степени испытывают трудности при звуковом анализе и синтезе. Выраженность таких трудностей может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове. Фонематическое восприятие ребенка тесно взаимосвязано со зрительно-пространственным восприятием. Имея трудности работы с фонемой ему сложно самостоятельно перевести её в графему, т.е. в букву. Графическое изображение буквы у ребенка осваивается с опозданием, что влечет за собой ряд психолого-педагогических проблем.

У учителя, на ряду с основными видами деятельности на уроках письма в первом классе возникает еще одна: профилактика ошибок письменной речи через развитие слухо-артикуляторных и зрительно-пространственных умений и навыков у младших школьников, которую можно проводить во внеурочное время. Это позволяет решить следующие задачи:

  • способствовать формированию необходимых навыков для письма, которые осуществляются за счет устно-речевых, операционных, функциональных предпосылок;

  • формировать обобщённые представления, необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма.

Весь курс занятий направлен на полноценное формирование и развитие фонематического слуха, фонематического и зрительно-пространственного восприятия у первоклассников.

Во время занятий у ребёнка происходит развитие фонематического слуха, что способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, усвоению навыков фонематического анализа и синтеза слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Вычленяя звуки из слогов или из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха), таким образом, происходит подробное знакомство учеников с понятиями гласный и согласный звуки.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа будет разделен на три периода.

  1. Подготовительный этап.

Этот период будет направлен на подготовку слухо-речевых процессов. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия будет происходить на  материале  неречевых звуков. Кроме этого, задания будут направлены на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу.

  1. Формирование навыков элементарного анализа.

Данный период включает в себя следующие виды деятельности:

  • выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;

  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;

  • нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

  1. Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг другу.

Это период будет направлен на:

  • формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, с опорой на зрительное внимание и восприятие;

  • формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый, согласный мягкий, звонкий согласный, глухой согласный);  

  • деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;

  • определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.

Работая с речевым и наглядным материалом, попутно учитель решает еще ряд немаловажных задач, направленных на развитие неречевых процессов, но влияющих на успешное овладение письмом – это обогащение зрительных представлений, развитие зрительно-двигательной координации, развитие зрительного внимания, стимуляция зрительно-познавательной активности, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и др.

В конце занятия ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Список литературы

  1. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А. Ишимиова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова.-М.: Просвещение, 2014.- С. 3-34.

  2. Коррекция письменной речи у школьников/ З.И. Бекшиева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 318 с.

  3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 336 с.



Обсуждение материала
  • Светлана Львова
    10 ноября 201708:58
    Светлана Львова

    Наталья, добрый день.
    Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
    С уважением, Львова С.А.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru