В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.

Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.

Олеся Воробьева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 806
Краткое описание
Применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья массаж.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Воробьева Олеся Сергеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

Место проживания: Орловская область, Орловский район с. Лаврово

Учебное заведение: МБОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа» отделение по дошкольному образованию

Логопедия

Тема: Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.

















За последние годы прослеживается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, осложненными органическими поражениями речевого аппарата. У них наблюдается недостаточность лицевой и артикуляционной моторики, невыразительность мимических движений, невнятность речи и др.

В связи с этим возникла необходимость изучения и использования различных методов, которые будут повышать эффективность и качество коррекционной работы с данной категорией детей.

Одним из этих методов является логопедический массаж. В настоящее время он активно внедряется в логопедическую практику. Логопедический массаж - это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, а так он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Основные цели логопедического массажа:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

- уменьшение проявления парезов и поражений мышц артикуляционного аппарата.

- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы и др.)

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

- формирование произвольных координационных движений органов артикуляции.

В проведении курса логопедического массажа следует учитывать ряд противопоказаний, а также необходимо получить письменное заключение (справку)от невропатолога об их отсутствии.

Так как помещение и условия нашего логопункта не позволяют осуществлять логопедический массаж полным курсом (10-15 сеансов), я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы логомассажа и самомассаж.

Применение отдельных приемов и элементов логомассажа удобны по многим причинам. Во-первых, они эффективно сочетаются с артикуляционной гимнастикой, во-вторых, можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того, их можно использовать многократно в течении дня, включая в различные режимные моменты.

В своей практике использую приемы различных методик логопедического массажа и самoмассажа Архиповой Е.Ф., Дьяковой Е.А., Крупенчук О.И., Томилиной С.М.

Самомассаж – это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками, без помощи другого лица.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

При проведении самомассажа используют ряд приемов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Перед началом занятия ребенок должен быть умыт, с чистыми руками. Длительность 1 сеанса самомассажа лица для детей-дошкольников 5-10 минут. Каждое движение в среднем 6-8 раз.

Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый прием на себе, комментируя его. Сначала ребенок выполняет массажный элемент при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Далее когда самомассаж освоен детьми, можно проводить движения под стихотворный текст или сказку, а также специально подобранную музыку. Все это обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма.

Самомассаж лучше проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес ребенка, четко в определенной последовательности:

- массаж головы

-массаж мимических мышц лица

-массаж языка с использованием стерильного бинта, ватной палочки и одноразового шпателя.

В индивидуальной форме работы массаж языка лучше проводить специалисту (логопеду), так как он может оценить где и как скорректировать движения, расслабить или активизировать ту или иную часть языка.

При выполнении самомассажа, ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта.

В процесс самомассажа включаются воспитатели и родители. Для них проводятся мастер-классы, педагогические семинары и консультации, где подробно разъясняются и демонстрируются элементы логопедического массажа и самомассажа.

По данным мониторингов , проведенных за последние три года можно сделать вывод, что применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.



Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии– М., 1997.

2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб., 1995.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2000.

4. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – М., 2014

5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие. – М., 2000.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru