В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.

Олеся Воробьева Олеся Воробьева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 178
Краткое описание
Применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.
Пожаловаться 25 октября 2017
Файлы
статья массаж.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Воробьева Олеся Сергеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

Место проживания: Орловская область, Орловский район с. Лаврово

Учебное заведение: МБОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа» отделение по дошкольному образованию

Логопедия

Тема: Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.

















За последние годы прослеживается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, осложненными органическими поражениями речевого аппарата. У них наблюдается недостаточность лицевой и артикуляционной моторики, невыразительность мимических движений, невнятность речи и др.

В связи с этим возникла необходимость изучения и использования различных методов, которые будут повышать эффективность и качество коррекционной работы с данной категорией детей.

Одним из этих методов является логопедический массаж. В настоящее время он активно внедряется в логопедическую практику. Логопедический массаж - это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, а так он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Основные цели логопедического массажа:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

- уменьшение проявления парезов и поражений мышц артикуляционного аппарата.

- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы и др.)

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

- формирование произвольных координационных движений органов артикуляции.

В проведении курса логопедического массажа следует учитывать ряд противопоказаний, а также необходимо получить письменное заключение (справку)от невропатолога об их отсутствии.

Так как помещение и условия нашего логопункта не позволяют осуществлять логопедический массаж полным курсом (10-15 сеансов), я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы логомассажа и самомассаж.

Применение отдельных приемов и элементов логомассажа удобны по многим причинам. Во-первых, они эффективно сочетаются с артикуляционной гимнастикой, во-вторых, можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того, их можно использовать многократно в течении дня, включая в различные режимные моменты.

В своей практике использую приемы различных методик логопедического массажа и самoмассажа Архиповой Е.Ф., Дьяковой Е.А., Крупенчук О.И., Томилиной С.М.

Самомассаж – это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками, без помощи другого лица.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

При проведении самомассажа используют ряд приемов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Перед началом занятия ребенок должен быть умыт, с чистыми руками. Длительность 1 сеанса самомассажа лица для детей-дошкольников 5-10 минут. Каждое движение в среднем 6-8 раз.

Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый прием на себе, комментируя его. Сначала ребенок выполняет массажный элемент при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Далее когда самомассаж освоен детьми, можно проводить движения под стихотворный текст или сказку, а также специально подобранную музыку. Все это обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма.

Самомассаж лучше проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес ребенка, четко в определенной последовательности:

- массаж головы

-массаж мимических мышц лица

-массаж языка с использованием стерильного бинта, ватной палочки и одноразового шпателя.

В индивидуальной форме работы массаж языка лучше проводить специалисту (логопеду), так как он может оценить где и как скорректировать движения, расслабить или активизировать ту или иную часть языка.

При выполнении самомассажа, ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта.

В процесс самомассажа включаются воспитатели и родители. Для них проводятся мастер-классы, педагогические семинары и консультации, где подробно разъясняются и демонстрируются элементы логопедического массажа и самомассажа.

По данным мониторингов , проведенных за последние три года можно сделать вывод, что применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.



Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии– М., 1997.

2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб., 1995.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2000.

4. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – М., 2014

5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие. – М., 2000.


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru