В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

«Размещение вод суши» (9 урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»).

«Размещение вод суши» (9 урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»).

Элеонора Понкратова
Тип материала: Урок
просмотров: 5376
Краткое описание
Тема урока: «Размещение вод суши» (9 урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»).
Цель урока: формирование представлений об обеспечении поверхностными водами  суши, о процессах, влияющих на внутренний сток

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Опережающее задание Решение географической задачи.doc Скачать

Решение географической задачи

К = (S Oл./ Sм.) * 100%



К – коэффициент оледенения материка

S Oл. – площадь оледенения

Sм. – площадь материка

материк

S Oл.км2

Sм. мил км2

К в 100%

Евразия

230000

56.2


Северная Америка с Гренландией

2077000

24.3


Африка

20

30.3


Южная Америка

32300

18.3


Австралия

0

8.9


Антарктида

13980000

15.6


Надо привести к общим единицам измерения



материк

S Oл.км2

Sм. км2

К в 100%

Евразия

230000

56200000

0.40900

Северная Америка с Гренландией

2077000

24300000

8.547

Африка

20

30300000

0.00006

Южная Америка

32300

18300000

0.17650

Австралия

0

8900000

0

Антарктида

13980000

15600000

89.6100



Размещение вод суши КОНТУРНАЯ КАРТА.doc Скачать

Размещение вод суши Условные знаки

Ф.И. учащегося ______________________________________________ класс _______________________________



Размещение врод суши.doc Скачать

План-конспект урока

«Размещение вод суши»

  1. ФИО: Понкратова Элеонора Викторовна

  2. Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»

  3. Должность: учитель географии

  4. Предмет: география

  5. Класс: 7 класс

  6. Тема урока: «Размещение вод суши» (9 урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»).

  7. Базовый учебник: География. Земля и люди. 7 класс. Авторы А.П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов Н.П. УМК линии «СФЕРЫ» Издательство «Просвещение». Москва 2015 год

  8. Цель урока: формирование представлений об обеспечении поверхностными водами суши, о процессах, влияющих на внутренний сток

  9. Планируемые результаты (УУД):

Предметные результаты: формирование представлений об обеспечении поверхностными водами суши, о процессах, влияющих на внутренний сток. Выявление закономерностей, как климат влияет на питание и режим рек; от чего зависит площадь ледников в горах; зависят ли подземные воды от климатических условий.

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской в процессе образовательной деятельности; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные результаты:    

- Познавательные: умение сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости стока, характера течения, и режима рек от рельефа местности и климата; сравнивать обеспеченность материков и их частей поверхностными водами; решать учебные задачи по определению параметров оледенения, обеспеченности поверхностными водами, сравнивать материки по выявленным показателям, находить информацию в учебном пособии и атласе; наносить названия и рейтинг материков по разным показателям, границы оледенений на контурную карту.

- Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и за­дачи,     выбирать средства реализации цели и применять их на практике; умение оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

- Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально; умение формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

10. Тип урока: объяснение нового материала, комбинированный.

11. Оборудование: учебник, атлас, настенная карта «Физическая карта мира» , компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, контурная карта, электронное приложение к учебнику, интерактивная карта мира

12. Образовательные ресурсы: Учебник «География. Земля и люди». 7 класс. Авторы А.П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов Н.П. УМК линии «СФЕРЫ» : атлас, тетрадь тренажёр, электронное пособие, контурная карта, издательского дома «Просвещение». Москва 2015 год


13. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности.

3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Закрепление знаний и способов действий.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

этап

(1-2 мин)


На планете, как мы с вами выяснили, много воды, больше чем суши. Но на материках тоже имеется вода, которая называется ПОВЕРХНОСТНЫМИ ВОДАМИ СУШИ. Плюс внутри земной коры тоже имеются воды, которые называются подземными. Размещение одних и других на материках не равномерно и глубина их нахождения не одинакова.

Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе Пожелание плодотворной работы на уроке, создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.





2

Мотивация учебной деятельности учащихся

(1 мин)

Давайте охарактеризуем основную часть темы определениями, которые помогут нам в изучение нового, но уже знакомого материала на уроке.

В - ? _______________________ О - ? _______________________ Д - ? _______________________ А - ? _______________________

С - ? ______________________ У - ? ______________________ Ш - ? ______________________ И - ? ______________

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.





Придумывают прилагательные по теме, характеризующие воды суши Формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.









3

Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

(1-2мин)

Если мы внимательно посмотрим на тему урока, откроем учебник стр. 30, рубрика ВЫ УЗНАЕТЕ , то сможем поставить цель нашего урока?

- Какие районы Земли лучше обеспечены поверхностными водами и что влияет на их размещение?

- Как климат влияет на питание и режим рек?

- От чего зависит площадь ледников в горах?

- Зависят ли подземные воды от климатических условий?

Демонстрация слайда электронного пособия с разворотом темы в учебнике Задаёт вопросы, корректирует ответы.

Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.

Предлагает самостоятельно сформулировать цель урока,


Записывают тему урока в тетради.

Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.


Самостоятельно формулируют цель урока.


4

Первичное повторение ранее усвоенных знаний.
















А теперь давайте вспомним, о том, что мы уже изучали в прошлом году? Рубрика ВСПОМНИТЕ стр. 30

  1. В каких частях гидросферы сосредоточены основные запасы пресной воды?

  2. Какой источник питание рек и озёр?

  3. Что такое режим реки?

  4. Чем определяется режим реки?

  5. Что такое озеро?

  6. На какие группы их можно разделить?

  7. Какие воды называются грунтовыми?

  8. Какие воды называются межпластовыми?

Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Выставление оценок + рефлексия







Вспоминают ранее изученный материал по теме « Гидросфера» Предлагают свои варианты ответов






5.

Объяснение нового материала. Первичная проверка понимания






























































































Физкультминутка



1 этап

Так что же такое поверхностный сток?

Над нашей сушей за год выпадает около 120 000 км3 атмосферных осадков. Куда же они деваются?

стр. 30. Рис. 1.27 «Распределение атмосферных осадков, выпавших на сушу»



Внутренний сток – это вся вода с суши, которая стекает не в океан, а внутриконтинентальные водоемы.

Рассмотрим схему стр. 30 рис. 1.28. От чего зависит распределение внутреннего стока? Ответить на этот вопрос нам поможет схема?

ГПС = ГСО - И

Из нашего вывода можно вывести формулу, которая поможет рассчитать обеспеченность суши поверхностными водами



Годовой поверхностный сток равен разности годовому стоку осадков и испарению. Рассмотрим рис. 1.29. стр.30

Какой материк занимает I место по ГПС – это Южная Америка

Какой материк занимает I I место по ГПС – это Северная Америка.

Обозначим ГПС каждого материка каплей с указанием стока и места.

А какой материк не имеет текучих вод? А как материк участвует в переносе воды? С помощью айсбергов?

2 этап

Что такое река?

Откройте физическую карту мира стр.2-3 в атласе. Посмотрите, какой материк имеет самую густую речную сеть?

Вводим новое условное обозначение – ГРС – густота речной сети.

Обозначим материк с самой max ГРС – это Южная Америка и самой min ГРС на материке. Это какой материк?

Откройте карту мирового океана стр. 10-11 в атласе. В какой океан впадает больше всего рек? В Атлантический

А реки пополняют воду откуда?

За счет атмосферных осадков, таянья снега и льда, подземными водами, то есть за счет питания.

Какие виды питания рек вы знаете? А сейчас проведем географические исследования.

3 этап

Рубрика МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ стр.31 .Для выполнения исследований нам понадобится таблица учебника стр. 31.

1.Чем отличается питание рек экваториального и субтропического поясов?

2.Чем отличается питание рек тропического и умеренного пояса?

3. Чем отличается питание рек континентального умеренного пояса от муссонного умеренного пояса?

Чем обусловлена разница стока рек по сезонам года?

Вода так необходима человеку для жизни. Ведь человек сам состоит на 80% из воды. А ведь вода обладает таким свойствам как текучесть, она быстро стекает . И что придумало человечество?

Проводит физкультурную минутку

4 этап

Строить водохранилища , перегораживая русло реки. Полистаем ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ стр. 31

А теперь откройте атлас стр. 14-15 « Крупнейшие реки, озера и водохранилища»

На каком материке сосредоточены самые крупные водохранилища и почему?

Какова же основная функция водохранилищ? Работа с учебником стр 31. Последний абзац.

Где, кроме рек, вода ещё накапливается на поверхности земли?

5 этап

Что такое озеро?

Если было возможно слить все озера в одно, то получилось бы ещё одно море по площади равное какому? Средиземному.

От чего зависит размещение озёр?

1.От наличия природных котловин на материке.

2.От климатических условий

Во влажном климате много сточных озер, а в засушливом бессточных. Во влажном климате озёра пресные, а в засушливом соленые.

Какое озеро называется сточным?

Какое озеро называется бессточным?

Обозначьте самые крупные озера мира пунсонами синего цвета

Какие страна мира называются озёрными? Обратимся к ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ БЛОКНОТУ стр. 32

6 этап

Что такое ледник?

11% суши занимают ледники. На какие две группы их можно разделить?

От чего будет зависить распространение ледников на Земле?

1.Географического положения

2.Удаленности от экватора

3. Близости к полюсам

Где распространены покровные ледники? Антарктида, Гренландия, острова Северного Ледовитого океана.

Обозначьте на контурной карте покровные ледники и горные

- Горные ледники

- Покровные ледники

Есть такое понятие, в географической науки, как коэффициент оледенения материка. Как его рассчитать?

7 этап

Индивидуальная работа обучающегося.

Используя атлас стр.14-15. Карта «Современное оледенение» выстроим рейтинг материков планеты в зависимости от коэффициента оледенения материков в % и запишем в тетрадь в порядке уменьшения площади оледенения.

На каком материке отсутствует оледенение?

Обозначьте на контурной карте материки с max оледенением и с min оледенением

Max ОЛМ

Min ОЛМ

ОЛМ = 0

7 этап К Водам суши ещё относятся подземные воды, которые мы не можем наблюдать на земной поверхности.

Для чего они нужны? Какие виды подземных вод вы знаете?

От чего будет зависеть количество грунтовых вод?

Обратимся к ГЕОФОКУСУ стр. 33 рис. 1.31

А какие воды называются минеральными? Дать определение.

От чего будет зависеть их химический состав?



Постановка проблемных вопросов.


Задаёт вопросы, выявляющие незнание ответа, корректирует ответы. Для выяснения неизвестного мотивирует к использованию различных видов информации (текст и рисунок учебника, атлас)



Введение нового определения

Объяснение географической формулы


Демонстрация аналогичного слайда электронного пособия


Постановка проблемного вопроса.



Развивает пространственное мышление, умение находить географические объекты на карте атласа


Показ фотографий рек. Демонстрация таблицы «Крупные реки мира»

Постановка проблемного вопроса.

Демонстрация таблицы из электронного пособия « Крупнейшие водохранилища мира» + демонстрация фотографий

Постановка проблемного вопроса


Информация учителя.



Демонстрация таблицы из электронного пособия « Крупнейшие озёра мира»

(Постановка проблемного вопроса).

Демонстрация карты из электронного пособия « Распространения ледников и вечной мерзлоты в мире»

Задаёт задания на закрепление изученного материала

Развивает умения работы с атласом

Развивает умения работы с таблицами

Развивает умения работы с контурной картой

Помогает в анализе и синтезе полученной информации

Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условных знаков

Проводит физкультурную минутку

Работа с атласом.

Демонстрация схемы из электронного пособия «Подземные воды».

Постановка проблемного вопроса

Испарение – 58.3% Поверхностный сток – 36.7% внутреннего стока---Просачивание в подземные воды – 5%

- 22% площади материков это внутренний сток


  1. От широты местности

  2. От климатических условий

  3. От уклона поверхности

  4. От рельефа местности

- I место по ГПС – это Южная Америка

- I I место по ГПС – это Северная Америка.

Работа на контурных картах -№1


- Антарктида. С помощью айсбергов? Они доставляют в мировой океан больше всего пресной воды с суши.

Дают определение

Работа с атласом

- Это Южная Америка.



Работа на контурных картах -№2

это Южная Америка и самой min ГРС на материке.

Австралия.

- Дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное.

Делают ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ стр.31 .

Выводы исследований



1.Распределением солнечного тепла.

2.Выпадением осадков в разном состоянии.

3.Постоянные и сезонные ветры.

4.Рельеф местности и уклон.

Листают ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ стр. 31

Работа с атласом

Работа на контурных картах -№3 Виктория Братское Кариба Насер Вольта

Работа с учебником стр 31. Последний абзац

- Они регулируют речной сток по сезонам года, уменьшают риск наводнений, создают запасы воды, а также используются для производства электроэнергии.

- В озёрах.

Озеро - это естественное природное углубление заполненное водой.

- Средиземному.

1.От наличия природных котловин на материке.

2.От климатических условий

Работа на контурных картах -№4

Каспийское море – озеро Верхнее Виктория Гурон Мичиган Аральское море, озеро Танганьика Байкал Большое Медвежье Ньяса

Листают ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ БЛОКНОТУ стр. 32

-Это Финляндия и Швеция

Дают определения

-Горные -Покровные

1.Географического положения

2.Удаленности от экватора

3. Близости к полюсам

-Антарктида, Гренландия, острова Северного Ледовитого океана

Работа на контурных картах -№5

( Индивидуальная работа обучающегося)

Решение географической задачи

Выстраивание рейтинга материков планеты в зависимости от коэффициента оледенения материков в % и запишем в тетрадь в порядке уменьшения площади оледенения.

Рейтинг

Антарктида Северная Америка Евразия Южная Америка Африка Австралия

-Австралия

Работа на контурных картах -№6

- Антарктида и Северная Америка и с min оледенением Африка и Южная Америка

Max ОЛМ

Min ОЛМ

ОЛМ = 0 Австралия.

-Грунтовые -Межпластовые

От : -количества осадков -распределения тепла -испаряемости

Работаем с учебником.

Обратимся к ГЕОФОКУСУ стр. 33 рис. 1.31

Дают определение

- От геологического строения - От химического состава горных пород и минералов


6.

Подведение итогов занятия

Наш динамический урок подходит к окончанию. Подведем итоги, чему мы научились на уроке? Возьмем за основу слово СПАСИБО и к каждой букве придумаем глагол с сочетанием слов

С - ? __________________________ П - ? __________________________ А - ? __________________________ С - ? ________________________ И - ? ________________________ Б - ? ________________________ О - ? _________________________


Привлечение внимания учащихся к подведению итогов работы на уроке через интересное задание

Придумаем глаголы с сочетанием слов для характеристики тех видов деятельности, которым научились и закрепили на практике через работу с учебником, атласом, решением задач, исследования, работая с контурными картами и таблицами и схемами.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: П. 8 стр. 30-33, ат. 14-15, контурная карта, ТТ стр.6 (15, 16, 17), стр.15. (4) Э- экзаменатор



Объясняет домашнее задание






Записывают домашнее задание в дневник. Помечают задания в тетради тренажёре. Электронный экзаменатор


8.

Закрепление знаний и способов действий



Создает условия для взаимодействия учащихся


Развивают умение использовать на практике полученные знания.

Ведут подготовку в «зоне коллективной деятельности».

Решают задания электронного тренажёра .Оценивают работу


9.

Рефлексия

Проверка достижения цели и задач урока.


Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.

.

Делают вывод о достижении цели и задач на уроке.

Оценивают осознание содержания пройденного материала. Отмечают уровень овладения знаниями на уроке. Намечают дальнейшие цели деятельности.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров