В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

Сергей Колодин
Тип материала: другое
просмотров: 3226
Краткое описание
Разработка представлена участниками "Школы педагогов" для ознакомления с опытом работы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тезисы Щукиной ТБ.docx Скачать
технологическая карта урока.docx Скачать

logo.png











Методическая разработка

урока по физике

в 10 классе (базовый уровень)

по теме «Механические силы»




Разработал: учитель физики Щукина Татьяна Борисовна











Пояснительная записка

Урок проводится по УМК В.А. Касьянову. По типу это повторительно – обобщающий урок, с основным этапом - развитие метапредметных УУД (общеметодологическая направленность).

Цели урока: познавательная – повторение изученного ранее материала по данной теме;

развивающая – формирование умения структурировать, классифицировать,

сравнивать информацию;

воспитательная – развитие умения учебного сотрудничества (работать в микрогруппах).

Ожидаемые результаты:

  1. Метепредметные – формирование умения самоорганизовывать себя в учебном процессе; вести логические рассуждения; формирование представления о вариативности табличной формы обработки результатов;

  2. Предметные – формирование умения применять результаты личностных способов познания мира; восполнение пробелов в знаниях изучаемой темы;

  3. Личностные – формирование умения работать в группе; проявлять волевые качества в преодолении препятствий

Формы организации, применяемые на уроке – фронтальная беседа, работа в парах (или тройках, четверках) с самопроверкой результата работы, индивидуальная работа.

Методы и технологии, используемые на занятии – технология сотрудничества (группового обучения), элементы технологии самообучения.

Необходимые материалы: приложение 1, приложение 2, приложение 3.



Впервые в курсе физики учащиеся знакомятся с темой «Механические силы» в 7 классе. В ходе знакомства с механическими силами семиклассниками заполняется подобная обобщающая таблица, но более простого содержания. В курсе физики 9 класса выделено несколько занятий на более глубокое знакомство с двумя, из изученных ранее, механических сил. В 10-ом классе содержание учебного предмета предполагает повторение пройденного материала и более глубокое знакомство с оставшимися тремя силами, первичные знания о которых были получены ранее.

Базовый уровень изучения предмета предусматривает 2 учебных часа в неделю и не дает возможности уделять на изучение каждой силы достаточное количество часов. В связи с этим мной была выбрана форма урока, позволяющая, в условиях ограничения учебного времени, повторить изученный материал, получить новую информацию и обобщить имеющие по теме знания.

Источники:

  1. Касьянов В.А., Физика 10 класс базовый уровень, ООО «Дрофа»,2013

  2. Перышкин А.В., Физика 7 класс, ООО «Дрофа»,2013

  3. Фомичева И. Ю., Методическое портфолио учителя физики, издательство «Учитель», 2013

  4. Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search?text=механические%20силы%20в%20таблицах&noreask=1&lr=20236





Технологическая карта урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УДД

Этап урока: Организационный

Цель: создать рабочую атмосферу, способствующую решению поставленных на урок целей и задач.

Приветствие учащихся;

информирование о теме занятия

Приветствие учителя;

проверка собственной готовности на урок;

запись даты занятия в рабочих тетрадях

Регулятивные – организация учебного места

Этап урока: актуализация знаний и умений, получаемых на школьных уроках

Цель: сформировать мотивацию к учебному процессу.

Ведет беседу;

озвучивает вопросы по изученному материалу:

  1. Какие силы уже изучены?

  2. Какие механические силы еще нам известны?

  3. О каких силах мы имеем детальные знания?

  4. Какой особенностью вы бы охарактеризовали современное время?

  5. Какие умения работы с большим объемом информации нужны современному человеку?

  6. Какие формы обработки информации вам известны?

  7. Каким способом удобно сохранять большой массив информации?

Формулирует цели и задачи урока.

Опираясь на записи в рабочей тетради (форма записи - приложение1), участвуют в беседе;

дают ответы на поставленные вопросы:


  1. Сила Всемирного тяготения, вес тела;

  2. Сила трения, сила Архимеда (выталкивающая), сила упругости (натяжения);

  3. Первые две силы изучены подробно;

  4. Высокой скоростью жизни; большим информационным потоком, высокими научно-техническими достижениями (высокой степенью компьютеризации) и т.д.;

  5. Умение быстро читать, понимать о чем информация, уметь ее быстро записывать , усваивать, систематизировать, делить на блоки, обобщать, выделять из нее главное и т.д.;

  6. Можно информацию классифицировать, разбить на части, привести в определенный порядок;

  7. Записать в виде схемы, в виде таблицы;

Личностные (смыслообразование) – осознание необходимости учиться;

Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы.

Этап урока: повторение и обобщение понятий

Цель: повторить восполнить пробелы в знаниях изучаемой темы

Формулирует задание.

Наблюдает за работой микрогрупп (учебных пар);

корректирует их работу, оказывает помощь (видеозапись)

Работа в парах по собиранию составляющих частей таблицы в единую картину;

(видеозапись)


Регулятивные - умения самоорганизовывать себя в учебном процессе;

Коммуникативные - умения работать в группе (учебное сотрудничество).


Этап урока: систематизация знаний

Цель: формирование умения структурировать, классифицировать, сравнивать информацию; дать представление о вариативности табличной формы обработки результатов

Раздает листы самоконтроля 1 (приложение 2);

Ведет беседу, озвучивает вопросы по полученным листам самоконтроля и собранному в таблицу материалу:

  1. Сравните полученные листы и вашу собранную таблицу. Что вы видите?

  2. Сравните собранную таблицу с той, что у вас оформлена в тетради. Что вы обнаружили?

  3. Действительно ли разное содержание таблиц?



Раздает новую форму таблицы (приложение 3)

Ведет беседу по листам самоконтроля №2, №1 и таблице в тетради:

  1. Сравните листы №2, 1. Что вы видите?

  2. Сравните таблицу №2 с той, что у вас оформлена в тетради. Что вы обнаружили?

  3. Можем ли мы сказать - какая из трех таблиц наиболее полно отражает знания о механических силах?

  4. Какие выводы мы можем сделать из сравнения этих таблиц?

  5. Остались ли в вашей таблице не заполненные клетки о механических силах?

Уточняет сформулированные выводы.

Проводят самопроверку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы:


  1. Лист самопроверки и собранная таблица совпали; мы собрали все верно (не совпали – не все верно);

  2. Таблица в тетради и собранная – не совпадают – в заголовках, в содержании; в обеих таблицах нет информации о пятой силе – Архимеда;

  3. Содержание одинаковое, но таблица в тетради имеет более полную информацию о силах; (в содержании; в обеих таблицах нет информации о пятой силе – Архимеда);





Проводят самопроверку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы:


  1. Таблица №2 имеет более полное содержание информации о силах, чем таблица №1.

  2. Информация в таблице №2 такая же полная, как в тетради, но оформлена иначе (с другим порядком столбцов и другими заголовками);

  3. Возможно таблица в нашей тетради или № 2, но каждая из них чем – то ( хоть немного) дополняет друг друга.

  4. Табличная форма обработки результатов – удобная форма для обобщения большого массива информации; одно и то же содержание информации может быть представлено разными вариантами (по разным признакам общности, с разной формулировкой заголовков таблицы и т.д.)

  5. Да – повторили (вспомнили), но не успели (не догадались) заполнить недостающую информацию




Познавательные (логические) – сравнение информации ее классификация;

Анализ информации, её синтез;



Этап урока: домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает сформулировать домашнее задание.

Уточняет – где можно получить недостающую информацию

Озвучивают свой вариант домашнего задания: Закончить заполнение обобщающей таблицы;

Заполнить пустые клетки таблицы и т. д.

Озвучивают различные варианты использования источников знаний: учебники физики (7,9,10 класс); интернет; фото материалов, использованных на уроке.

Записывают домашнее задание: 19,20 10 класс, учебник 7 класса и другие источники – заполнить таблицу.

Регулятивные (целеполагание и контроль) – определение и понимание самостоятельной учебной деятельности.

Этап урока: подведение итогов

Цель: дать анализ и оценку достижения учебных целей

Делает общий вывод о проведенном занятии, достижении озвученных в начале урока задачах:

  1. научиться самоорганизовывать себя в учебном процессе; вести логические рассуждения; получить представления о вариативности табличной формы обработки результатов;

  2. восполнить пробелы в знаниях изучаемой темы;

  3. научиться работать в группе

Участвуют в анализе, оглашаясь или опровергая (аргументируя) достижение поставленных задач.

Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы

Этап урока: рефлексия

Цель: создание условий для осмысления сформированности своих ууд, создать условия для самооценки учащихся

Предлагает продолжить одно (или все) предложения:

  1. Материал урока был мне…

  2. Урок для жизни мне дал…

  3. Сегодня я узнал…

  4. Я понял, что…

Проводят саморефлексию (по желанию это могут сделать вслух), записывают свои ответы в рабочую тетрадь.

Личностные (эмпирическое оценивание) – самооценка;

(смыслообразование) – осознание необходимости учиться



Приложение 1.


Название силы

Определение силы

Причина

существования силы

(почему есть эта сила?)

Математическая запись закона. (Формула)

Формулировка закона

Направление силы.

(Чертеж)

Примечание

Применение силы (её положи-тельное проявление)

Учет силы

(её отрицатель-ное влияние)

1.





- это…








2.













3.













4.












5.












Приложение 2.

(лист самоконтроля 1)


Название силы

Определение силы

Причина

существования силы

(почему есть эта сила?)

Математическая запись закона. (Формула) и формулировка закона

Направление силы.

Чертеж.

Проявление силы

(применение)

1.


Сила упру-гости





Это сила, возникающая при деформации (изменении формы, объёма) тела

Существование деформации

F = k x

Против деформации

C:\Users\user\Desktop\сила упруг.jpg

Благодаря этой силе тетива лука

отправляет стрелу в полёт,

после её натяжения

2.


Сила тя-жести





Это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела

Гравитация


F = m g

Вниз, к центру Земли

C:\Users\user\Desktop\сила тяж.jpg

Любое тело, даже после броска

вверх, падает вниз

благодаря этой силе

3.


Сила тре-ния




Это сила, которая возникает при соприкосновении тел и движении одного тела по поверхности другого

Соприкосновение тел;

Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;

Межмолекулярное притяжение

F = м m g

Против движения тела

C:\Users\user\Desktop\сила трения.jpg

При движении любое тело может

остановиться по тому

что действует эта сила

4.


Вес тела





Это сила , с которой тело действует на опору или подвес

Наличие в мире силы тяжести

P = m g

На опору или подвес, под прямым углом к поверхности опоры или подвеса

C:\Users\user\Desktop\вес тела.gif

Под действием этой силы

опоры из некоторых

веществ прогибаются

а подвесы - растягиваются

5.










Приложение 3.

(лист самоконтроля 2)

C:\Users\user\Desktop\для сохранения\механика\динамика\табл силы мех.JPG

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос