В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Конспект и пояснительная записка логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в Зазеркалье».

Конспект и пояснительная записка логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в Зазеркалье».

Луиза Тлеуова
Тип материала: Урок
просмотров: 2855 комментариев: 2
Краткое описание
конспект и пояснительная записка открытого логопедического занятия для детей старшей группы ДОУ. Тема: "Путешествие в Зазеркалье". занятие вводное.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тлеуова Л.Р. пояснительная записка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка


  1. Организация логопедического занятия

Тема: «Путешествие в Зазеркалье»

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления об основных видах деятельности на логопедических занятиях.



Учитель-логопед: Тлеуова Луиза Равильевна

Возраст детей: старшая группа

Количество детей: 6; девочек 2 и 4 мальчика.

Образовательная область «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Структура занятия

-Вводная часть: (организация детей) - 2минуты

-Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут

-Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты



  1. Используемые педагогические технологии

Приемы руководства деятельностью детей

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент зеркало, сюрпризный момент «Домик для язычка», беседа.

Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, использование слайдовой презентации, словесные игры, участие в решении проблем, тактильный тоннель. 

Приемы поддержания интереса у детей: похвала, использование ИКТ, чередование видов детской деятельности.

Приемы оценки и самооценки: анализ результатов деятельности. 

Традиционно система логопедической помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Для успешного осуществления логопедической работы необходимо установление эмоционального контакта с детьми-логопатами. В связи с этим на занятиях необходимо использовать элементы психогимнастики: упражнения на развитие мимики и пантомимики, обучающие показать мимикой то или иное эмоциональное состояние, угадать по выражению лица его внутреннее состояние, помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Одним  из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука (Язык из ткани, надетый на руки взрослого). Оно отражает определенный артикуляционный уклад, необходимый для дальнейшей коррекции речи. Применение  моделей показа уклада языка позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты  мозг и речь. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Именно по этому, на занятии уделяется особое внимание развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

В данном логопедическом мероприятии также применялись задания на развитие наглядно-образного мышления (физминутка: «Угадай и изобрази».

Презентация «Угадай тень»)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

Для дыхательной гимнастики были использованы следующие приемы: элемент дыхательной гимнастики «Теплый воздух», «Запусти кораблик», «»Шторм»


В занятии применяются наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

Создание среды для организации и проведения логопедического занятия:  зеркало, светомузыка слайдовая презентация «Угадай тень»; аудиозапись - музыка «В гостях у сказки», зеркала на каждого ребенка, Игра «Тактильный тоннель», язык из ткани, домик, искусственный водоем, цветной мягкий мат.

В процессе предварительной работы осуществлялось развитие восприятия мимики лица с помощью пиктограмм, картинок, фотографий и было направлено на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления; активизацию мимической мускулатуры.

На каждом занятии дети изучали разные эмоциональные состояния, с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммыФормирование эмоциональной лексики:демонстрационный материал .

3 .Анализ работы детей.

Вводная часть занятия предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность. Сюрпризный момент «Волшебное зеркало» стимулировал интереса к предстоящей деятельности, усилил эмоциональное восприятие.

Основная часть. Это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть занятия были включены задания: мимические упражнения, артикуляционная гимнастика, физические упражнения (тоннель, «изобрази животное»), задания на развитие грамматических представлений, дыхательная, пальчиковая гимнастики, экспериментальная деятельность. Сюрпризный момент «Домик для язычка» активизировал деятельность детей, и они с удовольствием закрепляли навыки выполнения артикуляционной гимнастики, внимательно слушать задания.

Быстрая чередование заданий и смена видов деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Занимательная физминутка «Волшебный тоннель» внесла разрядку, смену действий, и тем самым активизировала детей.


В заключительной части с детьми подвели итог деятельности, используя метод рефлексии, метод самооценки своих возможностей. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал демократический стиль общения. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта, поощряла индивидуальные достижения детей, побуждала детей к активной речевой деятельности и к проявлению инициативы и самостоятельности.

Тлеуова Л.Р. сценарий занятия.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

МДОБУ «Саракташский детский сад №10 «Солнышко»

Оренбургская область Саракташский район



















Конспект логопедического занятия

на тему: «Путешествие в Зазеркалье»

в старшей группе для детей 5-6 лет.







Автор составитель:

Учитель-логопед

Тлеуова Луиза Равильевна

первая квалификационная категория















2016 год

Цель занятия: сформировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления об основных видах деятельности на логопедических занятиях.



Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с базовыми артикуляционными упражнениями, вырабатывающих основные движения и положения органов артикуляции;
- научить правильному речевому дыханию.



Коррекционно-развивающие:

-развитие фонематического восприятия;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие мелкой и общей моторики.



Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к речевой деятельности на занятии;

- воспитание активности и творчества;

- воспитание чувства взаимопомощи, дружбы.



Методы и приёмы: Ритуалы начала и окончания коррекционного занятия, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов), рассказ логопеда, решение логических задач.





План логопедического занятия


1.Вводная часть:

Создание игровой ситуации, вызывающей интерес к дальнейшим действиям



2мин.

2. Основная часть:



20 мин.

3.Заключительная часть:

Подведение итогов


3 мин

Длительность занятия


25 мин.


























Ход логопедического занятия

Части

Содержание

Вводная часть.

Приветствие Создание игровой ситуации, вызывающей интерес к дальнейшим действиям



Знакомство с понятиями «Зеркало», «Зеркало на логопедических занятиях»




Звучит музыка, дети заходят в зал.

Логопед:   Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сегодня мы с вами оправимся в далекое путешествие. (Слышен звон)

Дети подходят к закрытому зеркалу

Логопед: На серебряное блюдце Мало кто в обиде. Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.

 Дети отвечают (Зеркало)

Логопед: Для чего людям зеркало?

Ответы детей

Логопед: на занятиях, мы с вами смотрим в зеркало, чтобы видеть свой рот, язык, и делаем гимнастику для язычка.

Зеркало нам дарит свой лучик. С его помощью мы узнаем дальнейший путь.

Основная часть

Игровая ситуация «Знакомство с домиком для язычка»



Гимнастика для лица. Мимические упражнения.



Артикуляционная гимнастика.





















Элемент дыхательной гимнастики «Теплый воздух»



Физминутка, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Игра «Волшебный тоннель».









Развитие грамматических представлений и связной речи









Игра «Угадай и изобрази».

Презентация «Угадай тень»



Экспериментальная деятельность «Озеро – зеркало»









Дыхательная гимнастика

















Пальчиковая гимнастика



Совместная работа логопеда с детьми «Волшебные комочки»







Пальчиковая игра «Животные»









Заключительная часть













Подведение итогов занятия









Сюрпризный момент

Слышен звон и лучик нам показывает на домик.

Логопед: На нашем пути домик, а кто живет в этом домике? Посмотрим в окошко. Тут зеркало. (Стучим)

Логопед: Чтобы зеркало открылось, давайте попробуем улыбнуться ему (Дети улыбаются). Затем дети хмурятся, удивляются, гримасничают.

Зеркало открывается и из окна выглядывает «Язык»

Логопед: В этом домике, дружок, Живет веселый Язычок. Язычок приготовил для каждого из вас волшебные зеркала.

Дети садятся за столы.

Логопед: Ребята, перед тем как начать гимнастику для языка, давайте скажем наш девиз:

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно

Дети делают артикуляционную гимнастику по инструкции логопеда.

Логопед: чтобы поблагодарить зеркала и язычок, подуйте теплым воздухом на зеркало и нарисуйте улыбку.

Снова слышен звон и луч фонарика показывает на волшебный тоннель. Дети проползают через тактильный тоннель и находят там фигурки животных.

Логопед: трудно ли вам было проходить через волшебный тоннель? Что вы чувствовали?(Дети отвечают)

Логопед: Ребята, волшебный тоннель приготовил для вас задания. Сначала угадайте загадки (Приложение (кот, волк)

Логопед: Ребята, а у кого игрушка лошадь? Давайте скажем, какой первый звук в слове лошадь? Поставьте язык за верхние зубы и погудим звук Лллл.

Придумываем слова на заданный звук. На зеркале картинки-подсказки.

Логопед: У кого зеркальце? Оно пускает солнечный зайчик на экран.

На экране тени животных. Дети угадывают животное по картинкам и изображают его.

Вновь слышен звон, и луч фонарика показывает на искусственный водоем.

Дети рассматривают воду в бассейне.

Логопед: Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё изображение? Где?

(дети высказываются).

Путем опытов приходим к выводу, что дно посуды с водой нужно затемнить. Тогда отражение станет четким. Затемняем дно.

Логопед: ребята, а что это за звук? (слышен звук ветра) Ветер принес нам на парусах волшебный кораблик.

Логопед: Сейчас мы запустим его в наше зеркальное озеро и поможем ему плыть. Для этого нужно вдохнуть носом и сильно выдохнуть ртом, вытянув наши губы трубочкой. Подуем в паруса нашему кораблю.

Логопед: А теперь сделаем в нашем маленьком озере настоящий морской шторм.

Дети дуют в трубочки, опустив их в воду.

Слышен звон, и лучик нам показывает на зеркальную поляну. Дети встают вокруг поляны.

Логопед: ребята, посмотрите, какая зеркальная поляна перед нами. Какая красивая коробка. Наверное, там для нас подарки!?

Логопед достает коробку с бумажными шариками.

Логопед: Ребята, а давайте превратим эти обычные бумажные комочки в волшебные, зеркальные.

Дети заворачивают бумагу в фольгу совместно по инструкции логопеда.

Логопед: А теперь ребята, я покажу вам как при помощи наших зеркальных шариков изобразить различных животных.

Дети, по инструкции логопеда зажимают в различном положении комочки между пальцами.

Слышен звон.

Логопед: Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться из Страны Зазеркалья в детский сад. Дотроньтесь до зеркального кристалла и проговорите: вокруг себя обернись и в детский сад возвратись.

Что расскажите своим друзьям в группе? Для чего тренировали язычок и пальчики?

Сюрприз от нашего волшебного зеркала для веселья и тренировки дыхания.(мыльные пузыри)

Длительность занятия 25 минут



Обсуждение материала
Светлана Львова
23.03.2017 13:38
Луиза,  добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Луиза Тлеуова
23.03.2017 14:49
Добрый день!
Материал редактировала.
С уважением, Тлеуова Л.Р.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru