Урок по русскому языку во 2 классе "Признаки однокоренных слов".
Составитель: Булавинова Елена Васильевна
Воронежская область
Воробьевский район
С-з «Воробьевский»
МКОУ Поселковая СОШ
Начальные классы
Учебник: Русский язык. 2класс под редакцией Т.Г.Рамзаева. 2016г.
Тема урока: Признаки однокоренных слов
Урок: 45 минут
Тема урока: Признаки однокоренных слов
Цели урока: - формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
-находить родственные слова среди других слов;
-выделять в них корень;
- наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных словах;
- развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления;
Оборудование: проектор, презентация.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Чистописание. (Слайд 2)
Напишите слоги и буквосочетания:
ры ры пр пр рп рп ап ап
рыбка
- Продолжите ряд однокоренных слов.
- Прочитайте слова, которые вы написали.
Назовите в этих словах корень.
- Выделите его.
- Что называется корнем?
(Корень – это общая часть родственных слов).
- Какие слова называются родственными?
( Слова, которые имеют общую часть и общее лексическое значение называются родственными).
3. Самоопределение к деятельности.
Послушайте сказку. (Слайд 3)
Гуляла однажды семья гусей по лугу и встретила гусеницу.
- Вы кто такие?- спросила гусеница.
- Я – гусь. Это – гусыня. Это – наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Есть ли в этой сказке родственники?
- Выпишите родственные слова, которые их называют. Выделите общую часть.
Назовите их. (Гусь, гусыня, гусята).
- Почему вы так решили?
- А почему гусеница не их родственница?
(Слово имеет другое лексическое значение).
- Сформулируйте тему урока.
- Как считаете, чему будем учиться на уроке?
(Находить родственные слова, определять их значение, выделять в них корень, правильно писать родственные слова).
4. Организация познавательной деятельности.
1). Сказка. (Слайды 4-6)
В сказочной стране РУССЛАНДИЯ жил король, и было у него много подданных – слов. Они жили большими семьями. Из своих домов они направлялись на работу в тетради учеников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало к королю нужное слово
Однажды король, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прийти к нему слова гора, осина, пар и лимон. Но слова должны были прийти не одни, а со своими родственниками. То ли устали слова накануне, то ли ещё почему, но получилось так, что Гора привела с собой слова Горло и Горняк, Осина захватила слова Осинник и Оса, Пар взял Парная и Парус, а Лимон явился с Апельсином и Мандарином.
Удивился король, рассердился, и некоторые слова отправил домой.
- Какие слова он отправил домой? Почему?
(Горло, оса, парус, апельсин, мандарин)
Спишите родственные слова, выделите в них корень.
2). Игра «Один лишний». (Слайды 7-10)
Найдите среди однокоренных слов лишнее.
-
Вода, водичка, водить, подводник.
-
Нос, носить, носик, носатый.
-
Сорняк, сорока, соринка, сор.
-
Старик, старый, старт, старушка.
- Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть). Какая?
- Почему слова водитель, носить, сорока, старт лишние?
Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Физкультминутка. (Слайд 11)
3). Работа по учебнику с. 45. (Слайд 12)
Упражнение 294.
- Прочитайте. Найдите слова, которые подобрала Катя.
- Что вы можете о них сказать? (Это не родственные слова т.к. имеют разное значение).
- Найдите слова, которые подобрал Дима. Эти слова можно назвать родственными? (Это родственные слова т.к имеют общую часть рыж- и общее значение).
Выпишите эти слова, выделите корень.
1 ученик у доски.
Упражнение 295.
- Прочитайте верхнее задание. Выполните.
- Прочитайте образец рассуждения.
По 1 ученику у доски с комментированием.
4). Работа в рабочей тетради с.62, упражнение 101.
5). Выполнение упражнений в электронном приложении к учебнику русского языка 2 класс под редакцией Канакиной В.П.
5. Рефлексия «Словесный сад» (Слайд 13- 14).
Сейчас мы отправимся в словесный сад. В этом саду растут необычные деревья, а родословные, плодами которых являются только однокоренные слова.
Прочитайте, определите, какие слова-плоды растут на каждом дереве.
- Какие слова лишние, почему?
- Назовите два признака однокоренных слов. (Общий корень и общее лексическое значение).
- Чему учились сегодня на уроке?
- За что бы вы похвалили себя?
- Оцените свою работу.
6. Домашнее задание. (слайд 15)
Выполнить упражнение в учебнике 296.
Использованная литература:
-
О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. Москва «ВАКО» 2012г.
-
В.Волина. Русский язык учимся играя. Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1996г.
-
И.Б.Голуб. Путешествие по стране слов. Москва «Просвещение» 1992г.
-
Т.Г.Рамзаева. Учебник русский язык 2 класс 2ч. Москва «Дрофа» 2016г.
-
Т.Г.Рамзаева. Тетрадь для упражнений и речи. Москва «Дрофа» 2016г.
Интернет источники:
-
Физкульминутка: https://www.youtube.com/watch?v=wje-YR3r-7I
-
https://yandex.ru/images/?parent-reqid=1488725661406919-1679890186348828170452005-fol1-1811
-
https://yandex.ru/images/?parent-reqid=1488977782728702-957340332517127599110998-iva1-
https://yandex.ru/images/?parent-reqid=1488977845354081-5053887098158967420114614-iv
-
https://yandex.ru/images sketch-brown-tree-green-leaves-isolated-white-background-50737811
-
https://yandex.ru/video/?path=wizard&parent-reqid=1488978581965586-167327581
-
https://yandex.ru/images/?parent-reqid=1488978668645994-6908856853009832071107046-sfront6-03256585128039112811-ws11-383
-
https://yandex.ru/images/?parent-reqid=1488978719235928-2069739051028640818114257-myt1-0797
-
https://yandex.ru/images 11918023-Tree-with-green-leaves-1-vector-illustration--Stock-Photo
-
https://yandex.ru/images 3040860-Tree-silhouette-old-grass-summer-Stock-Photo
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Социально-педагогическая сущность создания ситуации успеха для обучающихся в системе дополнительного образования детей»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей