В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Только четыре дня, с 24 по 27 августа 2019 г. портал «УчМет» проводит масштабную акцию и предоставляет уникальную возможность приобрести любую программу переподготовкикурс повышения квалификации или вебинар издательства «Учитель» и Международного центра образования (г. Москва) со скидкой 50%!

Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Лариса Смекалова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1115
Краткое описание
Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Роль семьи.doc
HTML Войдите для скачивания файлов









Смекалова Лариса Леонидовна

педагог-психолог

первая квалификационная категория

Архангельская область, п. Плесецк

МБДОУ «Золотой петушок»

Психология

Родительское собрание в средней группе

«Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка»

Продолжительность: 45 минут

Использование средств ИКТ





































Цель: расширить представление о роли семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Задачи:

  • раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;

  • сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристики;

  • обсудить влияние способов семейного воспитания на психологическое здоровье ребенка;

  • предложить практические рекомендации родителям по сохранению психологического климата в семье.


Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.


Компоненты здоровья: физическое здоровье- это состояние, при котором у

человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;психическое здоровье включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс; социальное здоровье -включает в себя гармоничное отношение человека к миру, благополучные отношения с

окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей); авственное здоровье - система ценностей, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами

добра, любви, милосердия, красоты.

Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно вязано с психологической атмосферой, или климатом, семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Пихологический климат - эмоциональный настрой, который преобладает в семье, это отображение уровня общения в семье, отношение родственников друг к другу. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет приятным или неблагоприятным.

Семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально- психологическим

здоровьем детей. От психологического климата внутрисемейных отношений, от выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви.

родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни. Факторы психологического климата. Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней, оказывает влияние на каждого из членов.

Он воздействует как на психологическое, так и физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме зависит долголетие человека. Также психологический климат очень важен при

принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.


Виды психологического климата.

  • Благоприятный климат в семье складывается в том случае, если супруги

имеют одинаковый взгляд на семейную жизнь на воспитание детей. Родители принимают одинаковые решения.

  • Неблагоприятный – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

  • сплоченность;

  • возможность всестороннего развития личности, каждого его члена;

  • доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

  • чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;

  • гордость за принадлежность к своей семье;

  • ответственность.

Важный показатель благоприятного психологического климата -

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства

и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе

путешествовать.

Влияние эмоционального климата семьи на психологическое здоровье и развитие ребенка. емьи и отношения внутри нее, формируют свой, определенный эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношение супругов между

собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребенок будет развиваться, каким

он станет.

Негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье относятся:


  • конфликты супругов;

  • несогласованность, противоречивость позиций воспитания, воспитательных приемов;

  • чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию;


Основным условием нормального развития ребенка признается спокойная и

доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка,

беседуют с ним, поддерживают, осуществляют необходимое наблюдение. ксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно доказали, то нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного общения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психическое здоровье или нездоровье ебенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и

детей.

Выделяют следующие стили родительского воспитания:

  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

  • демократический(бесконтрольный, попустительский);

  • индифферентный ( властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).


Демократический.
Девиз воспитания «Мы вместе».

Особенности воспитания:

  • учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

  • равноправие;

  • взаимная забота и ответственность;

  • поддержка, помощь.

Формирующие черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность ,

воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие.

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива.

Авторитарный. Девиз воспитания: «Делай, как сказано».

Особенности воспитания:

  • ограничение свободы, выбора, самостоятельности;

  • игнорирование нужд, желаний, потребностей;

  • высокие требования;

  • много обязанностей;

  • отсутствие поддержки;

  • жесткая система запретов, санкций;

  • жестокое обращение;

  • деспотизм, тирания;

  • эмоциональное отвержение.

Формирующие черты характера: чувство тревоги, одиночество, агрессивность, демонстративность, бунтарство обида, нерешительность, недоверчивость, неуверенность.

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Гиперопека

Девиз воспитания «Вместо».

Особенности воспитания:

  • удовлетворение прихотей;

  • покровительство;

  • освобождение от трудностей и неприятных обязанностей;

  • преувеличение талантов и способностей;

  • слабо или совсем не регламентируется поведение.

Формируются черты характера:

эгоцентризм, требовательность, капризность,

склонность к непослушанию, буйство, агрессивность,

жестокость, на людях ведут себя неадекватно,

импульсивно.

Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.

Гипоопека (равнодушие, безразличие).
Девиз: «Живи, как хочешь».

Особенности воспитания:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

  • игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

  • эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

  • попустительство в сфере контроля за поведением;

  • жестокие требования, деспотизм, тирания;

  • упреки во всех бедах.

Формирующие черты характера: самостоятельность, воровство, бродяжничество,

раздражительность, агрессивность, мстительность задиристость, озлобление, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм.

Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья.

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья для детей дошкольного возраста.


  • Старайтесь не кричать на ребенка. Дети, особенно дошкольного возраста, очень часто шалят. Иногда у любящих мам и пап, уставших от множества шалостей, просто заканчивается терпение. Если подобное стало регулярно с вами случаться, учитесь успокаиваться и при необходимости «брать себя в руки».

  • Усвойте истину: выплескивая зло на ребенка, вы никогда ничего ему не объясните. Конечно, строгость в воспитании должна присутствовать. Но во всем нужно знать меру.

  • Не скупитесь на похвалы. Почему– то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряем, а на хороших нет. Добрые слова много значат для детей. Они помогают понимать, что нужно стремиться к лучшему.

  • Стремитесь как можно больше разговаривать с детьми. Вы должны понимать своего ребенка (детей), вызывать доверие, вникать во все проблемы и серьезно к ним относится. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику;

  • Поддерживайте у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.

  • Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия;

  • Помочь ребенку осознать свои эмоции. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния

  • Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве;

  • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо «психологическая пощечина ребенку».


Помните, что в ваших силах сохранить психическое здоровье детей.


 


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru