В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Лариса Смекалова Лариса Смекалова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 485
Краткое описание
Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка.
Пожаловаться 09 ноября 2016
Файлы
Роль семьи.doc
HTML Войдите для скачивания файлов









Смекалова Лариса Леонидовна

педагог-психолог

первая квалификационная категория

Архангельская область, п. Плесецк

МБДОУ «Золотой петушок»

Психология

Родительское собрание в средней группе

«Роль семьи в формировании психологического здоровья ребенка»

Продолжительность: 45 минут

Использование средств ИКТ





































Цель: расширить представление о роли семьи в формировании психологического здоровья ребенка.

Задачи:

  • раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;

  • сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристики;

  • обсудить влияние способов семейного воспитания на психологическое здоровье ребенка;

  • предложить практические рекомендации родителям по сохранению психологического климата в семье.


Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.


Компоненты здоровья: физическое здоровье- это состояние, при котором у

человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;психическое здоровье включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс; социальное здоровье -включает в себя гармоничное отношение человека к миру, благополучные отношения с

окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей); авственное здоровье - система ценностей, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами

добра, любви, милосердия, красоты.

Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно вязано с психологической атмосферой, или климатом, семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Пихологический климат - эмоциональный настрой, который преобладает в семье, это отображение уровня общения в семье, отношение родственников друг к другу. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет приятным или неблагоприятным.

Семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально- психологическим

здоровьем детей. От психологического климата внутрисемейных отношений, от выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви.

родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни. Факторы психологического климата. Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней, оказывает влияние на каждого из членов.

Он воздействует как на психологическое, так и физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме зависит долголетие человека. Также психологический климат очень важен при

принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.


Виды психологического климата.

  • Благоприятный климат в семье складывается в том случае, если супруги

имеют одинаковый взгляд на семейную жизнь на воспитание детей. Родители принимают одинаковые решения.

  • Неблагоприятный – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

  • сплоченность;

  • возможность всестороннего развития личности, каждого его члена;

  • доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

  • чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;

  • гордость за принадлежность к своей семье;

  • ответственность.

Важный показатель благоприятного психологического климата -

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства

и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе

путешествовать.

Влияние эмоционального климата семьи на психологическое здоровье и развитие ребенка. емьи и отношения внутри нее, формируют свой, определенный эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношение супругов между

собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребенок будет развиваться, каким

он станет.

Негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье относятся:


  • конфликты супругов;

  • несогласованность, противоречивость позиций воспитания, воспитательных приемов;

  • чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию;


Основным условием нормального развития ребенка признается спокойная и

доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка,

беседуют с ним, поддерживают, осуществляют необходимое наблюдение. ксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно доказали, то нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного общения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психическое здоровье или нездоровье ебенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и

детей.

Выделяют следующие стили родительского воспитания:

  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

  • демократический(бесконтрольный, попустительский);

  • индифферентный ( властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).


Демократический.
Девиз воспитания «Мы вместе».

Особенности воспитания:

  • учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

  • равноправие;

  • взаимная забота и ответственность;

  • поддержка, помощь.

Формирующие черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность ,

воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие.

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива.

Авторитарный. Девиз воспитания: «Делай, как сказано».

Особенности воспитания:

  • ограничение свободы, выбора, самостоятельности;

  • игнорирование нужд, желаний, потребностей;

  • высокие требования;

  • много обязанностей;

  • отсутствие поддержки;

  • жесткая система запретов, санкций;

  • жестокое обращение;

  • деспотизм, тирания;

  • эмоциональное отвержение.

Формирующие черты характера: чувство тревоги, одиночество, агрессивность, демонстративность, бунтарство обида, нерешительность, недоверчивость, неуверенность.

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Гиперопека

Девиз воспитания «Вместо».

Особенности воспитания:

  • удовлетворение прихотей;

  • покровительство;

  • освобождение от трудностей и неприятных обязанностей;

  • преувеличение талантов и способностей;

  • слабо или совсем не регламентируется поведение.

Формируются черты характера:

эгоцентризм, требовательность, капризность,

склонность к непослушанию, буйство, агрессивность,

жестокость, на людях ведут себя неадекватно,

импульсивно.

Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.

Гипоопека (равнодушие, безразличие).
Девиз: «Живи, как хочешь».

Особенности воспитания:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

  • игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

  • эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

  • попустительство в сфере контроля за поведением;

  • жестокие требования, деспотизм, тирания;

  • упреки во всех бедах.

Формирующие черты характера: самостоятельность, воровство, бродяжничество,

раздражительность, агрессивность, мстительность задиристость, озлобление, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм.

Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья.

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья для детей дошкольного возраста.


  • Старайтесь не кричать на ребенка. Дети, особенно дошкольного возраста, очень часто шалят. Иногда у любящих мам и пап, уставших от множества шалостей, просто заканчивается терпение. Если подобное стало регулярно с вами случаться, учитесь успокаиваться и при необходимости «брать себя в руки».

  • Усвойте истину: выплескивая зло на ребенка, вы никогда ничего ему не объясните. Конечно, строгость в воспитании должна присутствовать. Но во всем нужно знать меру.

  • Не скупитесь на похвалы. Почему– то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряем, а на хороших нет. Добрые слова много значат для детей. Они помогают понимать, что нужно стремиться к лучшему.

  • Стремитесь как можно больше разговаривать с детьми. Вы должны понимать своего ребенка (детей), вызывать доверие, вникать во все проблемы и серьезно к ним относится. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику;

  • Поддерживайте у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.

  • Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия;

  • Помочь ребенку осознать свои эмоции. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния

  • Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве;

  • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо «психологическая пощечина ребенку».


Помните, что в ваших силах сохранить психическое здоровье детей.


 


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru